- Олег Хвостов - Портреты вождей
- Прошу помощи в определении автора
- Великая Отечественная война в искусстве
- Картина, сюрреализм, СССР
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Т.Г.Пауткина, несколько картин
- Д.Налбандян, Полевые цветы
- Письмо с фронта, копия
- Прошу определить художника двух картин
- Аукцион ArtWay
Дореволюционный фарфор в Русском музее
ARTinvestment.RU 02 июля 2008
В Михайловском замке Петербурга показывают фарфор двух главных частных заводов дореволюционной России ― Батенинского и Корниловского
Михайловский, он же Инженерный, замок в Русском музее отведен под непарадные камерные выставки ― не крупномасштабную живопись известных художников, а миниатюры, или фотографию, или, как сегодня, фарфор. Но впервые размещение выставки в замке оправдано самим пространством, и интерьеры на каждом шагу очаровательно рифмуются с выставленными в них экспонатами: расписные потолки замка точно совпадают с расписными узорами батенинских чашечек и вазочек. В замке ― фарфор. И хотя коллекция фарфора Русского музея богата и разнообразна, а к выставке выпущен увесистый каталог-альбом, собственно экспозицию составили изделия лишь двух частных заводов, зато самых главных ― Батенинского и Корниловского.
Русский музей не ставил перед собой задачу придать выставке фарфора некую актуальность. Выдержанная в старых музейных традициях, выставка представляет батенинские сервизы и корниловские вазы как изделия мастеров и образцы ремесла ценные сами по себе ― их надлежит разглядывать и уважительно восхищаться. Однако, разглядывая и восхищаясь, нельзя не понимать, что перед нами ― не просто чашки и блюдца, а живая история массового вкуса и тех радикальных перемен в нем, что начались еще тогда, в фарфоровом XIX веке, и привели в результате от золоченых амфорных ваз к нынешним пластиковым стаканчикам с эмблемой кока-колы. Никакие шедевры высокого искусства так не отражают свой век и его историю, как то, с чего ели, из чего пили и чем украшали дом.
Батенинский и Корниловский заводы ― именно с их тарелок ели и из их чашек пили россияне от эпохи Достоевского до самой революции ― не были конкурентами. Как только кончился Батенин, пришли братья Корниловы. Батенинский завод был основан на Выборгской стороне в Петербурге в 1811 году и просуществовал до 1838-го. За это время завод успел стать самым популярным среди российских производителей фарфора, в 1829 году на первой публичной выставке русских мануфактур отхватить золотую медаль, обогнав даже Императорский фарфоровый завод, и в 1838-м сгореть дотла.
Основанный за три года до пожара на Батенинском, завод Корниловых в Полюстрово стал преемником мануфактуры-погорельца: купил все, что осталось от завода, ― от форм для изготовления фарфоровой посуды до образцов рисунков. Оставшиеся без места батенинские рабочие тоже перешли к Корниловым. Корниловская мануфактура благодаря опыту батенинских мастеров, технологическому совершенству и умению держать нос по ветру быстро вышла в лидеры и продержалась до 1917 года, когда прекратила свое существование по причинам, отношения к фарфору не имеющим.
Несмотря на такую, казалось бы, гладкую преемственность, батенинский стиль отличается от корниловского разительно. И виной тому ― не разные владельцы, не их стилистические предпочтения и не цены на краски. В батенинских вазочках и корниловских тарелочках на нас смотрят эпохи. Батенинский фарфор с его амфорными вазами, позолотой и пасторальными картинками ― плоть от плоти начала XIX века, пушкинской и лермонтовской эпохи, стиля ампир и восхищения галантным веком. Здесь сплошь изящные силуэты, очень много золота (батенинские вазы и чашки вызолочены снаружи и изнутри; когда потом, в более демократичную эпоху, завод Корниловых будет заимствовать этот прием, ему придется использовать всякие химические ухищрения, чтобы не тратить настоящее золото в таких кошмарных количествах), меж золотых финтифлюшек и полос ― цветы, гирлянды, жанровые сценки. Последние выполнены с удивительным тщанием ― очень правильно кураторы выставки развесили среди батенинской посуды литографии петербургских пейзажей Карла Беггрова, практически факсимильно воспроизведенные на фарфоре. Все понятно о покупателе этих чашек и тарелок: он чиновник или помещик, ценитель высокого искусства и любитель изящных чаепитий в собственном особняке или как минимум в большой петербургской квартире.
Совсем не то фарфор корниловский. Пару десятков лет он подражал заводу-предшественнику, но потом времена изменились. С отменой крепостного права на сцену вышел новый покупатель ― разночинец, купец, поднявшийся мещанин. В корниловском фарфоре меньше парадных сервизов и больше демократических штучных изделий. Он более аляповат и прямолинеен. От амфорных ваз завод быстро перешел к массовой продукции, и это уже не только посуда, но и многочисленные статуэтки (а также флаконы в виде статуэток), способные покорить любого фаната китча. Разнообразные фигурки негров, пастушек, восточных пляшущих девиц мало чем отличаются от китайского барахла, которым заполнены наши вещевые рынки, ― всех этих кошек, мышек, красоток в бикини из пластика или керамики. Разве что нынешние девицы раздеты чуть откровеннее корниловских, а так ― одно лицо. Начало ХХ века принесло моду на славян ― и пожалуйста, завод делает солонки в виде древнерусских ковшей, тарелки со сценами из жизни бояр и стрельцов и блюда с выписанными славянской вязью нехитрыми пословицами и тостами. Стопа 1912 года «В память Бородина» с портретом Николая II в ореоле из георгиевской ленты вполне сошла бы для подарка и нынешним царям ― разве что портрет переписать.
Источник:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20080702_pre_revolutionary_porcelain.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20080702_pre_revolutionary_porcelain.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 03.02.2023 Власти США перепроверят связи аукционных домов с попавшими под санкции российскими бизнесменами Упоминаются фамилии Андрея Мельниченко, Виктора Вексельберга и Романа Абрамовича
- 02.02.2023 Новое исследование объясняет эффект дымки на картинах Моне и Тернера загрязнением воздуха Ученые изучили около сотни картин двух художников
- 31.01.2023 Купленная в антикварной лавке люстра оказалась работой Джакометти Теперь ее стоимость может достигать $3 млн
- 31.01.2023 Франция приобретает картину Кайботта за $47 млн Средства на покупку получены от корпорации LVMH
- 27.01.2023 MutualArt анализирует рынок работ Клода Моне в 2022 году Объем продаж на вторичном рынке составил $539 млн
- 03.02.2023 Итоги AI аукциона № 465 Общая выручка составила 11 млн рублей
- 01.02.2023 Лондонская Национальная галерея купила картину Каваллино на торгах Sotheby’s Работа установила рекорд на произведения художника на отметке в $3,9 млн
- 30.01.2023 Sotheby’s провел торги нового формата Суммарная выручка составила $8,5 млн
- 27.01.2023 Торги работами старых мастеров, включая коллекцию Фиша, принесли Sotheby’s $78,3 млн Установлен новый рекорд на работы Бронзино
- 27.01.2023 Итоги AI аукциона № 464 Общая выручка составила 8 млн рублей
- 09.01.2023 Художник недели: Александр Лозовой История Александра Лозового — единственного из живущих художников, который непосредственно учился у мастеров русского авангарда начала ХХ века
- 19.12.2022 Открыт 147-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Семёна Агроскина, Леонида Варушкина, Дмитрия Воронина, Михаила Ермолова, Марины Колдобской, Андрея Марца, Жоана Миро, Шамиля Надрова, Леонида Ракова, Рустама Рахматулина, Екатерины Сысоевой, Ольги Фадейкиной, Марка Шагала
- 12.12.2022 Открыт 146-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Азама Атаханова, Марии Васильевой, Дмитрия Воронина, Михаила Дронова, Игоря Кислицына, Юлии Малининой, Бориса Марковникова, Pata (Пааты Мерабишвили), Александра Пучко, Леонида Ракова, Рудольфа Хачатряна, Константина Худякова, Владимира Чибисова
- 05.12.2022 Открыт 145-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Алексея Гинтовта, Евгения Зевина, Дмитрия Каминкера, Сергея Касабова, Игоря Кислицына, Валерия Мишина, Андрея Молчановского, Андрея Орлова, Александра Переднего, Сергея Потапова, Георгия Смирнова, Игоря Снегура, Екатерины Сысоевой
- 28.11.2022 Открыт 144-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Семёна Агроскина, Максима Аксёнова, Даниила Архипенко, Алексея Барвенко, Константина Батынкова, Леонида Варушкина, Дмитрия Воронина, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Захарова, Владимира Ковальчука, Pata (Пааты Мерабишвили), Андрея Мунца
- 03.02.2023 В московском Манеже открылся проект «ДК СССР» На выставке представлено более 700 образцов советской культуры
- 02.02.2023 Музей Фаберже готовит масштабную ретроспективу Бориса Григорьева Этим проектом откроется новое выставочное пространство музея
- 01.02.2023 Новое пространство Музея AZ открылось на Маросейке Первая выставка посвящена живописи Федора Семенова-Амурского
- 30.01.2023 В феврале в музее АРТ4 откроется постоянная экспозиция Проект «Щель» объединит работы Кабакова, Гороховского, Бродского, Краснопевцева и других художников
- 26.01.2023 В Третьяковке продолжает работать выставка-маршрут «Отвергнутые шедевры» Проект позволяет по-новому взглянуть на известные шедевры
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Олег Хвостов - Портреты вождей
- Прошу помощи в определении автора
- Великая Отечественная война в искусстве
- Картина, сюрреализм, СССР
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Т.Г.Пауткина, несколько картин
- Д.Налбандян, Полевые цветы
- Письмо с фронта, копия
- Прошу определить художника двух картин
- Аукцион ArtWay