Православные древности Серпуховского края показывают в Третьяковской галерее
ARTinvestment.RU   15 апреля 2013

Сегодня в ГТГ открывается выставка древнерусского искусства из собрания Серпуховского историко-художественного музея. Представлены иконы XV — XX веков, произведения декоративно-прикладного искусства, рукописная и печатная книга

ГТГ, 15 апреля — 28 июля 2013
Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12

Сегодня в Третьяковской галерее открывается выставка «Православные древности Серпуховского края».

За 95 лет существования в Серпуховском историко-художественном музее, одном из старейших в Подмосковье, собрана обширная коллекция русского и западноевропейского искусства — более 40 000 экспонатов. Часть этой коллекции — произведения русского искусства 1870–1910-х годов — уже демонстрировалась в залах Третьяковской галереи в 2008 году. На этот раз для выставки отобраны экспонаты из наиболее ценного музейного фонда — собрания древнерусского искусства. В его составе — иконы XV — XX веков, произведения декоративно-прикладного искусства, рукописная и печатная книга.

В 1920-х — начале 1930-х годов в музей регулярно поступали произведения из национализированных усадеб, а также из закрытых монастырей и церквей Серпухова. Однако основой музейной коллекции древнерусского искусства стало национализированное в 1918 году личное собрание серпуховской фабрикантши А. В. Мараевой (1845–1928), а также иконы и церковные книги из построенной на ее средства в 1908–1912 годах Покровской старообрядческой церкви.

В конце XIX века купцы 1-й гильдии Мараевы, в прошлом крепостные графов Орловых-Чесменских, входили в число богатейших семей Серпухова. В 1884 году главой этой семьи стала А. В. Мараева. Будучи старообрядкой старопоморского согласия, она целенаправленно собирала образцы «древлего благочестия». Мараевское собрание икон и рукописей входило в число самых крупных и высокохудожественных старообрядческих коллекций Московской губернии. В 1920–30-х годах наиболее ценные произведения были вывезены из Серпухова. Ныне они находятся в собраниях Третьяковской галереи, Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва, Исторического музея и других. Вкусы и предпочтения Мараевой определили характерную особенность музейного собрания: интереснейшая его часть — старообрядческие иконы и церковные книги. Большинство экспонатов настоящей выставки также связано с именем А. В. Мараевой. Представленные памятники XV — XVII столетий из ее коллекции прошли старообрядческую «реставрацию».

Долгое время собранию древнерусского искусства в музее не уделялось должного внимания, многие экспонаты оставались в плохом состоянии. Только с 1970-х годов началась серьезная и планомерная работа по реставрации и изучению икон, церковной утвари и литургических облачений. В состав выставки включено около 70 икон, произведений декоративно-прикладного искусства и других раритетов конца XV — XIX веков. Все экспонаты прошли реставрацию, у ряда икон уточнены авторство и датировка.

В экспозиции представлены несколько иконописных центров конца XV — начала ХХ века. Самая древняя из икон — «Святитель Николай Чудотворец, с житием» конца XV века — образец новгородского письма. Это произведение отличает высочайшее качество исполнения, совершенство живописных приемов. В результате реставрации, проведенной в 2012–2013 годах, икона очищена от потемневшей олифы и впервые предстанет перед зрителем. К новгородской художественной традиции относится и икона начала XVI века «Параскева Пятница, с житием».

В экспозиции представлены и достаточно редкие в подмосковных музеях произведения псковского письма — иконы из праздничного чина середины XVI века «Введение во храм», «Вознесение», «Троица Ветхозаветная».

Искусство Москвы начала XVI века представлено иконами «Богоматерь Владимирская», одним из лучших списков образа первой трети XII века из собрания Третьяковской галереи, и «Преображение» из Высоцкого монастыря.

Ярославскому письму принадлежат «Богоматерь Толгская» и «Распятие» (обе — XVII век).

В домовой моленной А. В. Мараевой и Покровской старообрядческой церкви были размещены иконы, созданные иконописцами Палеха и Мстёры XVIII — XIX веков. Среди этих произведений «Апокалипсис», «Суббота Всех Святых» и «Распятие» выделяются сложной иконографией, ювелирной тонкостью письма, звучностью красок.

В первой четверти XIX столетия мастерами старообрядческой Выговской пустыни написан ряд портретов настоятелей и учителей Выго-Лексинского общежития. Подобные портреты были популярны среди староверов-беспоповцев, они размещались в интерьерах моленных и жилищ. На выставке представлена одна из самых значительных по составу и художественному качеству серия из 13 портретов, принадлежавшая А. В. Мараевой.

Среди древнейших экспонатов на выставке — выполненная в 1460–70-х годах серебряная панагия из серпуховского Введенского Владычного монастыря. По преданию, она принадлежала основателю обители — митрополиту Московскому Алексию.

В экспозицию включена Вкладная книга Высоцкого монастыря — уникальный исторический источник. Книга украшена миниатюрами, часть которых воспроизводит постройки древней обители. Благодаря записям XVI — XVII веков можно узнать о дарении монастырю икон и утвари, о существовании в нем собственных иконописцев. Насельник обители, упомянутый в документе монах Лаврентий, предположительно был автором представленной на выставке иконы «Пятичастная» (1702). Еще ранее, в 1688 году, туда же была пожертвована включенная в экспозицию икона «Богоматерь Печерская», написанная постриженником Высоцкого монастыря иеродиаконом Сергием. Оба памятника отличают редкость иконографических изводов и высокое качество живописного исполнения. Настоящая выставка — своего рода отчет о работе нескольких поколений реставраторов и научных сотрудников Серпуховского историко-художественного музея.

Источник: пресс-релиз ГТГ


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20130415_Serpukhov.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20130415_Serpukhov.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх