Абстракции Клода Моне в музее Мармоттан
ARTinvestment.RU   24 ноября 2008

В парижском музее Мармоттан проходит необычная выставка, посвященная позднему периоду творчества родоначальника импрессионизма Клода Моне

Некоторые психоаналитики полагают, что в двух случаях из трех люди становятся художниками потому, что хотят компенсировать этим врожденные дефекты зрения.

Доказать это на деле трудно, однако нет сомнений, что основатель французского импрессионизма Клод Моне на протяжении последних двадцати лет своей жизни испытывал серьезные проблемы со зрением. Работники музея Мармоттан в Париже, где хранится самая большая в мире коллекция его работ, задались вопросом: насколько это повлияло на его поздние работы?

Этот музей стал широко известен в 1985 году, когда оттуда украли одно из главных сокровищ коллекции, картину Моне «Впечатление. Восход солнца», которая дала название художественному направлению импрессионизма. Пять лет спустя полицейские обнаружили этот шедевр на Корсике и вернули его законному владельцу.

Моне на протяжении всего творческого пути оставался верен определенному набору сюжетов: речным пейзажам, гаваням, пляжам, стогам сена и заснеженным деревням, и проследить развитие его стиля очень легко. В конце жизни, когда художник в основном писал свои картины в Живерни, в 80 километрах от Парижа, его работы стали почти абстрактными.

В 1911 году, в возрасте 71 года Моне внезапно обнаружил, что почти ослеп на правый глаз. В последующие годы зрение на левом глазу тоже ухудшилось. Художник жаловался, что видит все как будто сквозь туман.

Врачи обнаружили у него катаракту обоих глаз. Однако Моне отказался от операции, испугавшись того, что может совсем ослепнуть. И только в 1923 году его друг, бывший премьер-министр Жорж Клемансо (Georges Clemenceau), уговорил на этот шаг.

Операция спасла художнику зрение, однако не сделала его счастливым. Он не воспринимал некоторые цвета, но продолжал использовать их в живописи. Ему приходилось запоминать, в каком месте находятся те или иные цвета на его палитре. Это в некотором роде повторяет историю Бетховена, который продолжал писать музыку, несмотря на то, что потерял слух.

Когда после смерти Моне в 1926 году в парижском музее Оранжери (Musee de l’Orangerie)были выставлены последние произведения мастера — знаменитые серии с кувшинками, критики были шокированы. Некоторые называли это «творческим суицидом», а один из них даже заявил, что увидел «Офелию живописи», утонувшую в пруду.

Ситуация изменилась после Второй мировой войны, когда искусствоведы из США, в поисках предшественников абстрактного экспрессионизма, обнаружили в «абстрактном импрессионизме» позднего Моне предпосылки к появлению ташизма. А в 1999 году, когда в Королевской академии в Лондоне были представлены поздние работы художника, более 800 тысяч посетителей пришли отдать дань уважения этому великому мастеру французской живописи.

Одна из основных целей экспозиции в музее Мармоттан — при помощи компьютерных эффектов показать, что на самом деле видел художник, когда писал картины в саду Живерни. Помимо живописных работ, посетители также смогут ознакомиться с перепиской художника с врачами и увидеть желтые очки, которые Моне пришлось носить после операции.

Если вы сравните изображение японского мостика в саду Живерни 1918–1919 года с его предшественником 1899 года из музея д’Орсэ, у вас не останется сомнений в том, что перед вами — история болезни для офтальмолога, а не просто необычное художественное решение.

Выставка «Моне, глаз импрессиониста» в музее Мармоттан продлится до 15 февраля 2009 года.

Источники: bloomberg.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20081124_claude_monet.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20081124_claude_monet.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх