- Зверев?
- Иван Тузов - «Закат»
- Есть вот такой Жерноклюев
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"
Франкфурт-на-Майне представляет искусство московского концептуализма
ARTinvestment.RU 24 июня 2008
Во франкфуртском Ширн-Кунстхалле открылась выставка «Тотальное просвещение / Московское концептуальное искусство 1960–1990». Куратором её выступил живущий в Кельне знаменитый философ культуры Борис Гройс, спонсором — немецко-русская компания WINGAS
Во франкфуртском Ширн-Кунстхалле открылась выставка «Тотальное просвещение / Московское концептуальное искусство 1960–1990». Куратором её выступил живущий в Кельне знаменитый философ культуры Борис Гройс, спонсором — немецко-русская компания WINGAS.
Такой большой выставки московского концептуализма, охватывающей три десятка художников, 130 работ и три десятка музеев и коллекционеров, за рубежом еще не показывали. Она завершает цикл, посвященный русско-советскому искусству ХХ века, растянувшийся на 16 лет. В начале 1990-х во Франкфурте показывали выставку «Великая утопия. Русский авангард 1915–1932», пять лет назад — экспозицию «Фабрика мечты. Визуальная культура эпохи Сталина». «Фабрику» готовили Борис Гройс и Зельфира Трегулова, и завершалась она работами Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виталия Комара и Александра Меламида. Их работы и в новой экспозиции, чьим символом стала «Цитата» Комара и Меламида, расклеенная на плакатах по всему Франкфурту. На красном фоне расставлены квадратики для букв, но самих слов нет, их только предстоит вспомнить или создать заново. Так заново переписанной в итоге оказалась история самого советского искусства, долгие годы не признававшего очевидного, а теперь вынужденно уступившего почетное место передовика художественному подполью.
Выставка открывается работами 1970-х. Концептуализм кажется реакцией на оттепель с ее нереализовавшимися надеждами на социализм с человеческим лицом. Ироничность высказывания преобладает в интонациях концептуалистов, отстранение выглядит главным приемом 1970-х. Во Франкфурте показывают все хрестоматийные примеры тогдашнего остроумия — и «Прибор для определения национальности» Леонида Сокова (по форме носа, для чего тот вставляется в готовые формы), и пародии Александра Косолапова на лениниану. Что уж говорить об акциях группы «Коллективные действия» с их лозунгами, развешанными в подмосковных лесах? Одинокий красный кумач, растянутый между елками, надпись «Я ни на что не жалуюсь, и мне все нравится, несмотря на то что я здесь никогда не был и не знаю ничего об этих местах» — есть ли что-нибудь более пронзительное в нашем искусстве за последние полвека? Разве что «Проекты для одинокого человека» Виктора Пивоварова, описывающие квартиру, режим дня, стол и повседневные предметы того, кто обретет свое счастье лишь в исчезновении.
Вряд ли западный зритель привык столько читать, разглядывая картину. Но без чтения здесь никуда, и переводы выглядят важнейшей составляющей франкфуртской выставки. Ранний этап московского концептуализма представлен в левом крыле Ширна, ради более поздних работ приходится возвращаться и поворачивать направо, в зал-аппендикс. В проходе зрителя встречает «Фундаментальный лексикон» Гриши Брускина, поставившего в 1988 году исторический рекорд на аукционе Sotheby’ s. После этого все в мире поверили в коммерческую привлекательность постсоветского искусства, а самому Брускину предложили расписывать Рейхстаг. Здесь же Борис Михайлов с серией ранних, раскрашенных от руки фотографий, и «Гласность» Дмитрия Александровича Пригова. Завершает экспозицию лабиринт из коридоров и закутков, в которых показан архив движения: домашняя кинохроника, книги Льва Рубинштейна, самиздатовский трактат «По мастерским» Георгия Кизевальтера. В каком-то смысле этот лабиринт символизирует и восприятие русского искусства на Западе: заглянуть интересно, как в коммунальную квартиру, но оставаться не хочется.
На вопросы корреспондента газеты «Коммерсантъ» Алексея Мокроусова ответил куратор выставки БОРИС ГРОЙС.
— Нынешняя выставка выглядит продолжением проекта «Фабрика мечты — коммунизм». Она задумывалась уже пять лет назад?
— Нет, скорее когда писалась книга «Gesamtkunstwerk Сталин»: в ней три части, и как раз о третьей эта выставка.
— Почему все-таки концептуализм московский? Ведь больше нигде в мире он не привязан к городу? Или в 1970-е было невозможно идентифицировать себя с Советским Союзом?
— И это тоже: сказать о себе «советский» было трудно. Но все-таки большинство авторов и впрямь было из Москвы. Конечно, в названии была и дополнительная семантика. На Западе концептуализм был принципиально иным, он развивался в другой ситуации — в рыночной. Его целью было движение от рынка к слову, к чистой идее. У нас же существовал другой механизм оценки искусства, не рыночный, но идеологический, с идеологией художники как раз и работали.
— Как московский концептуализм воспринимался на Западе 20 лет назад и как воспринимается сегодня?
— В 1980-е никакой его рецепции в общем-то и не было, да и сейчас можно говорить лишь о восприятии творчества некоторых художников. Ценятся отдельные авторы, такие, например, как Илья Кабаков или Вадим Захаров, в последнее время здесь стал очень известен Андрей Монастырский. Сам же феномен известен куда меньше, он остается или недостаточно, или вообще неотрефлектированным явлением.
— Что стояло за интересом московских концептуалистов к созданию выдуманных биографий выдуманных художников?
— Это был результат дистанцирования от представлений о художнике как о человеке, который занимается современными проблемами. С другой стороны, мы сегодня сомневаемся уже в реальности всего в мире, в том числе и самого художественного акта, и в реальности его автора. Это стало следующим этапом модернистской теории сомнения.
— Не выглядит ли московский концептуализм слишком эклектичным движением?
— Эстетического единства действительно нет. Зато странным образом наблюдается тематическое единство: в отношении к искусству, в его понимании как языка, конвенционального знака.
— В истории соц-арта мы часто встречаем те же имена. Он чем-то отличается от концептуализма?
— Соц-арт работал с иконами, с поверхностью идеологии. Как Уорхолу были интересны иконы массового сознания, так нашим авторам — иконы идеологические. Концептуализм же интересовался структурами — художественными, произведения искусства или структурами распространения. Он во многом дитя русского структурализма.
— Выглядит ли сегодня концептуализм еще живым явлением, или он стал исключительно музейным экспонатом?
— Возьмите современную московскую арт-сцену: ее истоки как раз в концептуализме. Многие нынешние художники, критики и кураторы были с ним связаны. Многие авторы, как и тогда, по-прежнему работают сегодня с идеологией. И вообще в мире в целом наметилась тенденция к коллаборативному искусству. Художники выступают и как кураторы, и как критики, вместе изучают тексты, сами себя издают и комментируют...
Источник:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20080624_moscow_conceptualism.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20080624_moscow_conceptualism.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 28.03.2024 Анонсирован второй выпуск нижегородской ярмарки «Контур» Смотр пройдет в мае
- 27.03.2024 Не стало Ричарда Серра Американскому скульптору-минималисту было 85 лет
- 27.03.2024 Самые громкие продажи ярмарки Art Basel Hong Kong Дороже остальных ушла работа Виллема де Кунинга, проданная за $9 млн
- 25.03.2024 Суд Нью-Йорка обязал Sotheby’s раскрыть имена продавца и покупателя картины Тьеполо Работа может стать предметом иска о реституции
- 25.03.2024 Опубликован рейтинг мировой музейной посещаемости The Art Newspaper Россию в топ-10 представляет Государственный Эрмитаж
- 28.03.2024 На торги Im Kinsky выставили работу Густава Климта Эстимейт картины составляет €30–50 млн
- 26.03.2024 На посвященных современному искусству торгах Artnet установлен новый рекорд «Рекордсменом» стал Кикуо Сайто, американский абстракционист с японскими корнями
- 22.03.2024 Подборку из 200 работ Ман Рэя продают на Christie’s Их суммарный эстимейт составляет €2,4–3,5 млн
- 22.03.2024 Итоги AI Аукциона № 522 Общая выручка составила 15,1 млн рублей
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 12.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 2 Продолжение обзорного материала по сегодняшним реалиям и перспективам применения искусственного интеллекта в мире искусства
- 11.03.2024 Открыт 205-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Семёна Агроскина, Константина Батынкова, Елены Бочаровой, Игоря Воложанина, Наталии Вяткиной, Елены Епифановой, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Заикина, Наталии Земляной, Марины Лейзгольд, Сергея Максютина, Игоря Снегура
- 10.03.2024 Открыты 521-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 8 листов оригинальной и один — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 08.03.2024 Художницы «русской орбиты» в 2023 году AI анализирует самые успешные сделки с произведениями прекрасной половины человечества на российских и зарубежных аукционах
- 26.03.2024 Орсе отмечает 150-летие импрессионизма проектом с виртуальной составляющей Проект рассказывает историю того, как художники-новаторы добивались признания публики
- 19.03.2024 В Русском музее на днях открывается выставка «Рисунки и акварели передвижников» В экспозицию войдет около 100 графических работ
- 19.03.2024 Выставку «Александр Дейнека. Курская аномалия» готовят в парке «Зарядье» Посетители увидят «Тройку» Дейнеки, не выставлявшуюся около 30 лет
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн
- Зверев?
- Иван Тузов - «Закат»
- Есть вот такой Жерноклюев
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"