Ретроспектива Эрвина Вурма в ЦДХ
ARTinvestment.RU   03 июля 2008

Центральный дом художника продолжил цикл больших летних выставок, целиком отдав свое пространство знаменитому австрийцу Эрвину Вурму, изобретателю невиданного гибрида скульптуры и перформанса

В качестве эпиграфа к выставке в ЦДХ показывают снятый по мотивам произведений Эрвина Вурма клип Red Hot Chili Peppers «Can't Stop»: музыканты становятся головой вниз в яркие пластмассовые ведра, запихивают себе в нос фломастеры, а в глазницы ― баночки из-под фотопленки, пытаются удержать между своим телом и стеной пирамидку из разнокалиберной пластиковой мелочи. Впрочем, красавцы-рокеры исполняют придуманные художником перформансы, пожалуй, чересчур ловко и артистично. В авторской версии люди в своих отношениях с предметами оказываются не столь победоносными.

В ЦДХ проекты Эрвина Вурма представлены во всех возможных стадиях и формах: это и графические наброски, и фотографии, и видео, и даже живые перформансы, которые исполняли студенты театральных школ. И в том, как люди в «Одноминутных скульптурах» пытаются притулиться к вещам, например, улечься на лежащей на полу палке, усидеть на приставленной к стене швабре, удержать в ушах, носу, рту и волосах целый сноп палочек для еды, есть нечто не только забавное, но и почти мучительное. Ироничный критик общества потребления, 53-летний Эрвин Вурм предлагает новый тип взаимоотношений между людьми и предметами, суть которого, похоже, состоит в том, чтобы те и другие относились друг к другу не прагматично-потребительски, а исключительно бескорыстно и творчески, что требует от всех участников процесса компромиссов, если не жертв.

В самом новом из представленных на выставке произведений Эрвина Вурма, видеофильме Tell, едущая по городу в машине молодая пара как раз и обсуждает, как условна на самом деле грань, отделяющая живое от неживого: ДНК бананов на 50 процентов тождественна человеческому, так что все мы ― наполовину бананы, а после смерти, возможно, возродимся в виде iPod'ов, хотя лучше бы в виде матери Терезы или Пэрис Хилтон. И, будто прислушавшись к ним, машина внезапно въезжает на отвесную стену дома.

Люди и вещи у Эрвина Вурма словно бы давно обменялись ДНК, мутировали и приобрели новые свойства. Люди то утрачивают некоторые части тела, упрятывая руки, ноги и головы в абстрактные белые кубы, то обретают странные утолщения и наросты. А машины, явно любимые подопытные объекты художника, то превращаются в плоский блин, то норовят, как собаки, свернуться калачиком, а то страдают ожирением, покрывающим их некогда обтекаемые формы совершенно поросячьими складками.

Способность набирать вес и объем завораживает художника, заставляющего жиреть даже неодушевленные предметы ― к примеру, целый альпийский домик, который уперся черепичной крышей в потолок самого просторного зала ЦДХ (несколько лет назад «Толстый дом» произвел фурор на ярмарке Art Basel). Внутри домика — видео, на котором это пухлое строение, разевая окна-глаза, уверяет, что именно его лишний вес и делает его искусством.

Искусство у Эрвина Вурма, и правда, появляется как нечто лишнее. Не случайно самые гротескные его скульптуры ― человек, превратившийся в шар, или человек, которого словно распирает изнутри диск, ― называются не иначе как «Художник, проглотивший мир» и «Художник, проглотивший мир, когда тот был плоским». Впрочем, всевозможными излишествами могут обзаводиться и сами произведения искусства или, например, художественные институции. Ряд скульптурных произведений Эрвина Вурма представляет известные памятники архитектуры или музейные здания ― но ожиревшие, оплывшие или обретшие явно избыточную живость. Здесь есть растекающийся нью-йоркский Гуггенхайм, а также здание, в котором происходит ярмарка «Арт-Базель», по-собачьи совокупляющееся со зданием кассельской Documenta.

Но хотя искусство порой и страдает излишествами, лишнего искусства все равно не бывает. В ЦДХ скульптуры и объекты Эрвина Вурма расположены на огромном белом подиуме, протянувшемся через весь зал. Чтобы рассмотреть их, зрители должны снять обувь и подняться на него, пополнив таким образом ряды экспонатов и хоть на минуту превратившись в скульптуры.

Источник: www.kommersant.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20080703_ervin_vurm.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20080703_ervin_vurm.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 09.01.2023 Художник недели: Александр Лозовой История Александра Лозового — единственного из живущих художников, который непосредственно учился у мастеров русского авангарда начала ХХ века
  • 19.12.2022 Открыт 147-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Семёна Агроскина, Леонида Варушкина, Дмитрия Воронина, Михаила Ермолова, Марины Колдобской, Андрея Марца, Жоана Миро, Шамиля Надрова, Леонида Ракова, Рустама Рахматулина, Екатерины Сысоевой, Ольги Фадейкиной, Марка Шагала
  • 12.12.2022 Открыт 146-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Азама Атаханова, Марии Васильевой, Дмитрия Воронина, Михаила Дронова, Игоря Кислицына, Юлии Малининой, Бориса Марковникова, Pata (Пааты Мерабишвили), Александра Пучко, Леонида Ракова, Рудольфа Хачатряна, Константина Худякова, Владимира Чибисова
  • 05.12.2022 Открыт 145-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Алексея Гинтовта, Евгения Зевина, Дмитрия Каминкера, Сергея Касабова, Игоря Кислицына, Валерия Мишина, Андрея Молчановского, Андрея Орлова, Александра Переднего, Сергея Потапова, Георгия Смирнова, Игоря Снегура, Екатерины Сысоевой
  • 28.11.2022 Открыт 144-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Семёна Агроскина, Максима Аксёнова, Даниила Архипенко, Алексея Барвенко, Константина Батынкова, Леонида Варушкина, Дмитрия Воронина, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Захарова, Владимира Ковальчука, Pata (Пааты Мерабишвили), Андрея Мунца
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх