Professional Auction Script Software by PHP Pro Bid

16 Май. 2021
  Мой аккаунт []



Инидивидуальный
подбор работ для:

- коллекции
- инвестиций
- интерьера
- подарка

Статистика сайта
Зарегистрированных пользователей
 Лотов в продаже
 Посетителей на сайте

Назад на главную страницу
Главная категория: Скульптура, объект
  Деревянная полихромная скульптура «Резная голова Иоанна Предтечи». Пермь (?). Конец XVIII века ID лота: 119212  
Покупатель или продавец этого лота?
Войти в аккаунт
Отправить данный лот другу    

Деревянная полихромная скульптура «Резная голова Иоанна Предтечи». Пермь (?). Конец XVIII века

Для того чтобы делать ставки, вы должны зарегистрироваться.

Текущая ставка 120 000 RUB
Начальная ставка 10 000 RUB [ Конвертировать ]
Количество 1
Ставок 5 [ смотреть историю ]
Откуда Москва, РФ
Страна Российская Федерация
Осталось времени
Закрыт
Начало продажи 12 Апр. 2021 12:00:00
Завершение продажи 16 Апр. 2021 12:00:00
Статус Закрыт
Победитель(и) 120 000 RUB - Boyart (1)
За данным аукционом следят 1 пользователя(ей)

Следить за этим лотом

Лот просмотрен 288 раз

Описание
Деревянная полихромная скульптура «Резная голова Иоанна Предтечи». Пермь (?). Конец XVIII века

0000

Дерево, левкас, темпера. 24 × 18 × 6

Традиция изготовления резных икон пришла на Русь в XI веке вместе с православием из Византии, где подобные изображения датируются еще первыми веками христианства. На новом месте традиция не только прижилась, но и получила развитие. Для этого были все условия: обилие высококачественной древесины, большое количество мастеров, умеющих обращаться с этим капризным материалом, быстро растущая паства новой религии обеспечивала спрос на предметы культа. Способствовала распространению церковной резьбы также дороговизна и редкость настоящих писаных икон, малое количество местных иконописцев.

Все это делало резную икону все более популярной. Появились именные образа, кресты, складни, нательные образки, мощевики. Русские мастера использовали привычные и податливые для резца породы — липу и сосну, иногда березу, ольху, осину. Для особенно ответственных и парадных случаев применяли редкий привозной материал: кипарис, можжевельник, тис, грушу. Рельефные иконы расписывали красками и покрывали сусальным и творёным золотом, серебром, тонировали природными пигментами, обжигали, украшали тиснением, драгоценными камнями и прекрасными поделочными минералами, речным жемчугом, янтарем, металлическими вставками с чеканкой, дорогими и богато украшенными тканями. Для защиты от влаги, плесени и паразитов наносили специальным образом очищенные масла, пчелиный воск, сложные лаки, натуральные олифы. В качестве образцов широко использовали иллюстрации из отечественных и зарубежных Библий и других священных текстов, прориси икон, подлинные писаные образа. К XVI — XVII векам относится период наивысшего расцвета русской «иконы на рези».

Однако были в истории резной иконы и черные дни, когда в ней видели то пережитки языческого прошлого, то влияние «латинянства». Не щадили её ни войны, ни городские пожары, ни восстания.

Но самый страшный удар по этому виду искусства был нанесен никонианской церковной реформой 1650–1660 годов. Согласно новым правилам, введенным патриархом Никоном, категорически запрещалось изготавливать и держать в домах и церквях объемные иконы и скульптуры (исключение делалось только для крестов и панагий). Именно в это время была уничтожена большая часть русской православной «рези на дереве»: её рубили топорами, жгли в синодальных кострах. Лишь немногое удалось спасти в старообрядческих семьях и тайных молельных домах раскольников.

Кое-что уцелело на далеком от столичных новшеств, независимом в своих суждениях, Русском Севере и в чтящей древние заветы Сибири. Здесь на значительном расстоянии от общественных и политических катаклизмов, в условиях патриархального жизненного уклада и непрерывности художественных устоев бережно и ревностно хранились традиции русского христианского резного искусства. На архангельской, поморской, соловецкой, пермской, каргопольской, уральской земле продолжали работать мастерские резьбы по дереву, обучались новые резчики. Доморощенные и пришлые мастера подолгу жили в местных монастырях, выполняя их заказы на резные киоты, иконостасы, иконы. Нередко они принимали постриг и оставались в обители, трудясь на благо братии и обучая послушников, монахов и местных мальчишек художественной обработке дерева.

Помимо удаленности от центральной духовной и светской власти, её запретов на трехмерное изображение, развитию деревянной пластики на Севере и в Сибири способствовала многонациональность здешних поселений. Новообращенным христианам из числа коренных народов деревянные идолы были хорошо знакомы, их они воспринимали и чтили, как богов, а вот обычные плоские образа уважения у них не вызывали. Бывали случаи, когда местные племена соглашались креститься только вместе со своим тотемом. Ну и что прикажете делать православному священнику, исполняющему свой миссионерский долг в таких условиях? Приходилось считаться. Так тихо, негласно появились в православных храмах скуластые деревянные Богородицы, Иисусы в финно-угорских охотничьих костюмах, Николы Можайские с раскосыми глазами. Местные священники чтобы удержать в своем приходе капризных и своевольных неофитов, совсем недавно бывших язычниками, в ответ на высочайшие циркуляры и запреты отмалчивались, уклонялись от прямых ответов на запросы, лишь задвигая подальше от глаз проверяющих в темные ниши, на колокольни и малодоступные приделы эти удивительные произведения деревянной рези. Так побеги русской православной резьбы была привиты на крепкий ствол обычаев, традиций и фольклора коренных северных и сибирских народов, дав жизнь новым поколениям уникальных и самобытных мастеров резьбы по дереву.

Доказательством тому, что некоторые из них были не просто хорошими ремесленниками, а настоящие художниками, может служить тот факт, что почти все сохранившиеся работы хранятся не только в храмах, но и в лучших музеях страны. Есть резные иконы и деревянные церковные скульптуры в музеях московского Кремля, в Эрмитаже, Русском музее, Третьяковке, реставрационном центре Грабаря. Потрясающая коллекция культовой деревянной пластики находится в Пермской художественной галерее, богатейшие собрания резьбы выставляются в городских, областных и районных музеях Архангельска, Каргополя, Северодвинска, Вельска, Сольвычегодска, Шенкурска, Яренска, Красноборска. Там есть удивительные работы XIII — XVI, XVII, XVII,XIX веков (livemaster.ru).

***

Иоанн Предтеча является самым почитаемым святым после Пречистой Богородицы. Его рождение — явленное свидетельство силы молитвы его престарелых родителей и указание на предстоящую особую миссию будущего святителя Божиего.

Иоанн Предтеча сподобился крестить Мессию в Иордане, а когда Иисус выходил из воды, на Него сошел Дух Святый в виде голубя, и громогласный глас с Небес возвестил, что «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

После Господня Крещения Иоанн был заключен под арест царем Иродом Антипой. Галилейский правитель был разгневан на Крестителя за то, что он открыто обличал правителя в беззаконном сожительстве с Иродиадой, которая была супругой его брата Филиппа.

В свой день рождения Ирод устроил званый пир, где Соломия — дочь Иродиады, очень красиво танцевала, чем угодила царю. Он пожелал отблагодарить девицу и поклялся дать ей все то, что она пожелает. Соломия, по сговору с матерью, пожелала принять в качестве ценного дара честную главу Иоанна Крестителя на блюде.

Тут же тюремный стражник отсек святому голову, и Соломия получила желаемое.

Позже супруга домоправителя Иродова погребла главу мученика в глиняном сосуде на Елеонской горе, а тело Иоанна забрали его ученики и захоронили в Севастии (molitva-info.ru).

Предаукционная выставка работ
Задать вопрос продавцу
Пожалуйста войдите под вашим именем, чтобы задать вопрос продавцу.


Для того чтобы делать ставки, вы должны зарегистрироваться.

Copyright ©2009 PHP Pro Software LTD. All Rights Reserved. Designated trademarks and brands are the property of their respective owners.
Use of this Web site constitutes acceptance of the AI Аукцион живописи в Москве онлайн ПРАВИЛА И УСЛОВИЯ and ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ
Страница загружена за 0.267725 секунды