1760–1813
Архитектор, рисовальщик, гравер
Окончил Королевскую академию архитектуры в Париже (1780). За проект собора получил II премию и право на пенсионерскую поездку в Италию, где продолжил образование в Академии Св. Луки в Риме. Совершил поездки в Неаполь и Флоренцию. В 1788–1789 работал в Королевской Академии в Фонтенбло в качестве нумизмата и архитектора. В 1790–1791 побывал в Италии (Венеция) и Австрии. В начале 1790-х руководил перестройкой дворца князей Любомирских в городе Ланьцут (Польша), в 1794–1798 служил при дворе графа М. Эстерхази в Венгрии.
В 1799 по приглашению князя А. М. Голицына приехал в Россию. Первоначально работал в его имении Самойлово, где построил церковь Пречистой Богородицы. С 1800 жил в Петербурге. В том же году «по трем рисункам», представляющим внутренние и наружные виды в проспекте…» был удостоен звания академика ИАХ. Преподавал в ИАХ, с 1802 — профессор оптики и перспективы, с 1810 — профессор архитектуры.
В 1802 утвержден в звании придворного архитектора. Руководил перестройкой Большого театра в Петербурге (1802–1805), Биржи на стрелке Васильевского острова (1805–1810), начатой по проекту Дж. Кваренги, дома графини А. Г. Лаваль (1806–1809). Построил церковь на Волковом кладбище в Петербурге (1804–1809). Выполнил проекты мавзолея Павла I в Павловске (1800-е), надгробие графа П. А. Румянцева-Задунайского (1807), фонтана на Пулковской горе на Царскосельской дороге (1809). Создавал проекты мебели, осветительных приборов, часов, ваз, церковной утвари. С 1804 работал на Императорском стеклянном заводе, выполнил множество изделий из стекла.
Был превосходным рисовальщиком, причем известность Тома де Томона как графика в начале XIX века опережала его славу как архитектора. Много работал в техниках акварели, сангины, мела, соуса. Создавал виды Петербурга, архитектурные фантазии, в которых варьировал темы римской и греческой античности. Тиражировал свои рисунки способом контр-эпрев. Выполнил цикл гравюр Vues originales d`Italie (СПб., 1801). Автор трактата Traité de peinture, précédé de l`originale des Arts... par Thomas de Thomon.
Тома де Томон — один из крупнейших мастеров архитектуры в России начала XIX столетия, представитель позднего классицизма. Он создал собственный стиль в архитектуре, характерными особенностями которого являются композиционная простота, ясность членений, монументальность, массивность форм, активное использование колоннад дорического ордера и круглых элементов — ротонды, купола. В области прикладного искусства существует проблема разделения произведений Тома де Томона и А. Н. Воронихина.
Графическое наследие мастера достаточно велико; значительную его часть составляют контр-эпревы — листы небольшого формата, оттиснутые художником с собственных рисунков и впоследствии доработанные от руки. Чрезвычайно характерным является заключение композиции в овальную или круглую форму.
Произведения Тома де Томона находятся во многих музейных собраниях, среди них — Государственный Русский музей, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Музей архитектуры им. А. В. Щусева и другие.
Записка с надписью «Покупайте биткойны» продана за $1 млн
07.05.2024Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 528
03.05.2024Heritage Auctions анонсировал майские русские торги
03.05.2024Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 527
26.04.2024Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн
25.04.2024Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса
24.04.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе
НЕМУХИН Владимир Николаевич (1925–2016) Москва — Лианозово. 1988 (70,9 × 78,7 см)
сделать ставкуАНДРЕЕНКО Михаил Фёдорович (Андреенко-Нечитайло, 1894–1982) Композиция. 1924 (16 × 24 см)
сделать ставкуЛЕБЕДЕВ Владимир Васильевич (1891‒1967) [На ринге] (30,2 × 39,3 см)
сделать ставку