В Нью-Йорке проходит выставка ювелирных украшений работы Александра Колдера
ARTinvestment.RU   09 января 2009

Великий американский модернист известен не только своими легкими скульптурами-мобилями и гигантскими конструкциями-стабилями, но еще и изысканными украшениями, большинство из которых он делал для своей любимой жены

В нью-йоркском музее Метрополитен проходит выставка великого американского модерниста Александра Колдера (Alexander Calder, 1898–1976). Этот художник известен прежде всего своими легкими кинетическими скульптурами — мобилями, а также огромными металлическими конструкциями ярких цветов — стабилями. Колдер также писал картины, создавал графические произведения и придумывал оригинальные ювелирные украшения. Именно последним и посвящена выставка в Метрополитен.

Как Александр Колдер относился к семье и браку? Кое-какие предположения сделать можно, посмотрев на ожерелье под названием «Ревнивый муж», которое скульптор создал в 1940 году. Это не простое украшение, а самая настоящая броня, из которой торчат длинные шипы — прямо-таки «ожерелье верности». «Ревнивый муж» — всего лишь один из умопомрачительных экспонатов на выставке, на которой представлено 90 украшений Колдера.

Всего за свою жизнь художник создал около 1 800 ювелирных изделий. Некоторые из них выставлялись на продажу в галереях, но большинство предназначалось в качестве подарков для жены Колдера, Луизы, родственниц и подруг.

Самые первые свои украшения художник сделал еще в 1906 году, в возрасте восьми лет. Мальчик подбирал на улице куски металла и делал оригинальные браслеты, брошки и ожерелья для кукол своей сестры. Колдер часто создавал ювелирные изделия в 1920-е — 1940-е годы. Позже, когда к художнику стали поступать заказы на большие мобили и стабили, производство украшений отошло на второй план.

На создание украшений для подруг, таких как Пегги Гуггенхайм (Peggy Guggenheim) и жена сюрреалиста Жоана Миро (Joan Miró), Пилар (Pilar Miró), Колдера вдохновляли различные забавные факты. На выставке в музее Метрополитен можно увидеть большие серьги с буковками, которые складываются в фразу A bas la Méditerranée — «Долой Средиземное море». Как-то члены парижской группы сюрреалистов решили устроить провокацию: каждый из них должен был совершить что-нибудь эпатажное. Сюрреалисты ходили по городу и шокировали добропорядочных парижан — например, Робер Деснос (Robert Desnos) сказал священнику «Здравствуйте, мадам», Мишель Лейрис (Michel Leiris) оскорбил жандарма, а Поль Элюар (Paul Eluard) разгуливал по площади и орал «Долой Армию! Долой Францию!». Застенчивый Миро провоцировал общественность гораздо скромнее: он просто подходил к людям на улице и вежливо говорил им «Долой Средиземное море!». Другие сюрреалисты, конечно же, посчитали его выходку совсем не революционной, но Миро утверждал, что поскольку Средиземное море — колыбель западной культуры, то на самом деле он говорил «Долой все!».

Еще одна байка связана с серебряной брошкой в форме кролика, которая была подарена жене американского писателя Малколма Каули (Malcolm Cowley). У писателя была привычка высовываться из окна своей ванной, чтобы подстреливать из ружья кроликов, носившихся по саду. «Носите это, — по слухам, сказал Колдер супруге Коули. — Может быть, это спасет нескольких зверьков».

Большинство украшений Колдера, впрочем, непригодны для носки. Они прекрасны как произведения искусства, их элегантные формы завораживают не меньше, чем движущиеся в воздухе тончайшие скульптуры-мобили, — но для того, чтобы надевать их, они слишком большие и тяжелые. В частности, гребни, сделанные из латунной проволоки, выглядят настолько массивными, что больше походят на холодное оружие, нежели на ювелирные изделия. Впрочем, это оружие выглядит невероятно изысканным.

Некоторые произведения свидетельствуют о том, что художник очень увлекался «первобытным» искусством. Например, на выставке в Метрополитен представлено толстое ожерелье, напоминающее африканские бусы из костей.

Глядя на все это великолепие, понимаешь, как сильно художник любил свою жену, и это понимание — одно из самых сильных впечатлений от выставки. Колдер женился на Луизе Джеймс (Louisa James) в 1931 году и жил с ней до своей смерти в 1976-м. Целый ящик полностью заполнен брошками и кольцами, которые художник дарил своей супруге на дни рождения и различные годовщины. Наиболее впечатляющие украшения, которые Колдер создал для своей Луизы, — медный браслет с буквами «Медуза», сделанный в 1929 году (Медуза — прозвище, которое художник дал своей будущей невесте из-за ее пышной шевелюры), и серебряное колье 1942 года, секции которого похожи на лучи. Лицо женщины, что носила это колье, было для художника солнцем, центром его вселенной.

Выставка Колдера в музее Метрополитен продлится до 1 марта 2009 года.

Материал подготовила Юлия Максимова

Источник: online.wsj.com , artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090109_calder_jewelry.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090109_calder_jewelry.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх