Альбертине прописали Пауля Клее
ARTinvestment.RU   11 августа 2008

Венская картинная галерея выставила подарки знаменитого фармацевта

В венской Альбертине проходит выставка «Формоигры» Пауля Клее. Половину из представленных здесь работ недавно подарил музею Карл Джерасси, создатель противозачаточных таблеток.

Графика в творчестве Пауля Клее (1879–1940) составляет едва ли не половину общего его наследия в девять тысяч работ. Потому выбор Альбертины для выставки «Формоигры» кажется неизбежным: венский музей специализируется на графике и обладает к тому же одной из весьма представительных подборок художника. Богаче, пожалуй, лишь запасники бернского Центра Пауля Клее.

Альбертине проще, чем многим, подготовить выставку об основных этапах творчества Клее. От предвоенного увлечения цветовыми теориями Робера Делоне до поездки вместе с Августом Маке и Луи Муайе в 1914 году в Тунис, столь повлиявшей на художественный мир Клее. От преподавания в Баухаузе до швейцарского изгнания, сопровождавшегося страшной и редкой болезнью склеродермией — и при этом каким-то фантастическим творческим взрывом. Помимо Берна, работы для выставки предоставили музеи Сан-Франциско и земли Северный Рейн-Вестфалия, Центр Помпиду и ганноверский музей Шпренгель. При этом едва ли не самый интересный среди полусотни экспонатов извлечен из запасников самой Альбертины. Это конволют (разные издания, собранные под одним переплетом) работ Клее 1910-х годов, принадлежавший его другу Альфреду Кубину. Благодаря этому выдающемуся графику Клее сам увлекся книжной иллюстрацией, выпустив, в частности, в 1920 году в Мюнхене вольтеровского «Кандида».

Но едва ли не больше всего «Формоигры» интересны тем, что представляют публике 67 работ, подаренных Альбертине в этом году. Половина из выставленных работ принадлежала Карлу Джерасси. 85-летний уроженец Вены, бежавший от фашизма в Америку, он стал профессором химии в Стэндфордском университете. В историю науки он вошел как изобретатель противозачаточных таблеток и один из разработчиков кортизона. Джерасси известен не только как выдающийся фармацевт, но и как коллекционер Клее. Собирать его Карл Джерасси начал еще в 1960-е годы наряду с работами Дега, Джакометти, Дюбюффе и Пикассо. После самоубийства дочери-художницы Джерасси распродал всю коллекцию, потратив вырученные деньги на поддержку живущих авторов. Исключением стал лишь Клее, которого он сохранил в неприкосновенности.

67 из 160 работ, которыми он сейчас обладает, Карл Джерасси передал в этом году венскому музею, остальное поступит в Альбертину после смерти коллекционера. Другую часть, около 80 произведений, Джерасси еще четверть века назад подарил Музею современного искусства в Сан-Франциско, но в целом предпочтение, судя по всему, отдал все же Вене — по крайней мере, нотариально заверил, что все работы Клее, приобретенные в будущем, он также завещает Альбертине.

В последние годы музей обогатился значительными собраниями живописи европейского модерна прежде всего благодаря огромному собранию Батлинеров. Сюда и раньше поступали значительные подборки того же Клее — например, девять шедевров из коллекции Форбергов. Но дар Джерасси выглядит той последней каплей, благодаря которой у мадридского музея Тиссен-Борнемиса, парижского Орсэ и лондонской галереи Тейт появился достойный конкурент. Причем специфика Альбертины состоит в многообразии ее коллекций. Она стала известна своими архитектурными, графическими и фотособраниями. 25 тысяч эскизов и планов, 50 тысяч рисунков и акварелей, миллион листов печатной графики, сто тысяч старинных фотоснимков делают ее уникальным явлением. Но феноменальная по качеству подборка живописи модерна от импрессионизма до абстракционизма, причем постоянно пополняющаяся в результате даров и приобретений, закрепляет за ней статус нового мегамузея.

Источник: kommersant.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20080811_paul_klee.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20080811_paul_klee.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх