Дореволюционный фарфор в Русском музее
ARTinvestment.RU   02 июля 2008

В Михайловском замке Петербурга показывают фарфор двух главных частных заводов дореволюционной России ― Батенинского и Корниловского

Михайловский, он же Инженерный, замок в Русском музее отведен под непарадные камерные выставки ― не крупномасштабную живопись известных художников, а миниатюры, или фотографию, или, как сегодня, фарфор. Но впервые размещение выставки в замке оправдано самим пространством, и интерьеры на каждом шагу очаровательно рифмуются с выставленными в них экспонатами: расписные потолки замка точно совпадают с расписными узорами батенинских чашечек и вазочек. В замке ― фарфор. И хотя коллекция фарфора Русского музея богата и разнообразна, а к выставке выпущен увесистый каталог-альбом, собственно экспозицию составили изделия лишь двух частных заводов, зато самых главных ― Батенинского и Корниловского.

Русский музей не ставил перед собой задачу придать выставке фарфора некую актуальность. Выдержанная в старых музейных традициях, выставка представляет батенинские сервизы и корниловские вазы как изделия мастеров и образцы ремесла ценные сами по себе ― их надлежит разглядывать и уважительно восхищаться. Однако, разглядывая и восхищаясь, нельзя не понимать, что перед нами ― не просто чашки и блюдца, а живая история массового вкуса и тех радикальных перемен в нем, что начались еще тогда, в фарфоровом XIX веке, и привели в результате от золоченых амфорных ваз к нынешним пластиковым стаканчикам с эмблемой кока-колы. Никакие шедевры высокого искусства так не отражают свой век и его историю, как то, с чего ели, из чего пили и чем украшали дом.

Батенинский и Корниловский заводы ― именно с их тарелок ели и из их чашек пили россияне от эпохи Достоевского до самой революции ― не были конкурентами. Как только кончился Батенин, пришли братья Корниловы. Батенинский завод был основан на Выборгской стороне в Петербурге в 1811 году и просуществовал до 1838-го. За это время завод успел стать самым популярным среди российских производителей фарфора, в 1829 году на первой публичной выставке русских мануфактур отхватить золотую медаль, обогнав даже Императорский фарфоровый завод, и в 1838-м сгореть дотла.

Основанный за три года до пожара на Батенинском, завод Корниловых в Полюстрово стал преемником мануфактуры-погорельца: купил все, что осталось от завода, ― от форм для изготовления фарфоровой посуды до образцов рисунков. Оставшиеся без места батенинские рабочие тоже перешли к Корниловым. Корниловская мануфактура благодаря опыту батенинских мастеров, технологическому совершенству и умению держать нос по ветру быстро вышла в лидеры и продержалась до 1917 года, когда прекратила свое существование по причинам, отношения к фарфору не имеющим.

Несмотря на такую, казалось бы, гладкую преемственность, батенинский стиль отличается от корниловского разительно. И виной тому ― не разные владельцы, не их стилистические предпочтения и не цены на краски. В батенинских вазочках и корниловских тарелочках на нас смотрят эпохи. Батенинский фарфор с его амфорными вазами, позолотой и пасторальными картинками ― плоть от плоти начала XIX века, пушкинской и лермонтовской эпохи, стиля ампир и восхищения галантным веком. Здесь сплошь изящные силуэты, очень много золота (батенинские вазы и чашки вызолочены снаружи и изнутри; когда потом, в более демократичную эпоху, завод Корниловых будет заимствовать этот прием, ему придется использовать всякие химические ухищрения, чтобы не тратить настоящее золото в таких кошмарных количествах), меж золотых финтифлюшек и полос ― цветы, гирлянды, жанровые сценки. Последние выполнены с удивительным тщанием ― очень правильно кураторы выставки развесили среди батенинской посуды литографии петербургских пейзажей Карла Беггрова, практически факсимильно воспроизведенные на фарфоре. Все понятно о покупателе этих чашек и тарелок: он чиновник или помещик, ценитель высокого искусства и любитель изящных чаепитий в собственном особняке или как минимум в большой петербургской квартире.

Совсем не то фарфор корниловский. Пару десятков лет он подражал заводу-предшественнику, но потом времена изменились. С отменой крепостного права на сцену вышел новый покупатель ― разночинец, купец, поднявшийся мещанин. В корниловском фарфоре меньше парадных сервизов и больше демократических штучных изделий. Он более аляповат и прямолинеен. От амфорных ваз завод быстро перешел к массовой продукции, и это уже не только посуда, но и многочисленные статуэтки (а также флаконы в виде статуэток), способные покорить любого фаната китча. Разнообразные фигурки негров, пастушек, восточных пляшущих девиц мало чем отличаются от китайского барахла, которым заполнены наши вещевые рынки, ― всех этих кошек, мышек, красоток в бикини из пластика или керамики. Разве что нынешние девицы раздеты чуть откровеннее корниловских, а так ― одно лицо. Начало ХХ века принесло моду на славян ― и пожалуйста, завод делает солонки в виде древнерусских ковшей, тарелки со сценами из жизни бояр и стрельцов и блюда с выписанными славянской вязью нехитрыми пословицами и тостами. Стопа 1912 года «В память Бородина» с портретом Николая II в ореоле из георгиевской ленты вполне сошла бы для подарка и нынешним царям ― разве что портрет переписать.

Источник: www.kommersant.ru



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 09.01.2023 Художник недели: Александр Лозовой История Александра Лозового — единственного из живущих художников, который непосредственно учился у мастеров русского авангарда начала ХХ века
  • 19.12.2022 Открыт 147-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Семёна Агроскина, Леонида Варушкина, Дмитрия Воронина, Михаила Ермолова, Марины Колдобской, Андрея Марца, Жоана Миро, Шамиля Надрова, Леонида Ракова, Рустама Рахматулина, Екатерины Сысоевой, Ольги Фадейкиной, Марка Шагала
  • 12.12.2022 Открыт 146-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Азама Атаханова, Марии Васильевой, Дмитрия Воронина, Михаила Дронова, Игоря Кислицына, Юлии Малининой, Бориса Марковникова, Pata (Пааты Мерабишвили), Александра Пучко, Леонида Ракова, Рудольфа Хачатряна, Константина Худякова, Владимира Чибисова
  • 05.12.2022 Открыт 145-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Алексея Гинтовта, Евгения Зевина, Дмитрия Каминкера, Сергея Касабова, Игоря Кислицына, Валерия Мишина, Андрея Молчановского, Андрея Орлова, Александра Переднего, Сергея Потапова, Георгия Смирнова, Игоря Снегура, Екатерины Сысоевой
  • 28.11.2022 Открыт 144-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Семёна Агроскина, Максима Аксёнова, Даниила Архипенко, Алексея Барвенко, Константина Батынкова, Леонида Варушкина, Дмитрия Воронина, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Захарова, Владимира Ковальчука, Pata (Пааты Мерабишвили), Андрея Мунца
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх