Неужели у советского искусства выбор все-таки был?
ARTinvestment.RU   20 июня 2008

18 июня в Новом Манеже открылась выставка «Борьба за знамя: советское искусство между Троцким и Сталиным (1926–1936)»

Выставка, куратором которой выступила Екатерина Деготь, открылась в Новом Манеже. В центре внимания проекта — политически левое советское искусство, «советский модернизм», по духу очень близкий западному, но по языку глубоко оригинальный. Это искусство короткого периода между авангардом и сталинским реализмом. Искусство этого времени удивительно современно и близко политически и социально ориентированным концептуальным проектам наших дней. На выставке представлены сенсационные работы, совершенно не известные даже специалистам: фотомонтаж, живопись гигантских масштабов, фотография, архитектурные проекты, плакат, скульптуры массовых действ, кино. Это было искусство общественных пространств и коллективных творческих методов, его производство и потребление были подчинены совершенно иным законам, нежели искусство сегодняшней экономической реальности.

В экспозицию включено около 250 работ более чем ста авторов. Главные фигуры выставки — Александр Дейнека, Исаак Бродский, Александр Самохвалов, Эль Лисицкий, Александр Родченко, Александр Лабас, Борис Игнатович, Казимир Малевич и другие авторы. Открытиями станут работы Бориса Голополосова, Георгия Рублева, Бориса Цветкова и других еще недостаточно известных художников. Для экспозиции были отобраны произведения из собрания Музейно-выставочного центра РОСИЗО, с 1939 года ни разу не показывавшиеся в России, а также работы из запасников Государственной Третьяковской галереи, Государственного Исторического музея, Научно-исследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева, Волгоградского музея изобразительных искусств, Пермской государственной картинной галереи и других музеев. Представлены вещи и из частных собраний.

В какой-то момент, точнее, с начала 2000-х на рынке искусства все более востребованным становилось искусство советской эпохи. Увлечение русской академической живописью XIX века немного сдало свои позиции, коллекционеры обратили свои взоры на соцреализм, и цены на это искусство начали стремительно расти. Но не на всё… Собиратели поначалу пошли проторенным академическим путем, пусть и советским: работы Исаака Бродского, Дмитрия Налбандяна и Бориса Иогансона пользовались большим спросом на аукционах. Рынок оказался настолько перегретым, что уже простой сюжет неизвестного художника на «соцреалистическую» тему мог вызвать ажиотаж на торгах. В результате, по воспоминаниям об иллюстрациях в «Родной речи», где в течение многих десятилетий печатались «Опять двойка» и «Прибыл на каникулы» Решетникова, у массового зрителя и потенциального покупателя об официальном советском искусстве сформировалось очень однобокое представление, которое безраздельно господствовало последние лет 10-15.

Тем более важной представляется открывшаяся выставка, задача которой показать, что советское искусство — это не только счастливое детство, за которое его обладатели так единогласно благодарили Сталина. Было в нашем прошлом время, когда история еще была драмой с открытым финалом, вопрос «кто подхватит знамя Ленина?» не был решен, и не было известно, куда пойдет СССР — к демократии или диктатуре, откроется «мировой революции» или замкнется на поклонении вождю.

Выставка впервые выделяет именно этот период нашей истории, особенно период «культурной революции» 1928–1932 годов. Именно в этот момент взоры всего мира были обращены к России, и слова «свой путь» были всем понятным и всеми разделяемым лозунгом.

Интересно, что при общем «левом» характере искусства этого периода в нем находилось место и самым противоположным явлениям. Наряду с продолжением тенденций авангарда, начинали появляться новые художественные приемы, парадоксальным образом сближающие советское искусство середины 1920-х — 1930-х годов с таким западным и «буржуазным» направлением, как ар деко. Особенно это чувствуется в представленных на выставке работах Самуила Адливанкина («Герои у них») графике Юрия Пименова и живописи Александра Лабаса.

В центре выставки — реконструкция одного из шедевров той эпохи — фотоколлажа Эль Лисицкого и Сергея Сенькина «Пресса», выполненного для международной выставки в Кельне (1929).

В специальную программу кинопоказов, подготовленную Госфильмофондом РФ, включена документальная хроника того времени, а также фрагменты из фильмов о «прекрасной советской эпохе» — прежде всего картин Григория Александрова с музыкой Исаака Дунаевского. Действительно, к светлым и полным воздуха картинам Александра Дейнеки и разнообразным изображениям первомайских демонстраций как нельзя лучше подходит звуковое сопровождение вроде «Широка страна моя родная».

В целом выставка получилась живая и достаточно мажорная, однако она оставляет щемящее чувство упущенной возможности: именно по этому пути могла пойти страна, а вместе с ней и советское искусство, но все случилось иначе.

Прошлого не вернуть, и ничего уже не исправишь, поэтому нам остается лишь вспомнить или заново открыть для себя и оценить в полной мере замечательное искусство этого десятилетия, с 1926 по 1936 год.

Москва, Новый Манеж, Георгиевский переулок, 3/3

18 июня — 4 июля 2008

Источник: Пресс-релиз ММСИ, artinvestment.ru



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх