Открыты 339-е торги AI Аукциона и 25-й кураторский аукцион «XXI век. Современное российское искусство»
ARTinvestment.RU   21 июля 2020

В сводном каталоге — 30 лотов: 16 живописных работ, 5 листов оригинальной и 1 — печатной графики, 6 работ в смешанной технике, 1 фотография и 1 фарфоровая тарелка

Комиссионный сбор с покупателей составляет 18 %.

Каталог AI Аукциона № 339 и 25-го кураторского аукциона «XXI век. Современное российское искусство».

Лоты 339-го AI Аукциона представлены в экспозиции онлайн-выставки AI.

Лоты 25-го кураторского аукциона «XXI век. Современное российское искусство» представлены в экспозиции онлайн-выставки AI.

Уважаемые участники и зрители аукциона AI! Ни один монитор и никакой современный гаджет никогда аутентично не передаст произведения искусства! Цвет, фактура, не говоря уже об ауре той или иной работы, впечатлении от встречи с нею, монитору не подвластны. Хорошую вещь он может сделать как минимум невыразительной, а не совсем удачную, напротив, приукрасить (последних у нас нет, но справедливости ради сказать об этом стоит). К тому же каждый человек видит и чувствует по-своему. Поэтому приезжайте посмотреть на все работы собственными глазами у нас, на Гороховском, 7 (только предварительно необходимо позвонить и договориться о встрече).


ШИЛЬДЕР Андрей Николаевич (1861–1919) Дубы. 1890-е — 1900-е
Бумага, графитный карандаш, тушь. 22,9 × 29,5

Русское искусство конца XIX — начала ХХ века представляет карандашный рисунок «Дубы» (1890-е — 1900-е) Андрея Николаевича Шильдера. Удостоверяющая надпись на рисунке, по мнению эксперта, несомненно написана рукой вдовы художника Матрены Викторовны Шильдер. «Согласно сохранившейся надписи М. В. Шильдер, написанной ею, вероятно, во время продажи произведения, есть основания предположить, что данный рисунок до 1920 года находился в собрании семьи художника». Рисунок был продан всего через год после смерти художника, очевидно, что в тяжелое время его семье были необходимы средства на жизнь. Академик пейзажной живописи Андрей Шильдер в своей художественной практике сохранил традиции своего учителя И. И. Шишкина, при этом картины Шильдера отличаются большим лиризмом, эмоциональностью, мягкостью, что роднит его пейзажи с искусством Левитана.


ЧЕРКЕСОВ Юрий Юрьевич (1900–1943) Всадник в лесу. 1921
Бумага верже, акварель, итальянский карандаш. 30,7 × 41,2 (в свету)

Юрий Юрьевич Черкесов известен прежде всего как художник Русского Зарубежья, однако рисунок «Всадник в лесу» (1921) выполнен за 4 года до эмиграции и «относится к российскому периоду жизни и творчества Ю. Ю. Черкесова. Это ранняя работа молодого автора, созданная еще во время обучения во ВХУТЕМАСе–ВХУТЕИНе. Уже в этой вещи виден большой талант и потенциал художника-графика. Рисунок на пейзаже мастерский, затейливый, уверенный и виртуозный. Более того, рассматривая этот рисунок, понимаешь, что у Ю. Ю. Черкесова огромный дар художника-гравера: не случайно, что в 1937 году он был награжден именно за ксилографию “Песнь песней” на парижской Международной выставке.

Рисунок “Всадник в лесу”, исполненный в 1921 году, является уникальным, подлинным и редким рисунком Ю. Ю. Черкесова», — отмечает эксперт.


БРАИЛОВСКИЙ Леонид Михайлович (1867–1937), БРАИЛОВСКАЯ Римма Никитична (1877–1959) Паломничество к святыне. 1925
Бумага на картоне, масло. 50,3 × 67,2

Раздел художников Русского Зарубежья открывает живописная композиция «Паломничество к святыне» (1925) Леонида Михайловича и Риммы Никитичны Браиловских. «Л. М. Браиловский серьезно занимался изучением памятников древнерусского искусства, с этой целью он посетил Ростов, Ярославль, Суздаль, копировал фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде, — рассказывает эксперт. — Полученные знания позволили художнику успешно применять их в своем творчестве (в оформлении интерьеров, в оформлении театральных постановок, в создании станковых произведений). Леонид Браиловский часто работал вместе с женой Риммой Браиловской, создавая композиции на тему древнерусской истории». Римма Браиловская работала как самостоятельно, так и в соавторстве с мужем. Писала пейзажи, жанровые картины; обращалась к техникам акварели и темперы. В 1900–1910-х выполнила серии акварелей по мотивам сказок А. С. Пушкина («Сказка о мертвой  царевне…», 1907; «Сказка о царе Салтане…», 1915). Занималась декоративно-прикладным искусством. Создала ряд произведений в техниках вышивки, аппликации, росписи, исполняла гобелены и декоративные панно. Предположительно, в 1900-х преподавала в мастерской художественного шитья в Строгановском центральном художественно-промышленном училище. По ее рисункам воспитанниками Училища были выполнены многочисленные портьеры, настенные панно. Организовала собственное ателье в Хлудовском тупике в Москве, где принимались заказы на художественную вышивку. В своем творчестве выступала как умелый стилизатор, мастерски перерабатывая мотивы древнерусского и народного искусства. «В 1920-е годы, — отмечает эксперт, — они [Леонид и Римма Браиловские] создали серию работ “Видения Древней Руси”. Эти произведения были представлены авторами в Чикаго (1925), Индианаполисе (1927), Амстердаме (1928), Нью-Йорке (1929). В интервью, данном художниками по случаю их персональной выставки в ClarigeGallery (1926), раскрываются цели и задачи, которые они ставили перед собой, создавая свои произведения: “Мы прилагаем все усилия для того, чтобы воспроизвести в наших картинах те блестящие, богатые оттенки, которые освещали нашу страну на протяжении веков. <…> Иконописцы прошлого были очень творческими художниками, их работы дают нам возможность ощутить глубокую одухотворенность, которая стала вдохновением для создания их работ”».


ВАСИЛЬЕВА Мария Васильевна (1884–1957) Коллаж с изображением Богоматери. 1930-е
Картон, цветная бумага, тушь, фольга, графитный карандаш, процарапывание, чеканка, коллаж. 31 × 24

Одна из самых интересных работ каталога — «Коллаж с изображением Богоматери» (1930-е) русской художницы Парижской школы Марии Ивановны Васильевой (см.: «Художник недели: Мария Васильева»). Религиозные композиции этого творческого периода в разных техниках, к ряду которых относится и наша работа, художница упоминает в своих мемуарах, отмечая, что изображения Богоматери пользовались спросом (особенно в кризисные времена). В нашей работе художница использует ряд техник народного декоративно-прикладного искусства, которым она глубоко интересовалась и в котором была настоящим мастером.


АРХИПЕНКО Александр Порфирьевич (1887–1964) Les formes encerclées (Обведенные формы). Композиция из папки Les formes vivantes (Живые формы). 1963
Бумага, литография. 56,1 × 76 (лист)

Литография Les formes encerclées (Обведенные формы, 1963) Александра Порфирьевича Архипенко — лист из папки Les Formes Vivantes («Живые формы»), содержащей 10 разных композиций и вышедшей в Швейцарии в 1963 году тиражом 75 экземпляров.

Следующий раздел — творчество советских художников.


ЛЕБЕДЕВ Владимир Васильевич (1891–1967) Модель в кресле. 1940
Бумага, графитный карандаш. 19,5 × 16,3

Открывает его точный, выразительный рисунок карандашом на бумаге «Модель в кресле» (1940) Владимира Васильевича Лебедева, одного из блестящих мастеров отечественной графики. Лебедев выработал свою, индивидуальную манеру исполнения, в которой главную роль играет не линия, а виртуозно размытые контуры или пятно. Контуры портрета растворяются в световоздушной среде; быстрый ритм рисунка, контрасты придают убедительную живость изображению.


УДАЛЬЦОВА Надежда Андреевна (1886–1961) Сухой дуб. 1946
Холст, масло. 59,5 × 79,5

В 1946 году написан холст «Сухой дуб» Надежды Андреевны Удальцовой. Удальцова — одна из «амазонок» русского авангарда. Художница занималась преимущественно станковой живописью и графикой (в графике особенно много работала  в поздний период творчества, в 1930–50-х). Ее обращения к другим видам искусства были достаточно редки, хотя Удальцова занималась сценографией, а также в конце 1910-х создавала эскизы для тканей. Творчество художницы сформировалось под влиянием, с одной стороны, Мюнхенской школы, с другой — французского искусства начала ХХ столетия. Однако наиболее сильное воздействие на нее имели последовательно конструктивизм Татлина и супрематизм Малевича. Мы представляем произведение позднего периода творчества художницы, оно «выполнено в жанре натурного пейзажа и чрезвычайно характерно для творчества Н. Удальцовой 1940–50-х годов», — отмечает эксперт. Замечательно колористическое решение пейзажа: благородное и сдержанное, но при этом поразительно красочное.


ДЕНИСОВСКИЙ Николай Фёдорович (1901–1981) Утро. 1954
Бумага, масло. 24 × 34,8 (в свету)

Следующий пейзаж выполнен художником знаменитого Общества станковистов. «Утро» (1954) Николая Фёдоровича Денисовского — тонкая по цвету и пронизанная прохладным воздухом первых рассветных минут работа. В остовские времена Денисовский блестяще передавал движение даже в натюрмортах, и это мастерство воплотилось и в нашем небольшом позднем пейзаже, где движется всё, от солнечных лучей и облаков до густой травы, потревоженной крыльями взлетевших птиц.


БУХ Арон Фроимович (1923–2006) Осень. 1999
Холст, масло. 69,9 × 60

Наполнен свежим прохладным воздухом, по-осеннему резкими солнечными лучами и горьковатым запахом опавших листьев пейзаж «Осень» (1999) Арона Фроимовича Буха.


КРОПИВНИЦКИЙ Евгений Леонидович (1893–1979) Зеленое зарево. 1953
Бумага, гуашь. 23,6 × 33,4

О творчестве шестидесятников начинаем рассказывать с узнаваемой гуаши «Зеленое зарево» (1953) Евгения Леонидовича Кропивницкого, живописца, графика, поэта, композитора, а еще учителя и идейного вдохновителя группы художников и поэтов, позднее названной «лианозовской школой». Наша работа показывает его прекрасным мастером композиции и талантливым колористом.


ИНФАНТЭ-АРАНА Франциско (1943) Артефакты. Из цикла «Супрематические игры». 1968
Фотография. 50 × 50 (лист), 48,5 × 48,5 (в свету)

К серии ландшафтных инсталляций, которыми Франциско Инфантэ-Арана занимается с конца 1960-х, относится фотография «Артефакты» из цикла «Супрематические игры» (1968), первого фотографического цикла художника. «…Я и увидел впервые репродукцию Малевича — мне сразу понравилось, от него шла такая сила, мощь, гравитация. Потом я прочитал его трактат “Бог не скинут” — слепой экземпляр, седьмая копия, наверное, я читал, дописывая каждую буковку. “Белое Ничто” — это же бесконечность, а у меня свои знаки бесконечности, спираль, точка. Меня это поразило: метафизик, родственная душа! Малевича я боготворил. Взял и сделал фигуры на снегу — я еще не называл это “артефактами”, я называл это “спонтанные игры на природе”» (kommersant.ru).

«В 1976 году я как художник оформил книгу Клиффорда Саймака (книга «Заповедник гоблинов» вышла в 1972-м. — AI.). В ней речь шла об Артефакте, загадочном и желанном всеми. Особенно завораживали метаморфозы, происходящие в жизни с появлением этого Артефакта. Тема Артефакта очень увлекла меня, и я решил привносить его в природу и таким образом создавать некое организующее начало, каркас или сферу, внутри которой можно распоряжаться атрибутами самой природы: солнечным светом, воздухом, снегом, землей, небесами и т. д.

Словом “артефакт” обозначается вещь второй природы, то есть вещь, сделанная человеком и, стало быть, автономная по отношению к природе. Символически важен момент вычленения артефакта как искусственного объекта, дополнительного к природе. Уместно вспомнить понятие “рама” — конструкции, что одновременно и ограничивает бесконечность мира, и фокусирует внимание на этой бесконечности. То, что с древности известно об артефакте, свидетельствует о бесконечности мира, о связи всего сущего с Тайной, реально этот мир наполняющей. Сознание художника, вдохновившего ситуацию взаимодействия артефакта и природы, создает силовые линии поля игры. Поэтому мои работы, в которых человек отсутствует, всегда о человеке и о его душевном мире, артикулированном сознании» (nsad.ru).


ИНФАНТЭ-АРАНА Франциско (1943) Тарелка. Рисунок № 4 по мотиву «Супрематической живописи» К. С. Малевича (1920). 1992
Фарфор, роспись. Ø 24,5

Вторая работа Франциско Инфантэ-Араны в каталоге — тарелка «Рисунок № 4 по мотиву “Супрематической живописи” К. С. Малевича (1920)» — принадлежит к ряду работ, выполненных в 1992 году Инфантэ и Эдуардом Штейнбергом совместно с Центром современного искусства (ЦСИ) и Товариществом «Кузнецовский фарфор». Каждая тарелка выпущена ограниченным тиражом в 25 штук (наша тарелка имеет № 3) плюс несколько ненумерованных (резервных) экземпляров. Вместо заявленных Франциско Инфанте четырёх тарелок было выпущено всего три. Большая часть тиража была закуплена Министерством культуры РФ.

«Фарфор оказался благодатным материалом для иллюстрирования идей Франциско Инфанте. Можно сказать, что здесь получила новое преломление его известная “концепция артефакта”. “Артефакт” — это термин, которым в трактовке художника “обозначается вещь второй природы, то есть вещь, сделанная человеком и, стало быть, автономная по отношению к природе”, но которая, по мысли художника, связана с такими понятиями, как “традиция” и “культура”. Особый акцент в своей теории Инфантэ делал на воплощении в артефакте связи “техника — природа”, связи, способной, по его мнению, породить новый синтез внутри вечного искусства. В этой способности артефакта Инфантэ видел особый “символ Тайны творчества”. Фарфор же — материал, рожденный в огне, соединяющий в себе природную и технологическую стороны, издревле наделявшийся таинственными свойствами,  — как ничто другое соответствовал авторской концепции артефакта. Поэтому, вероятно, столь гармоничными и логичными выглядят произведения Инфантэ на фарфоровых тарелках» (Виктория Петухова. Фарфор как неприкладное искусство или еще одна грань нонконформизма // Фарфор шестидесятников: Выставка в галерее «Романовъ». М. : Бонфи, 2012. С. 14).


СИДУР Вадим Абрамович (1924–1986) Любовники. 1978
Бумага, фломастер. 42 × 29,5

Большой рисунок «Любовники» (1978) Вадима Абрамовича Сидура выполнен фломастером в одном цвете и замечательных по чистоте и плавности линиях.


ЧУБАРОВ Евгений Иосифович (1934–2012) Без названия. 1982
Холст, масло. 100,3 × 99,6

В 1982 году написан холст «Без названия» одного из самых загадочных художников второй половины XX века, Евгения Иосифовича Чубарова, героя сегодняшней статьи в рубрике «Художник недели». Среди сохранившихся воспоминаний о Чубарове самые известные связаны с посещением его студии в Мытищах Ильей Кабаковым в компании Виктора Пивоварова и Виталия Пацюкова в 1978 или 1979 году. Кабаков, пораженный обстановкой мастерской, говорил: «Мы были в гостях у живого гения». Виталий Пацюков позже так охарактеризовал художника: «Это мамонт в замерзшей глыбе. В этой глыбе он пережил всю эволюцию — от амебы до настоящего времени, записал ее на свой hard drive и, как только его разморозили, сумел выдать накопленную информацию в одну плоскость» (artinvestment.ru). Известность Чубарову принесли огромные абстракции начала — середины 1990-х, проданные на Sotheby’s. Наш холст выполнен раньше, в нем угадываются линии человеческих фигур, но уже предельно обобщенные и упрощенные и по-чубаровски мощные, насыщенные какой-то нечеловеческой энергией. Но энергию эту уравновешивает… цвет. Чубаров, который многим известен своими черными тушевыми циклами, был удивительным колористом: грубые антропоморфные формы, заполнившие холст в какой-то странной композиции, написаны в изумительном по красоте колорите, просто красивы.


ЗВЕРЕВ Анатолий Тимофеевич (1931–1986) Лес. 1984
Холст, масло. 37 × 52,2

Лаконичен композиционно и колористически поздний холст «Лес» (1984) Анатолия Тимофеевича Зверева.


НЕМУХИН Владимир Николаевич (1925–2016) Пас. 2013
Холст, масло, коллаж, графитный карандаш. 60 × 60

Завершает раздел шестидесятников холст «Пас» (2013) Владимира Николаевича Немухина. Вещь строгая, мудрая и эмоциональная. Динамичная и предельно лаконичная даже для Немухина композиция, минимум деталей, но все — значимы, более чем сдержанное цветовое решение, в котором главную роль играет зеленое «сукно» карточного стола.


ПЕППЕРШТЕЙН Павел Викторович (1966) Числа. 1997
Холст, масло. 23,8 × 29,4

Художника следующего поколения «другого искусства» — Павла Викторовича Пепперштейна — представляет в каталоге холст «Числа» (1997).

Традиционно финальный раздел каталога — произведения современных авторов.


ГОРОХОВСКИЙ Евгений Эдуардович (1951) Московский дворик. 1972
Бумага на фанере, гуашь, темпера. 50 × 70,4

Евгений Эдуардович Гороховский, автор картины «Московский дворик» (1972), родился в семье Эдуарда Гороховского, одного из самых известных шестидесятников. «Становление художника происходило в 1970-е в непосредственном окружении мэтров “другого искусства” — Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Эрика Булатова. Тогда и сложился его собственный стиль на стыке фотореалистического изображения и метафизического, концептуально отрефлексированного содержания. Фактически Евгений Гороховский стал одним из основоположников отечественного фотореализма (О. Козлова «Фотореализм», М., 1994), придав ему специфически философское звучание» (popoffart.com).


ШУТОВ Сергей Алексеевич (1955) Поутру. Начало 2000-х
Холст, масляное напыление, трафарет, серебряные блестки. 100,6 × 120,6

К началу 2000-х относится холст «Поутру» Сергея Алексеевича Шутова, выполненный в смешанной технике, с серебряными блестками. Важно: «его работы очень проигрывают при репродуцировании: блики серебрянки, фольги и лака невозможно передать на бумаге. А эти отсветы и отблески очень важны. Говорят, когда Соловьев на съемках “Ассы” поправил какой-то, казалось бы, мало значимый кусок фольги, присутствующие почувствовали что композиция сразу рассыпалась. У Шутова каждая деталь — не просто так. Пусть тот случай с фольгой может кому-то показаться натяжкой, но с репродукциями не сомневайтесь: то, что выглядит блеклым в журнале или аукционном каталоге, может на свету оказаться работой потрясающей жизнерадостности» ().


МЕРАБИШВИЛИ Паата Мерабович (1964) Муза Моди. 2014
Полимер, карандаш, акрил, тушь, масло. 117,5 × 57,7

Сложный, очень многодельный трехмерный объект «Муза Моди» (2014) скульптора Пааты Мерабовича Мерабишвили — своеобразное авторское воплощение образа Жанны Эбютерн, музы Амедео Модильяни, выполненное в стилистике, напоминающей манеру гениального итальянца, авторский оммаж Художнику и его Музе.

Одновременно с нашим штатным 339-м AI Аукционом открыт 25-й аукцион «XXI век. Современное российское искусство» — моноаукцион московской художницы Ирины Корсаковой. Читайте на AI: «Пульс времени. Ирина Корсакова».

Всем желаем удачи на 339-м AI-Аукционе и 25-м аукционе «XXI век. Современное российское искусство»!

Справедливый рыночный ценовой уровень по работам авторов, представленных в каталоге настоящего аукциона, можно определить по информации базы аукционных результатов ARTinvestment.RU.

На аукционе AI продолжает работать виртуальный участник «Резервная цена не достигнута». Он появляется на последних минутах торгов, чтобы покупатели имели возможность перебить резервную цену (у тех лотов, где она есть). Другими словами, если видите участника «Резервная цена не достигнута», то это повод продолжить борьбу — возможно, победа близка.

Если же последняя ставка появляется в сопровождении пометы «До резерва остался 1 шаг», это значит, что, сделав следующую ставку, вы выигрываете лот — если, конечно, кто-нибудь, вдохновившись близкой удачей, не перебьет вашего последнего слова. И всегда досадно, когда участники, торговавшиеся несколько дней и особенно азартно последние пару часов перед закрытием, вдруг останавливаются именно в одном шаге от победы. Если чувствуете, что вещь — ваша, так сделайте этот шаг!

Комиссионный сбор с покупателя составляет 18 % от финальной цены лота.

***

Мы продолжаем принимать живопись и графику (оригинальную и тиражную) на наши регулярные еженедельные торги. О своем желании выставить вещь на аукционе AI пишите на [email protected] или звоните по телефону: +7 (495) 632–16–81. Правила приема работ на аукцион AI можно посмотреть здесь.

***

Регулярные торги произведениями искусства и предметами коллекционирования проводятся с помощью автоматизированной системы аукционных торгов, доступной по адресу https://artinvestment.ru/sales/.

В штатном режиме каждый интернет-аукцион длится четыре дня. Но если ставка на какой-либо лот сделана менее чем за 30 минут до закрытия интернет-аукциона, то торги за такой лот автоматически продлеваются еще на 30 минут. По истечении этих 30 минут, если не поступит новая ставка, интернет-аукцион будет закрыт — в противном случае он будет продлен на дополнительные 30 минут. Такой режим торгов, как показала практика, делает бессмысленными попытки откладывать ставки до последних секунд перед закрытием аукциона и стимулирует участников делать ставки в комфортном режиме на протяжении всех дней аукциона.

Согласно Правилам аукциона, участвовать в торгах, т. е. делать ставки на предложенные к продаже лоты, могут только лица, прошедшие регистрацию на сайте Аукциона (администрация Аукциона оставляет за собой право проверять заявителей и отказывать в регистрации без объяснения причин).

Комиссионный сбор с покупателя Аукциона AI определен в размере 18 % от финальной цены лота. Оплата производится в рублях наличными в офисе Аукциона или безналичным переводом на расчетный счет Аукциона. Администрация Аукциона не выдает покупателям разрешений на вывоз за пределы РФ товаров, приобретенных на аукционе, и не гарантирует возможности получения таких разрешений. Отправка лотов за пределы РФ администрацией Аукциона не производится.

***

ARTinvestment.RU — информационно-аналитический ресурс по рынку искусства, разработчик семейства индексов арт-рынка ARTIMX и составитель крупнейшей в мире базы данных аукционных результатов для художников, входящих в орбиту русского искусства. В своей аналитической работе ARTinvestment.RU опирается более чем на 250 тысяч результатов аукционных продаж для 13 тысяч русских художников в сегментах живописи, графики, скульптуры. Уникальные индикаторы инвестиционного риска, присваиваемые экспертами ARTinvestment.RU, помогают исключить из расчетной массы многие сомнительные результаты.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20200721_auctionAI.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20200721_auctionAI.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх