«Сны разума»… прогоняют чудовищ
ARTinvestment.RU   25 апреля 2009

Вчера вечером в Красноярском музейном центре открылась выставка «Франсиско Гойя / Сальвадор Дали. Сны разума», объединившая 160 офортов двух великих испанских художников

Вчера вечером в Красноярском музейном центре открылась выставка «Франсиско Гойя / Сальвадор Дали. Сны разума», объединившая 160 офортов этих великих испанских художников из собрания немецкой галереи Боттингерхаус. Произведения Франсиско Гойи сопровождаются комментариями 1799 и 1803 годов. Комментарии к произведениям Сальвадора Дали специально для проекта «Сны разума» подготовлены немецким искусствоведом Куртом Руппертом. Первое представление выставки в России состоялось в конце 2004 — начале 2005 года в Москве в залах Российской академии художеств. В 2007–2008 годах выставка была представлена в Ростове-на-Дону, Ставрополе, Волгограде, Краснодаре, Самаре и Пензе.

Известнейшая серия офортов великого испанского художника Франсиско Гойи «Капричос» была создана в 1793–1799 годах. Она выразила отношение художника к морали и нравам современной ему Испании. Эти сюрреалистические произведения причудливо соединили в себе жизненные реалии и гротескные образы, рожденные сознанием художника. Серия стала одной из самых больших загадок в мировом художественном наследии и пребывает в центре внимания исследователей уже более 200 лет.

Сальвадор Дали создал свою серию в 1977 году, будучи к тому времени признанным мастером сюрреализма, скандальным гением и миллионером. Собственно говоря, Сальвадор Дали не делал свои «сны разума» по мотивам прославленных «Капричос», он делал их буквально по офортам Гойи, которые использовал как этакую детскую книжку-раскраску, нарочито наивно заливая сумрачную черно-белую графику нежной пастелью  — голубой, розовой и лимонно-желтой. «Сны разума» Дали выглядят даже не сюрреализмом, а поп-артом. Похоже, что прославленный испанец решил взять на вооружение опыт Энди Уорхола, с 1960-х «раскрашивавшего» черно-белые фотографии звезд или газетные снимки автокатастроф.

Впрочем, Сальвадор Дали не ограничился прилежным раскрашиванием офортов, но, подобно шкодливому школьнику, дорисовывающему усы и рожки портретам в учебнике, дополнил «Капричос» собственными фирменными деталями, ненавязчиво пририсовав то тут, то там растекающиеся часы да диковинные костыли. Порой это дорисовывание носит подростково-скабрезный характер...

Иногда сюрреалист несколькими штрихами меняет пространство старых офортов, намечая на заднем плане собственные излюбленные ландшафты, напоминающие бесконечно протяженные театральные подмостки, по которым где-то вдалеке бродят характерные смерчеподобные фигуры. В самых интересных и изобретательных вариантах Дали удалось соединить фрагменты нескольких фигур в новый фантомный персонаж. Так некогда русский заумник Алексей Кручёных вычитывал в классических стихах слова-ляпсусы, помимо воли автора образующиеся из слогов двух соседствующих слов.

Впрочем, Сальвадор Дали не пытался выявить тайное безумие офортов Гойи, тем более что в них с избытком хватает безумия явного. «Капричос» невозможно сделать еще более сюрреалистичными, чем они были сами по себе, до вмешательства Дали. Напротив, обработанные Сальвадором Дали картинки выглядят безобиднее и рациональнее, чем оригиналы. Аллегорический смысл гротескных видений Гойи сегодня куда менее внятен, нежели школярский фрейдизм Дали. Кошмары «Капричос» пугают страхом непредставимого, невиданного и сокровенного — кажется, что самое страшное в них осталось неназванным и затаилось в густых черных тенях. К 1970-м годам невиданных страхов почти не осталось, все ужасы были многократно зарисованы, засняты и описаны, все кошмары тщательно занесены в сонники и истолкованы. Сальвадор Дали не оставил на офортах Гойи темных пятен, он высветлил тени и тщательно прорисовал всех чудовищ, которые в них скрывались, выступив в роли психоаналитика Гойи, рационализирующего его визионерство. Так что амбициознейший на первый взгляд проект, в котором один главный испанский безумный гений создает свои вариации на тему другого главного испанского безумного гения, обернулся, в сущности, очаровательной и ни к чему не обязывающей безделицей.

Выставка продлится до 7 июня.

Источник: mira1.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090425_goya_vs_dali.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090425_goya_vs_dali.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх