Выставка к 90-летию со дня гибели Николая II
ARTinvestment.RU   05 июля 2008

В Музее храма Христа Спасителя 2 июля открылась выставка «Царский венец», посвященная 90-летию со дня гибели Николая II и его семьи

В Музее храма Христа Спасителя 2 июля открылась выставка «Царский венец», посвященная 90-летию со дня гибели Николая II и его семьи. Выставка подготовлена музейным объединением «Музей истории Москвы» (Музей храма Христа Спасителя входит в это объединение), Государственным архивом РФ и Екатеринбургско-Верхотурской епархией РПЦ.

Понятно, конечно, что выставка эта не столько о государственном деятеле и его эпохе, сколько о святом. Но тут есть нюанс. Когда в 2000 году Николая II и его семью канонизировали (устраняя тем самым важный барьер на пути воссоединения с Русской зарубежной церковью), в разъяснениях синодальной комиссии по канонизации специально уточнялось: в государственной и церковной деятельности последнего императора оснований для канонизации нет. Главной причиной для прославления царской семьи в чине страстотерпцев было все то, что случилось после отречения государя, ― то смирение, терпение и величие духа, с которым эти люди встретили свою ужасную судьбу.

В русле этого, пожалуй, и стоило бы действовать. Зверское, подлое и трусливое убийство в подвале Ипатьевского дома ― факт, тягостность которого ни в каком усилении не нуждается. Как не нуждается ни в какой лакировке человеческое несчастье этих людей. Тот небольшой раздел, где они показаны без всякого церемониального глянца, в будничной и бытовой обстановке, оказывается в результате как раз самым сильным впечатлением выставки. На фотографиях великие княжны работают в огороде, а государь император разгребает лопатой снег; на открытках дети пишут поздравления друг другу, что-то рисуют. Все это еще до февраля 1917-го, но, тем не менее, ничего напоказ, никакой позы, ничего неестественного; хорошее семейство, счастливое, может быть, чуть заурядное. Даже на случайных кадрах в этих лицах скользит не случайное благородство.

А в витрине неподалеку ― июль 1918-го: распоряжения уральского областного комиссара Войкова о выдаче серной кислоты и найденные рядом с останками осколки керамических емкостей с этой кислотой. Следователь Генпрокуратуры Владимир Соловьев, занимающийся делом о царских останках, доставил на выставку еще и две дюжины пуль, найденных там же, но перед открытием выставки их убрали.

Царская семья тут вообще играет скорее второстепенную роль. Ибо вместо того, чтобы (хотя бы и так прямолинейно) призвать зрителя к благоговейному сочувствию судьбе этой семьи, глава которой от своего венца отрекся, она концентрируется на персоне самого Николая II, создавая, право слово, удивительный образ. Целая витрина посвящена всяким сувенирам, в том числе тем самым, что раздавали на Ходынском поле по случаю коронации царской четы. Понятно, что не лично Николай II с Александрой Федоровной так устроили, чтобы люди при этом давились насмерть, но смело и торжественно показывать эти вещи, вообще не упоминая о Ходынке, тоже как-то, право, нехорошо.

Революции 1905 года будто и не было, дарование гражданских свобод и учреждение Думы, судя по набору и тону показанных документов, были отеческими благодеяниями мудрого правителя умиленным подданным. Война ― да, была, но опять же весь вопрос в том, как она показана: собственноручная телеграмма кайзера Вильгельма (на английском языке, с подписью «Вилли»), смотры, молебны, ставка, бронепоезд, лазарет в Царском Селе. О том, как императора отговаривали от и правда рокового решения взять на себя обязанности главнокомандующего, о превратностях ситуации на фронте, о провалах внутренней политики и о министерской чехарде ― ни гу-гу.

Вот, говорят нам, посмотрите-ка на эти всеподданнейшие адреса с благодарностями и от старообрядцев, и от мусульман (маленькое уточнение: мусульман Санкт-Петербурга), и от буддистов (буддистов Ставропольского края, правда). Слушайте, это что, всерьез? Теперь мы по официозным дифирамбам будем оценивать доблесть правителя? Ну, тогда у нас и К. У. Черненко затмит Августа, Ганнибала и Цезаря.

Впрочем, какие-то из документов, хотели того или нет, в своей красноречивости не то что хвалебны, а даже разоблачающи. Таковы, если их разглядеть, несколько аккуратных карандашных записочек государя по разным вопиющей важности вопросам. Советуют успокоить крестьянские волнения хотя бы обещанием реформ (дело происходит осенью 1905 года)? Да, надо бы что-то сделать, конечно, но только вот манифест 17 октября уже подписан и как-то неудобно вот так сразу издавать еще и манифест по аграрным вопросам. Студенческие волнения? Никаких проблем, надо провести реформу образования и уменьшить количество университетских студентов, и все сразу же образуется.

Жизнь Николая II в любом случае сложно втиснуть в скромные масштабы этой выставки. Жаль, что жертвовать при этом решили самым существенным ― правдой, представив вместо иконы покрытый сусальным золотом лубок.

Выставка в Храме Христа Спасителя продлится до 10 сентября 2008 года.

Источник: www.kommersant.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20080705_nikolay_ii_romanov.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20080705_nikolay_ii_romanov.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 09.01.2023 Художник недели: Александр Лозовой История Александра Лозового — единственного из живущих художников, который непосредственно учился у мастеров русского авангарда начала ХХ века
  • 19.12.2022 Открыт 147-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Семёна Агроскина, Леонида Варушкина, Дмитрия Воронина, Михаила Ермолова, Марины Колдобской, Андрея Марца, Жоана Миро, Шамиля Надрова, Леонида Ракова, Рустама Рахматулина, Екатерины Сысоевой, Ольги Фадейкиной, Марка Шагала
  • 12.12.2022 Открыт 146-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Азама Атаханова, Марии Васильевой, Дмитрия Воронина, Михаила Дронова, Игоря Кислицына, Юлии Малининой, Бориса Марковникова, Pata (Пааты Мерабишвили), Александра Пучко, Леонида Ракова, Рудольфа Хачатряна, Константина Худякова, Владимира Чибисова
  • 05.12.2022 Открыт 145-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Алексея Гинтовта, Евгения Зевина, Дмитрия Каминкера, Сергея Касабова, Игоря Кислицына, Валерия Мишина, Андрея Молчановского, Андрея Орлова, Александра Переднего, Сергея Потапова, Георгия Смирнова, Игоря Снегура, Екатерины Сысоевой
  • 28.11.2022 Открыт 144-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Семёна Агроскина, Максима Аксёнова, Даниила Архипенко, Алексея Барвенко, Константина Батынкова, Леонида Варушкина, Дмитрия Воронина, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Захарова, Владимира Ковальчука, Pata (Пааты Мерабишвили), Андрея Мунца
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх