«Иконопись эпохи династии Романовых» в Третьяковской галерее
Выставка «Иконопись эпохи династии Романовых» из собрания Виктора Бондаренко открывается сегодня в Государственной Третьяковской галерее
Сегодня в Государственной Третьяковской галерее открывается экспозиция «Иконопись эпохи династии Романовых», в которой представлены иконы из коллекции Виктора Бондаренко. Эта выставка является новой попыткой осмыслить развитие русской иконописи на протяжении трехсот лет правления последней российской династии — Дома Романовых. Проект, объединивший выставку в Третьяковской галерее и издание монографии по иконописи Нового Времени, вводит в реестр отечественного культурного наследия более двухсот прежде неизвестных произведений русского церковного искусства.
Проект «Иконопись эпохи династии Романовых» знакомит с искусством яркого и противоречивого периода русской истории и культуры, который длился с конца XVII века по начало XX века. Зрителям представлен результат многолетнего собирательского труда известного московского коллекционера Виктора Александровича Бондаренко. Значимость собранной им коллекции в том, что она сформирована на высочайшем профессиональном уровне, состоит из произведений музейного качества и открыта для научных исследований.
До сих пор на различных выставках «романовский» период в истории русской иконописи демонстрировали фрагментарно. Впервые отдельные образцы ее трехсотлетнего развития показаны столь полно, как это может позволить частное собрание. Большинство демонстрируемых икон относится к произведениям «личного благочестия». Многие из них дают замечательный пример сохранения многовековой традиции древнерусской иконописи в сочетании с новейшими тенденциями в искусстве своего времени. Словно зеркало, эти иконы отразили духовные и социальные перемены, связанные с уходом с исторической арены древней династии Рюриковичей, а вместе с ней Московской Руси и воцарением в 1613 году династии Романовых.
Особую ценность коллекции составляют различные варианты иконографии образа Богоматери, получившие в экспозиции отдельное пространство. Несомненным шедевром является образ Богоматери Грузинской, написанный изографом Оружейной палаты Московского Кремля Кириллом Улановым в 1690-е годы. Василием Улановым создано «Рождество Богоматери» (1715).
Доминантой выставки стала костромская икона середины XIX века «Богоматерь Феодоровская, с избранными святыми, со сказанием и чудесами от иконы». Протограф иконы — датируемый XIII веком чудотворный образ Богоматери Феодоровской — связан с избранием на царство Михаила Федоровича Романова. С тех пор икона почиталась в царствующем Доме как семейная, и с нее делалось множество списков.
Среди образов христологического цикла примечательна композиция «Воскресение Христово», исполненная в 1803 году мастером из Великого Устюга Прокопием Соколовым. Икона относится к тому «течению» в русском церковном искусстве, которое в качестве образцов использовало западноевропейские гравюры.
Группа икон изящного миниатюрного письма представляет важный пласт русского старообрядческого иконописания. В первую очередь, это иконы XVIII — XIX веков из знаменитого села Палех. В них проявилась очень интересная тенденция возрождения наиболее почитаемых «новгородских писем».
Пример живого иконотворчества в годы Первой мировой войны — икона «Явление Богоматери русским воинам» (1915–1916).
Образцом «документирования святыни» служит ратный образ «Богоматерь Казанская», исполненный М. Малютиным с чудотворной иконы Казанского собора в Москве. Как сообщает запись на оборотной стороне иконы-копии, она была освящена митрополитом Московским Филаретом 3 августа 1855 года «для отправления в город Севастополь храбрым воинам Российским».
Одной из лучших в ряду немногочисленных повторений древнего чудотворного образа «Богоматерь Владимирская» является копия А. И. Брягина в размер подлинника. Созданная к международной выставке «Русские иконы», проходившей в 1929–1930 в Европе и США, она долго считалась утраченной.
В числе ста экспонатов — шедевры знаменитых иконописцев Гурия Никитина («Троица», 1690), Кирилла Уланова («Троица», 1721), Иосифа Чирикова («Святитель Порфирий, епископ Газский», конец XIX века), Алексея Тюлина («Господь Вседержитель», конец XIX века), Василия Гурьянова («Преподобные Онуфрий Великий и Петр Афонский», 1902), Михаила Дикарева («Иоанн Предтеча и преподобная Олимпиада», конец XIX — начало XIX века). Интересны и работы менее известных мастеров — Федора Астраханцева, Феодота Протопопова-Ухтомского и др.
Выставка является продолжением проекта В. А. Бондаренко, реализованного в стенах Третьяковской галереи пять лет назад под названием «И по плодам узнается древо. Иконы XV — XX веков из собрания Виктора Бондаренко». Изданный в рамках нынешнего проекта фолиант содержит монографическое исследование иконописи данного периода и полный каталог икон XV — XX веков, собранных В. А. Бондаренко за последние десять лет. По замыслу коллекционера это один из первых юбилейных проектов, посвященных 400-летию избрания и венчания на царство Михаила Федоровича Романова.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20081128_icons_romanoff.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20081128_icons_romanoff.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.