Берлинская галерея покажет в Москве искусство эпохи перемен
ARTinvestment.RU   25 июня 2008

Экспозиция, посвященная искусству времени перестройки, откроется в московском филиале галереи Diehl+Gallery One

27 июня в московском филиале берлинской галереи Diehl+Gallery One откроется выставка «Гласность / Перестройка», организованная совместно с лондонской галереей Haunch of Venison.

Это уже второй московский проект известного берлинского галериста Фолькера Диля. Открытие филиала галереи в апреле этого года сопровождалось показом работ знаменитой американской художницы Дженни Хольцер (Jenny Holzer). Теперь галерист и основатель берлинского «Арт-Форума» решил укрепить позиции галереи как одной из самых авторитетных выставочных площадок современного искусства в Москве, представив экспозицию, посвященную искусству времени перестройки.

Кураторы выставки Александра Обухова и Мария Попова собрали в одной экспозиции русскую живопись, объекты, инсталляции, фотографии 1980–1992 годов из коллекции галереи.

Футболки с красными пятиконечными звездами и бейсбольные кепки с изображением серпа и молота, сумки с портретами Гагарина и «командирские» часы, чайные кружки, оформленные в стиле «Окон РОСТа» Владимира Маяковского… Не забыты и бывшие в течение долгого времени на пике моды шапки-ушанки и красноармейские буденовки. Все это и еще множество предметов массового потребления с экзотической для Запада советской символикой заполонило сувенирные лавки Европы и США с началом перестройки в СССР. Начатая Михаилом Горбачевым политика либерализации советского общества спровоцировала всеобщую моду на glasnost и perestroika. Эти два слова, произносимые с непременным англо-саксонским акцентом, стремительно завоевали мир, обогатив не только набор русских слов, известных на Западе, но и интернациональный лексикон поп-культуры.

Однако мода на «советское», эта «красная волна», в одночасье накрывшая Запад, родилась задолго до горбачевских реформ в экономике и политике. Началось все с интереса к советскому андеграунду и искусству нонконформистов, возникшего в среде западных коллекционеров. Если для подавляющего большинства советских граждан свобода говорить и делать что хочется оказалась полной неожиданностью, то художники встретили ее во всеоружии. Ведь принцип использования советской эстетики с целью не восхвалять, а высмеивать эту идеологию, этот быт, родился в недрах неофициального искусства Москвы и Ленинграда. Именно так, как пародия на официальное советское искусство, возник в 1970-х соц-арт — подобно тому, как поп-арт на Западе был рефлексией, защитной реакцией на засилье массовой культуры «общества потребления».

Впрочем, неофициальное искусство предперестроечной эпохи и первых лет гласности не ограничивалось только соц-артом. Все эти художники принадлежали к разным художественным школам, опирались на разные авторитеты в искусстве, любили разные цвета и разные живописные стили. Были и концептуалисты — «художники в законе», постигшие все тонкости интеллектуальных манипуляций массовым сознанием, и «западники», пытавшиеся говорить без советского акцента и обращавшиеся к европейскому современному искусству как к единственному источнику подлинной актуальности. Были и те, кто стремился соединить заимствованные приемы немецких «новых диких» и французской «свободной фигурации» с чертами подзабытого уже русского авангарда — супрематической геометрией и конструктивистским дизайном.

С началом перестройки и гласности все художники советского андеграунда встретились на первых выставках «без цензуры»: достаточно вспомнить экспозиции в московских и ленинградских домах культуры, и прошедшие несколько позже «гастроли» отечественного искусства новой эпохи в музеях и выставочных залах от Берлина до Нью-Йорка, от Тель-Авива до Мельбурна. Именно там и тогда формировался новый облик русского искусства: противоположности сталкивались, бесконфликтно сливались, превращая рутину художественного процесса во всеобщий маскарад на руинах империи.

Культовым фильмом, наиболее точно отразившим художественную атмосферу эпохи, стал «Асса» Сергея Соловьёва, вышедший на советские экраны в 1987 году. Примечательно, что такое же название носила и ленинградская галерея Тимура Новикова, существовавшая с 1982 по 1987 год. Кроме того, в фильме используются объекты андеграундного художника Михаила Федорова-Рошаля «Коммуникативная труба» и «Железный занавес», а саундтрек к ленте сплошь состоит из популярных тогда у неформально настроенной молодежи песен Виктора Цоя, «Аквариума», «Браво» и Жанны Агузаровой.

Конец 1980-х вообще стал временем триумфа «советского авангарда», в социальной эйфории покинувшего подвалы и чердаки и отправившегося покорять интернациональный художественный мир. «Сделано в СССР» («made in ussr») становится, можно сказать, самым востребованным «художественным брендом», включавшим в себя произведения и ветеранов-нонконформистов, и их молодых, но уже опытных учеников из московской школы концептуализма, ленинградских «новых художников», юной поросли из мастерских в Фурманном переулке столицы, фотореалистов и «бумажных архитекторов».

На выставке, которая впервые будет представлена в России, сделана попытка реконструировать и проанализировать ситуацию «искусства перестройки», передать неповторимый аромат времени перемен, представив творчество его основных героев — Ивана Чуйкова, Эдуарда Гороховского, Игоря Макаревича, Семена Файбисовича, Сергея Волкова, Сергея Мироненко, Вадима Захарова, Николая Козлова, Андрея Филиппова, Марии Константиновой, Николы Овчинникова, Сергея Шутова, Андрея Ройтера, Тимура Новикова, Андрея Хлобыстина, Сергея Борисова, Андрея Безукладникова, Александра Сундукова, Игоря Чацкина.

Планируется, что осенью выставку «Гласность / Перестройка» увидят европейские и американские зрители.

Выставка в Diehl+Gallery One [Москва, Смоленская наб., 5/13; (495) 244–02–48] продлится до 30 августа 2008 года.

Источники: www.art4.ru, www.galerievolkerdiehl.com, artinvestment.ru



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх