Открыты 328-е торги AI Аукциона и 14-й кураторский аукцион «XXI век»
ARTinvestment.RU   05 мая 2020

В сводном каталоге — тридцать лотов: семнадцать живописных работ, пять листов оригинальной и два — печатной графики, четыре работы в смешанной технике, одна скульптура и один коллаж

Комиссионный сбор с покупателей составляет 18 %.

Каталог AI Аукциона № 328 и XIV кураторского аукциона «XXI век».

В разделе русского искусства конца XIX — начала ХХ века мы представляем вниманию участников аукциона рисунок графитным карандашом «Тройка» Николая Семёновича Самокиша, известного русского баталиста и блестящего анималиста, мастера в изображении лошадей, избранного в 1890 году академиком за картину «Табун белых рысистых маток на водопое».

Следующий раздел каталога — творчество художников Русского Зарубежья. Наталии Сергеевне Гончаровой принадлежит гуашевый эскиз костюма Сергея — главного героя балета С. С. Прокофьева «На Днепре», поставленного главным режиссером парижской Гранд Опера Сергеем Лифарем в декорациях Михаила Ларионова и костюмах Наталии Гончаровой. Премьера балета состоялась 16 декабря 1932 года под названием «Sur le Borysthène» — «На Борисфене»: оригинальное название французам было сложно произносить, поэтому Днепр заменили его древнегреческим названием Борисфен. Художница писала: «…я решила построить ансамбль костюмов по тонам осенних цветов. <…> …форма же, прежде всего, удобная для танца, не стесняющая никакого движения, поставленного хореографом, и дающая одновременно возможность увеличить впечатление цвета». «При этом цвет каждого костюма, — дополняет эксперт, — не только являлся составной частью общего декоративного решения, но и отражал характер персонажа. Костюмы… беззаботного Сергея должны были быть яркими, насыщенных оттенков».

Литография «Любовники» (1963) Александра Порфирьевича Архипенко представляет собой лист из папки Les Formes Vivantes («Живые формы»), содержащей 10 разных композиций и вышедшей в Швейцарии в 1963 году тиражом 75 экземпляров.

Ответ на вопрос о том, что такое ар-деко, может быть большим, развернутым, с примерами и иллюстрациями, а может быть кратким: Эрте — автор, чье имя уже целый век символизирует красоту, чистоту, изящество и самые разнообразные возможности популярного художественного стиля. В нашем каталоге представлена тиражная бронзовая скульптура Эрте «Зобеида» (1990).

Раздел советского искусства первой трети ХХ века открывает «Композиция» из серии «Аристография» (1920-е) Якова Георгиевича Чернихова. Серию составили красочные этюды графического искусства, отражающие диалог художника с «левыми» художественными течениями, преимущественно супрематизмом. В «Аристографии» художник использует формы основных геометрических элементов и разрабатывает целую систему колористических задач — монохромные композиции, работа с объемами с помощью наложений полупрозрачных слоев, «утяжеление» элемента темными цветами, создание сложнейших аксонометрических изображений тоновой растяжкой и т. д. Сам Чернихов называл эту серию «композиционным построением красок». Взяв за основу главные принципы знаменитых авангардистов, Чернихов переосмысливает их и дает новую интерпретацию, подчас удивлявшую своей гениальностью даже создателей этих направлений. О художнике читайте на AI: «Художник недели: Яков Чернихов».

Второй лист раздела — двусторонний рисунок «В лодке» / «Прачки у моста» (1930–1931) Александра Давидовича Древина.

С начала 1920-х годов художник в поисках вдохновения и новых видов природы совершил несколько творческих поездок — от Подмосковья до Алтая, каждая из которых впоследствии воплотилась в отдельный живописный цикл. Творческие поездки на Урал дали художнику материал для обширного «уральского цикла», а работы «алтайского цикла», созданные по мотивам поездок на Алтай и в Восточный Казахстан, были показаны на знаменитой выставке группы «13» в 1931 году.

О годах упорных творческих поисков художник писал: «Я сживался с природой с предельной для себя возможностью. И всегда меня поражало следующее: вещи слабо достигают цели. Не все то, что пишешь только с природы, является произведением искусства... С 1930 года я пытался писать ту же природу, но уже в мастерской, и странно, она стала постепенно превращаться в нечто другое; природа исчезла, а язык живописи усиливался, создавалась другая реальность» (источник: artinvestment.ru). О художнике читайте на AI: «Художник недели: Александр Древин».

В следующем разделе представлено творчество отечественных художников второй половины ХХ века.

Мощный, яркий, динамичный эскиз диорамы «Сталинград» (1947) для международной выставки в Белграде в 1947 году выполнен Александром Аркадьевичем Лабасом. Работа выставляется в сопровождении Сертификата подлинности Лабас-Фонда.

В смешанной технике выполнена невероятно красивая и нежная композиция «Раздел роз» (1960-е) Валентина Михайловича Окорокова. Художник-самоучка с чертежными навыками, полученными в Московском высшем техническом училище, в середине 1910-х — начале 1920-х работал в мастерской Татлина и практиковался в мастерской Родченко, был знаком с Малевичем. Потом уехал к себе на родину, в город Козлов, где работала «Коммуна творчества Козловских художников», основанная Сергеем Герасимовым, участвовал в «левых» выставках (artinvestment.ru).

Около 1925 года Окороков поселился в подмосковном Лианозово, окончил в Москве курсы художников-графиков и поступил на службу в Учпедгиз. Собственное творчество превратилось в экспериментальное. Плоды этих экспериментов не только не приносили дохода, но и со временем становились опасными; работы 1930–40-х годов никто, кроме самых близких друзей, не видел. Если в 1920–30-е годы он интересовался характерными для того времени задачами адекватного изображения сверхскоростей, движения форм в свободном пространстве, преодоления земного притяжения, то впоследствии в абстрактной живописи его увлекла возможность выхода через цветовые гармонии к ощущению безграничности, от микрокосма к макрокосму, к открытию величия мысли, к откровению (tg-m.ru).

В целом Окороков тридцать лет жил в интеллектуальной изоляции, без общения с единомышленникам (artinvestment.ru). В «Новую реальность» Элия Белютина в 1959 году он вступил 68-летним, найдя там энергию молодого коллектива и вступив в диалог с ним. С белютинцами Окороков участвовал в 13 прижизненных выставках; более того, последующие четыре посмертные выставки Окорокова, в том числе последняя, в 1976-м, тоже были организованы Белютиным. Потом, увы, почти на 30 лет имя художника выпало из выставочного процесса (artinvestment.ru).

Возрождение интереса к наследию Валентина Окорокова произошло лишь в 2008 году, когда в Третьяковской галерее состоялась выставка «Валентин Окороков. Предмет и вне предмета: 1920-е — 1970-е». На ней рядом с ранними авангардными произведениями экспонировалась и наша сегодняшняя работа, в которой художник гармонично соединил абстракцию с изящными фигуративными элементами, отчасти напоминающими мотивы Серебряного века. По материалам этой обширной экспозиции искусствоведы отмечали, что от графических работ и коллажей 1920–30-х годов до «космических» абстракций последних лет творчество Валентина Окорокова удивительно рифмуется с развитием беспредметного искусства за границами железного занавеса. Причем, и это самое главное, произведения второй половины жизни не являются бледными перепевами авангардной молодости, а представляют собой новый, даже более яркий подъем (tg-m.ru).

В 2000 году создан холст «Ветряки» Евгения Анатольевича Расторгуева — светлая, легкая атмосферная работа, воплощение свободы и удовольствия. Детство будущего художника прошло в Городце на Волге, потом было Горьковское художественное училище, фронт, учеба в мастерской С. В. Герасимова в Суриковском институте (по его рекомендации и при поддержке В. Н. Бакшеева Расторгуева, едва окончившего институт, приняли в Союз художников без кандидатского стажа) — и огромная работа: творческие поездки по стране, холсты, книжная иллюстрация, керамика, выставки и пр. В конце 1960-х Расторгуев стал каждое лето проводить в Городце, писал о нем целые серии полотен, «художнику из Городца», как его стали называть, был посвящен целый ряд публикаций. В нашей довольно поздней работе, так же как и в других городецких произведениях, явственно видны чудесные мотивы и интонации городецкой игрушки.

Не датирован холст «В селе на празднике» Павла Петровича Леонова, одного из самых известных у нас и за рубежом отечественных наивных художников и представителей ар-брют. Сельский праздник — это, возможно, воплощение одного из многих утопических мечтаний художника, воплощение идеального села. «Надо рисовать так, чтобы картина была как учебник — чтобы там были и буквы и рисунки, чтобы инженеру, проектировщику была польза: посмотрел и понял, как надо устроить деревню», — говорил художник в одном из интервью. Творческое наследие Павла Леонова, как пишут, довольно велико, но большинство работ были выполнены по заказам многочисленных почитателей его творчества, которые и сегодня не спешат расставаться с его картинами. Читайте об авторе на AI: «Художник недели: Павел Леонов».

Следующий раздел каталога — творчество шестидесятников.

Тиражная графика шестидесятников, выполненная в разных техниках, представляет собой огромный, до конца не изученный и не каталогизированный пласт в культурном наследии мастеров второго русского авангарда. Среди них были настоящие виртуозы эстампа, из их мастерских выходили поразительные по красоте и уровню исполнения листы, в числе которых — «Большое дерево с луной» (1969. Офорт, акватинта) Дмитрия Петровича Плавинского.

В 1980 году выполнена среднеразмерная «Композиция» Эдуарда Аркадьевича Штейнберга, интересная количеством и разнообразием геометрических элементов и сложным колористическим решением. «В… “метагеометрический” период, который условно можно очертить 1970—1985 годами, основным структурным началом композиции Штейнберга становится Небо, — пишет арт-критик Сергей Кусков. — Впрочем это не столько Небо, воспринимаемое чувственным зрением, сколько небо идей, “эйдосов” Платона или “умных сущностей” (как сказали бы богословы средних веков). Просветленная пустотность фона осеняет геометрический “пейзаж формы” — область блуждающих знаков. Они, зависая в невесомости, внимают велениям скрытых пространств. Фон здесь — Белая немота Истины, глубинная суть которой в ее сокрытости. Над-мирная область Белого света — “абсолютное пространство” — объединяет малые миры отдельных структур, уподобляя рамы картин окнам, через которые чувственный взор может созерцать планетарные системы запредельных начал и сил. Пожалуй, Штейнбергу ближе всего геометрический символизм пифагорейско-неоплатонической традиции, во многом унаследованной восточно-христианской культурой в ее символическом языке иконы, расшифрованном П. Флоренским. Знаки-символы работ Штейнберга, размеченные на чистом поле поверхности, преображают их в очаги духовной “энергетики”. Мягкое, ровное, теплое, одновременно бесстрастное свечение изнутри насыщает твердую поверхность холста и намекает на глубину за его пределами. Если первоначально пелена разбеленного слоя воспринимается как подвижная, непоколебимая в своем “обете молчания” плоскость, преграда, то по мере постижения она оживает, представая теперь уже как зона-посредник между явленным и скрытым, и дает возможность ощутить неисчерпаемость своих смысловых потенций. Такого рода преображение белой световой поверхности в метапространство — наиболее частая тема в авторском контексте художника» (art-critic-kuskov.com).

В творчестве Владимира Николаевича Немухина были излюбленные сюжеты, к которым он не раз возвращался, всякий раз воплощая их по-новому, убирая и добавляя элементы, изменяя цветовое решение, используя различные техники. Один из таких сюжетов — домик — мы представляем сегодня. «Домик с барашком» (1989) выполнен в смешанной технике, но прежде всего это, конечно, ассамбляж. Работа интересная, многодельная и по-немухински чистая, композиционно и колористически безукоризненная.

Очень условно к портретному жанру можно отнести один из топ-лотов каталога — метровое масло «С топором» (2003) — абсолютно узнаваемую вещь Олега Николаевича Целкова. «…Я впервые случайно “стянул” с лица лицо “по образу и подобию” и увидел “ЛИЦО”. Потрясению моему не было предела. Я написал как бы портрет, однако не портрет отдельно взятого субъекта, а портрет всеобщий, всех вместе в одном лице и — до ужаса знакомом… На лице отпечатались миллионы лет, прожитые человечеством в прошлом. И столько же — в непроглядном будущем…» (Олег Целков. Париж. 2001). Бытовой мир на холстах Олега Целкова весьма ограничен и насчитывает не больше десятка предметов, таких как шляпа, ложка, нож, ножницы, веревка, труба, вилка и т. д., живой мир в них представляют кошка, стрекоза или бабочка, цветок, арбуз, груша, яблоко. Но и они лишь знаки — символы того, что дело происходит рядом с нами.

Завершающий и самый объемный раздел каталога — произведения современных авторов.

Открывает его жанровый холст «Прогулка на велосипеде» (2000-е) Владимира Семёновича Любарова. Живописью известный московский книжный график и иллюстратор Любаров начал заниматься в начале 1990-х, когда он круто изменил свою жизнь и переехал в деревню Перемилово Владимирской области. Сегодня любаровские живописные циклы и серии пользуются огромной популярностью. Велосипед, как известно, в деревне вещь необходимая. В любаровских холстах персонажи с велосипедами встречаются, в частности, в сериях «Деревня Перемилово, город Щипок», «Физкультпривет». В нашей работе пара едет по красивейшей просторной дубраве, никуда не торопится, гуляет, воздухом дышит.

К серии больших холстов на библейские сюжеты относится «Рождество» (2006) Наталии Игоревны Нестеровой. «Когда-то давно умная, мягкая, все понимающая мама и друг Наташи Зоя Николаевна сказала мне: “Ангелы могут быть только такие, какими их пишет Наташа, — с тяжелыми крыльями, которые несут тяжелых людей”» (Юрий Рост). «…Что я тут фантазирую “по поводу” Нестеровой? Гвоздями рассудка чудо искусства не приколотишь к злобе дня. Да и ни к чему. Важно, что чудо это заставляет тебя думать о вечном и надеяться на доброе в гуле людских потрясений, при топоте толп и расколах земной коры...» (Владимир Орлов, автор романа «Альтист Данилов»).

Люся Воронова относится к очень небольшому числу художников, которые мастерски умеют и любят работать с красным цветом, делают его основой колористического решения своих произведений. «Красное пальто» (2008) в нашем каталоге — замечательный по психологической цельности и нашему доверию к образу женский портрет.

Чистая абстракция, без фигуративных и архитектурных элементов предстает на холсте «Красная кошка» (2009) Андрея Владимировича Мунца. «Свободная импровизация, выражение накопившихся впечатлений и эмоций составляет основу живописных произведений Андрея Мунца — читаем мы в каталоге его персональной выставки. — <…> Цвет художник рассматривает как наиболее сильное средство  воздействия на зрителя. Он старается пользоваться цветом максимально свободно, не боится резких сочетаний, активно вводит черный, что придает цветовой палитре силу и глубину».

Залит солнцем «Золотой берег» (2019) Алексея Юрьевича Ланцева. Используя обширную палитру локальных чистых цветов, автор создает сложную, наполненную воздухом приморскую композицию.

Завершаем рассказ о каталоге коллажем «Все дамы будут наши» (2019) Галины Борисовны Дулькиной. В нашей стране и за рубежом автор известна в первую очередь как интереснейший художник-фарфорист, однако ее живопись и коллажи давно и прочно занимают свое место в выставочных экспозициях, музейных коллекциях и частных собраниях. Поэтому все, что сказал о ее фарфоре Морис Барюш, искусствовед, коллекционер и последний директор парижской галереи Popoff & Cie, — всё это в полной мере относится ко всему ее творчеству: «Галину Дулькину отличает редкая для современного молодого художника последовательность в движении вперед в рамках своей творческой концепции и независимость от мимолетных соблазнов актуального культурного пространства. Благодаря этому оттачивался ее художественной метод. Отсекая лишнее, ведомая верным чувством формы, артистично манипулируя цветом, Галина создает уникальные произведения. Они выразительны, динамичны, их интересно разгадывать как некую головоломку, наслаждаясь остроумным решением поставленной задачи. Они узнаваемы в контексте любых выставок и интерьеров.

Мы видим ее творческий диалог с живописцем Жоржем Браком, с выдающимися мастерами Архипенко, Бранкузи и Цадкиным. Здесь наследие русского супрематизма и агитационного фарфора. И это диалоговое пространство в творчестве Галины подчеркнуто равноправно.

<…> Галина овладела мастерством, и результат оказывается выше всех похвал, она — зрелый и при этом продолжающий развиваться художник».

Одновременно с нашим штатным 328-м AI Аукционом открыт 14-й аукцион проекта «XXI век. Современное российское искусство». В каталоге: Азам Атаханов, Фарид Богдалов, Наталия Глебова, Константин Звездочетов, Виктор Крапошин, Анатолий Пурлик, Александр Савко, Мария Семенская, Наталия Турнова, Юрий Шабельников.

Всем желаем удачи на 328-м AI-Аукционе и на XIV аукционе «XXI век. Современное российское искусство»!

Тем, кто собирается впервые купить картину или рисунок, будет полезно узнать, что ни один монитор никогда аутентично не передаст произведения искусства. Цвет, фактура, не говоря уже об ауре той или иной работы, впечатлении от встречи с нею, монитору не подвластны. Хорошую вещь он может сделать как минимум невыразительной, а не совсем удачную, напротив, приукрасить (последних у нас нет, но справедливости ради сказать об этом стоит). К тому же каждый человек видит и чувствует по-своему.

Справедливый рыночный ценовой уровень по работам авторов, представленных в каталоге настоящего аукциона, можно определить по информации базы аукционных результатов ARTinvestment.RU.

На аукционе AI продолжает работать виртуальный участник «Резервная цена не достигнута». Он появляется на последних минутах торгов, чтобы покупатели имели возможность перебить резервную цену (у тех лотов, где она есть). Другими словами, если видите участника «Резервная цена не достигнута», то это повод продолжить борьбу — возможно, победа близка.

Если же последняя ставка появляется в сопровождении пометы «До резерва остался 1 шаг», это значит, что, сделав следующую ставку, вы выигрываете лот — если, конечно, кто-нибудь, вдохновившись близкой удачей, не перебьет вашего последнего слова. И всегда досадно, когда участники, торговавшиеся несколько дней и особенно азартно последние пару часов перед закрытием, вдруг останавливаются именно в одном шаге от победы. Если чувствуете, что вещь — ваша, так сделайте этот шаг!

Комиссионный сбор с покупателя составляет 18 % от финальной цены лота.

***

Мы продолжаем принимать живопись и графику (оригинальную и тиражную) на наши регулярные еженедельные торги. О своем желании выставить вещь на аукционе AI пишите на [email protected] или звоните по телефону: +7 (495) 632–16–81. Правила приема работ на аукцион AI можно посмотреть здесь.

***

Регулярные торги произведениями искусства и предметами коллекционирования проводятся с помощью автоматизированной системы аукционных торгов, доступной по адресу https://artinvestment.ru/sales/.

В штатном режиме каждый интернет-аукцион длится четыре дня. Но если ставка на какой-либо лот сделана менее чем за 30 минут до закрытия интернет-аукциона, то торги за такой лот автоматически продлеваются еще на 30 минут. По истечении этих 30 минут, если не поступит новая ставка, интернет-аукцион будет закрыт — в противном случае он будет продлен на дополнительные 30 минут. Такой режим торгов, как показала практика, делает бессмысленными попытки откладывать ставки до последних секунд перед закрытием аукциона и стимулирует участников делать ставки в комфортном режиме на протяжении всех дней аукциона.

Согласно Правилам аукциона, участвовать в торгах, т. е. делать ставки на предложенные к продаже лоты, могут только лица, прошедшие регистрацию на сайте Аукциона (администрация Аукциона оставляет за собой право проверять заявителей и отказывать в регистрации без объяснения причин). Дальше, чтобы экономить деньги и время участников, электронная система от имени каждого из них ведет торги с другими участниками, делая минимально возможные ставки до указанной участником суммы. Минимальный шаг ставки указывается в описании каждого лота. В случае если максимальные цены на один и тот же лот, указанные в двух или более ставках, совпадают, то выигрывает тот покупатель, чья ставка была сделана раньше.

Комиссионный сбор с покупателя Аукциона AI определен в размере 18 % от финальной цены лота. Оплата производится в рублях наличными в офисе Аукциона или безналичным переводом на расчетный счет Аукциона. Администрация Аукциона не выдает покупателям разрешений на вывоз за пределы РФ товаров, приобретенных на аукционе, и не гарантирует возможности получения таких разрешений. Отправка лотов за пределы РФ администрацией Аукциона не производится.

***

ARTinvestment.RU — информационно-аналитический ресурс по рынку искусства, разработчик семейства индексов арт-рынка ARTIMX и составитель крупнейшей в мире базы данных аукционных результатов для художников, входящих в орбиту русского искусства. В своей аналитической работе ARTinvestment.RU опирается более чем на 250 тысяч результатов аукционных продаж для 13 тысяч русских художников в сегментах живописи, графики, скульптуры. Уникальные индикаторы инвестиционного риска, присваиваемые экспертами ARTinvestment.RU, помогают исключить из расчетной массы многие сомнительные результаты.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20200505_auctionAI.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20200505_auctionAI.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх