﴾XXI век﴿ РУДАКОВА Ольга Михайловна (1951–2017) Оттепель. 2016
Текущая ставка
20 000 RUB
Окончание торгов
03 Апр. 2020 12:00:00
﴾XXI век﴿ ГОРИНА Елена Ивановна (1954) Белые лилии в пасмурный день. 2017
Текущая ставка
20 000 RUB
Окончание торгов
03 Апр. 2020 12:00:00
ЧХАИДЗЕ Омар Валерьянович (1944) Бегство в Египет. 1983
Текущая ставка
1 000 RUB
Окончание торгов
03 Апр. 2020 12:00:00

Открыты 322-е торги AI Аукциона и очередной кураторский аукцион «XXI век»
ARTinvestment.RU   25 марта 2020

В сводном каталоге — тридцать лотов: семнадцать живописных работ, четыре листа оригинальной и два — печатной графики, четыре работы в смешанной технике, две скульптуры и один объект

Комиссионный сбор с покупателей составляет 18 %.

Каталог AI Аукциона № 322 и кураторского аукциона «XXI век».

Раздел русского искусства середины — конца XIX века открывает литография французского мастера Андре Дюрана «Петровский замок в Москве» (1845), лист № 66 из альбома «Живописное и археологическое путешествие по России, предпринятое в 1839 г. под руководством Анатоля Демидова» [1849]. В 1839 году Андре Дюран, французский художник, рисовальщик, литограф и выдающийся мастер видового жанра, на средства известного мецената Анатолия Демидова предпринял поездку по русским городам, во время которой выполнил множество рисунков с натуры, зарисовывая все самое интересное из того, что встретилось ему в пути. Анатолий Демидов финансировал поездку, подготовку литографий, которая длилась почти десять лет, а также издание альбома литографий (источник: museum.ru). Источники расходятся в точном определении периода издания: от 1840 или 1842 до 1847, 1848 или 1849 года. Опираясь на данные Госкаталога РФ, а также каталога приобретений Королевской библиотеки (Брюссель, Бельгия) за 1849 год (стр. 75), можно считать, что издание альбома, включившего в себя 100 литографий, завершилось в 1849 году.

В 1869 году выполнен пейзаж сепией «В лодке» Петра Николаевича Грузинского. Эксперт не указывает, где именно создан этот очень спокойный, свободный атмосферный рисунок. В 1863–1872 художник жил в Европе, окончив Академию со всеми возможными ученическими медалями, званием классного художника 1-й степени и правом на 6-летнюю пенсионерскую поездку (в 1869-м, в год создания нашего рисунка, этот срок продлился еще на три года), в 1865 путешествовал по Кавказу, работая над этюдами к будущей батальной картине, которая впоследствии принесла ему звание академика. Грузинский известен прежде всего как мастер батальной живописи. Однако он не был мастером одного жанра: художник работал как анималист и пейзажист, создавал картины на бытовые сюжеты, обращался к журнальной иллюстрации. В его творчестве тесно переплелись черты академизма и реалистические веяния.

Натурный этюд к картине «Келейник» (1891), которая находится в собрании Государственной Третьяковской галереи (Москва), представляет собой наш одноименный небольшой холст, написанный Абрамом Ефимовичем Архиповым в 1890–1891. Эксперты отмечают, что наша «картина внесена в основной список произведений А. Е. Архипова со следующими данными: “Келейник. Этюд к картине 1891 года. Холст, наклеенный на картон. 19 × 11. Частное собрание” (О. А. Живова. Абрам Ефимович Архипов. М., 1959. С. 111)».

Начало ХХ века представлено единственной работой — «Осенним пейзажем» (1903) замечательной художницы Елены Генриховны Гуро, жены и творческого единомышленника Михаила Матюшина. Гуро принадлежит к центральным мастерам русского художественного авангарда первой трети ХХ века. Она прожила недолгую, но яркую жизнь. В ее творчестве органично соединялись живопись, поэзия и проза. В живописи она испытала влияние символистов, а позже (в тот период, к которому относится наш пейзаж) — В. Э. Борисова-Мусатова и М. А. Врубеля. Круг их с Матюшиным общения составляли П. Н. Филонов, К. С. Малевич, О. В. Розанова, М. Ф. Ларионов, В. Е. Татлин, Д. Д. Бурлюк, В. В. Каменский, В. В. Хлебников, А. Е. Кручёных… Вместе с Матюшиным она занималась разработкой теории «расширенного смотрения», изучала влияние формы на форму, связь звука с формой и цветом.

В живописи Гуро шла к преодолению предметности, сохраняя при этом лирическую, природную основу образа. Она выступала за обращение  к «спасительной природе», постижение скрытой сущности явлений природы. Наш пейзаж написан на хуторе Уусикиркко, где Гуро подолгу жила. Пейзажи подобного рода, как отмечает эксперт, «представляют собой жанр, типичный для ее творчества, и уже устойчиво введены в научный оборот».

Небольшой раздел каталога, представляющий творчество художников Русского Зарубежья, сегодня полностью посвящен театру.

Открывает его эскиз костюма Берендея к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (1928), созданный Константином Алексеевичем Коровиным для первой постановки «Частной оперы в Париже». В этом веселом мужицком костюме, все предметы — и полукафтан из яркой ткани, и белая рубаха, и порты, и клетчатая шапка, и большие рукавицы, и широкий кушак — изукрашены вышивкой, нарядны и подчеркивают народную сказочность персонажа.

В 1938 году Мстислав Валерианович Добужинский выполнил эскизы костюмов и декораций к спектаклю Каунасского театра «Дом трех девушек». В наш каталог вошел эскиз костюма Венгра. В начале года Добужинский практически одновременно оформлял в театре сразу несколько постановок, был очень занят. Работу над «Домом трех девушек» он упоминает в письме А. Н. Бенуа из Каунаса от 16 апреля 1938 года: «Из-за театра я почти ничего не делал для себя… А в театре сделал… «Dreimädchenhaus» на муз<ыку> Шуберта (дов<ольно> мила, полуопера, полуоперетка из его жизни)…» (Цит. по: Добужинский М. В.  Письма / Изд. подгот. Г. И. Чугунов. — СПб. : Дмитрий Буланин, 2001. С. 266). Это тоже народный костюм, как и у коровинского Берендея, но сделан он совсем в иной стилистике, с использованием деталей венгерского костюма.

Раскрашенная тиражная бронзовая скульптура «Невольница» представляет в каталоге творчество Эрте, самое имя которого стало синонимом ар-деко, а в творчестве идеально воплотилась его стилистика. Работа очень красива и безупречно элегантна, как и все, что делал наш соотечественник Роман Петрович Тыртов, известный всему миру под кратким псевдонимом, составленным из его русских инициалов, — Эрте.

Следующий раздел составили произведения советских художников. Советских по времени и месту их жизни, но очень далеких в творческом плане от официального советского искусства.

В 1928 году выполнен картон «Кавказский танец» Николая Георгиевича Карахана (читайте об авторе на AI: «Художник недели: Николай Карахан»). Это вещь раннего, авангардного периода, красочная и декоративная. Прекрасный тонкий пейзажист, в этой небольшой работе Карахан предстает мастером жанра: посмотрите, как подчеркнуто красивы по-восточному характерные позы танцующих, как горда их осанка, как интересно передана динамика танца — причудливыми извивами и разлетом краев белого шарфа на голове женщины, как разнообразны зрители, не только в одежде, но и в позах, в движениях, в занятиях. «Кавказский танец» экспонировался на персональной выставке «Николай Карахан» в московском Музее Востока (2019).

1930-ми годами датирована маленькая темпера «Античный пейзаж с белой колонной» Веры Михайловны Ермолаевой. «Композиции на античные мотивы появляются в творчестве Веры Ермолаевой в 1930-х годах, — отмечает эксперт. — Это, как правило, небольшие, камерные философские листы, которые, несмотря на свой размер, удивительно емкие, наполненные своеобразной метафизикой и поэтикой. Работы этого цикла гармоничны и изысканы по цвету. Художница во многом опережает свое время — подобные работы появятся в европейском искусстве лишь во второй половине ХХ века. “Античный пейзаж с белой колонной” Веры Ермолаевой — это редкая работа музейного значения».

К 1930–40-м годам эксперты относят темперу «Летний пейзаж» Кирилла Михайловича Зданевича, одного из крупнейших представителей русского художественного авангарда. В творчестве Зданевича нашли свое отражение черты кубизма, футуризма, народного искусства, неопримитивизма. В стилистике последнего выполнен наш городской пейзаж, в котором предстают дома и улочка старого Тбилиси, родного города художника (родился в небольшом селе близ Тифлиса), в котором он провел большую часть жизни. Зданевич учился в Петербурге в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ (курса не окончил), там, сблизившись с Михаилом Ле Дантю, Михаилом Ларионовым и Наталией Гончаровой, участвовал в авангардных выставках, подписал манифест «Лучисты и будущники». Путешествуя с Ле Дантю по Кавказу, познакомился с Нико Пиросманишвили и занимался популяризацией его творчества в Петербурге и Москве. Несколько лет жил в Париже, вернулся с началом Первой мировой войны, после демобилизации жил в Тбилиси, Константинополе, посетил Париж. В 1920-х принимал активное участие в деятельности грузинских футуристов, занимался разработкой теорий «оркестровой живописи» и «всёчества». В Тбилиси был арестован, осужден, и вернулся в родной город после освобождения и реабилитации.

Совсем близко к нашему времени, около 1995 года, выполнена графическая композиция «Южный пейзаж» Петра Гергардовича Дика. Уроженец Алтайского села, Дик пришел в искусство уже взрослым человеком. После сельской семилетки он несколько лет работал грузчиком, землекопом, взрывником. Окончил Свердловское художественное училище и Строгановское училище в Москве (отделение обработки металла). Почти сорок лет прожил во Владимире. Основную часть его творческого наследия составляет графика, выполненная в технике пастели и угля на наждачной бумаге. Он выработал собственную манеру, отличительными чертами которой являются камерность, фактурная поверхность листа, простота мотива и лаконизм композиционного построения. В стилистическом отношении творчество Дика находит много общих черт с метафизическим направлением в искусстве 1960–70-х, представленным именами Д. М. Краснопевцева и Д. П. Плавинского. Однако художник не принадлежал к кругу нонконформистов, а его художественные поиски носили параллельный, самостоятельный характер. В 1980–90-х прошли персональные выставки Дика во Владимире, Москве, Ленинграде, Лондоне; в 1993 году, после удачной продажи его работы на Sotheby’s он приобрел известность в отечественных и европейских художественных кругах. Был удостоен звания заслуженного художника, а после — народного художника России. Его вещи появляются на аукционах крайне редко. И в этом случае причина представляется совсем простой: владельцы дорожат работами этого необыкновенного художника и человека.

Работы нонконформистов составили в этот раз небольшой, но исключительно интересный раздел каталога.

Открывает его недатированная композиция «Полки с бутылками» Михаила Александровича Рогинского. В автобиографии художника, впервые опубликованной на AI, есть помета: «Потом несколько лет делал работы на упаковочном картоне — коллажи, имитирующие стенки, двери». Видимо, к этим работам относится и наш натюрморт: художник вырезал формы бутылок из гофрокартона, наклеил их на лист такого же упаковочного материала и расписал акрилом — яркими, чистыми локальными цветами на плотном синем фоне.

В 1979 году выполнена композиция «Тишина» чудесного мастера Александра Васильевича Харитонова. «Моя живопись, — писал Александр Харитонов в конце жизни, — зиждется на трех китах: византийская иконопись, древнерусская иконопись и церковная вышивка драгоценными камнями, жемчугом, бисером» (newtimes.ru). Именно к наборной вышивке, а вовсе не к французской модернистской технике пуантилизма отсылают нас тонко сделанные, филигранные работы художника, поражающие обилием деталей и многочисленными точечными локальными мазками и слоями краски в живописных композициях (работая разными кисточками, одна тоньше другой, художник накладывал до 40 слоев красок). Мерцающие харитоновские холсты светятся тихим, надмирным светом, в них живет такая тишина, в которой только душа и может услышать единственно важные слова.

Продолжает раздел бронзовая композиция «Поцелуй» (1981) Вадима Абрамовича Сидура — абсолютно узнаваемая авторская вещь.

Еще одна работа в определяемой с первого взгляда авторской стилистике — холст «Дети рока» (1993) Юрия Александровича Жарких. В 1970-е годы Жарких — один из лидеров неофициального искусства Ленинграда и Москвы, организатор первых выставок художников андеграунда в Ленинграде в ДК имени Газа (1974) и «Невский» (1975), участник знаменитой «бульдозерной выставки» (1974) в Москве. С 1977 года живет в Париже, много работает, выставляется, висит в лучших мировых музеях, включая Центр Помпиду, продается на аукционах. Везде, кроме своей страны. Читайте о нем на AI и обратите внимание на то, что «в России выставками художник не избалован и знакомство с творчеством Жарких сегодня, по сути, можно начинать заново. Тем вдвойне интереснее.

 И по-моему, самое неправильное, что можно сделать перед этим знакомством, — это заблаговременно начитаться критики и ранних искусствоведческих трактовок творчества Жарких. Иначе во всем потом будет мерещиться ужас, спекшиеся массы и “состояния абсолютной смерти”, замешанные по рецептам аналитического искусства. Жарких все-таки совсем не Филонов, последователем которого его считают, и небезосновательно. Его творчество вполне самостоятельно и узнаваемо. Да, в его сюжетах нередко присутствуют антропоморфные сплетения, нагромождения существ с прозрачной кожей. Но это скорее стилистический прием для передачи собственных философских идей. Короче, никого не слушайте, читайте Жарких с листа, там во всём можно разобраться без посторонней помощи».

Завершает раздел холст «Ретро» (2007) Владимира Николаевича Немухина. Это один из бесчисленных немухинских валетов. «Композиция “Ретро”, — отмечает эксперт, — характерное произведение В. Н. Немухина из цикла работ на любимую им тему, связанную с искусством русского авангарда 1910–20-х годов, и прежде всего объединения “Бубновый валет”, которое всегда было источником вдохновения для советских художников-нонконформистов. Именно вещи с удачным включением цитат и реминисценций из произведений художников русского авангарда 1910–20-х годов станут узнаваемой визитной карточкой В. Н. Немухина и принесут ему известность».

Завершающий раздел каталога — творчество современных авторов.

Начинает его работа очень необычная — довольно ранний холст «Без названия» (1976) Натты Ивановны Конышевой. Двойной портрет в интерьере, очень выразительные персонажи — почти Рембрандт и Саския ХХ века в конышевском воплощении. Коллекционная вещь.

Творчество Галины Борисовны Дулькиной известно прежде всего работами трехмерными — фарфором, в котором воплощена россыпь авторских идей. На нашем аукционе выставлена ее живопись — холст «Контрабасист» (2004), написанный чистыми цветами и простыми линиями в сдержанной цветовой гамме. И вот этими лаконичными средствами художник виртуозно создает очевидно фигуративный и почти супрематический образ музыканта.

Кисти Пааты Мерабовича Мерабишвили принадлежит живописный портрет «Белла» (2008): на черной искусственной коже акрилом написан вдохновенный женский образ Беллы Ахмадулиной.

Метровый акрил «Ночной порт» (2019) Алексея Юрьевича Ланцева — из тех вещей, которые в полной мере открываются зрителю при непосредственном контакте, вживую. Холст с видом летней ночи в южном порту — это как будто окно, за которым струится теплый, пахнущий свежестью и водорослями воздух, перебегают огоньки и плещутся волны. Работа написана в сдержанной цветовой гамме, она благородна и очень декоративна.

Одновременно с нашим штатным 322-м AI Аукционом открыт очередной аукцион проекта «XXI век. Современное российское искусство». Куратор аукциона — Елена Касьяненко. В составе — 10 работ художников современной российской арт-сцены: Даши Делоне, Натальи Жерновской, Дмитрия Кедрина, Ксении Кононенко, Нины Котёл, Андрея Мунца, Лизы Плавинской, Владимира Сальникова, Марии Чуйковой, Татьяны Ян.

Всем желаем удачи на 322-м AI-Аукционе и на аукционе «XXI век. Современное российское искусство»!

Тем, кто собирается впервые купить картину или рисунок, будет полезно узнать, что ни один монитор никогда аутентично не передаст произведения искусства. Цвет, фактура, не говоря уже об ауре той или иной работы, впечатлении от встречи с нею, монитору не подвластны. Хорошую вещь он может сделать как минимум невыразительной, а не совсем удачную, напротив, приукрасить (последних у нас нет, но справедливости ради сказать об этом стоит). К тому же каждый человек видит и чувствует по-своему. Поэтому приезжайте посмотреть на все работы собственными глазами у нас, на Гороховском, 7 (только предварительно необходимо позвонить и договориться о встрече).

Справедливый рыночный ценовой уровень по работам авторов, представленных в каталоге настоящего аукциона, можно определить по информации базы аукционных результатов ARTinvestment.RU.

На аукционе AI продолжает работать виртуальный участник «Резервная цена не достигнута». Он появляется на последних минутах торгов, чтобы покупатели имели возможность перебить резервную цену (у тех лотов, где она есть). Другими словами, если видите участника «Резервная цена не достигнута», то это повод продолжить борьбу — возможно, победа близка.

Если же последняя ставка появляется в сопровождении пометы «До резерва остался 1 шаг», это значит, что, сделав следующую ставку, вы выигрываете лот — если, конечно, кто-нибудь, вдохновившись близкой удачей, не перебьет вашего последнего слова. И всегда досадно, когда участники, торговавшиеся несколько дней и особенно азартно последние пару часов перед закрытием, вдруг останавливаются именно в одном шаге от победы. Если чувствуете, что вещь — ваша, так сделайте этот шаг!

Комиссионный сбор с покупателя составляет 18 % от финальной цены лота.

***

Мы продолжаем принимать живопись и графику (оригинальную и тиражную) на наши регулярные еженедельные торги. О своем желании выставить вещь на аукционе AI пишите на info@artinvestment.ru или звоните по телефону: +7 (495) 632–16–81. Правила приема работ на аукцион AI можно посмотреть здесь.

***

Регулярные торги произведениями искусства и предметами коллекционирования проводятся с помощью автоматизированной системы аукционных торгов, доступной по адресу https://artinvestment.ru/sales/.

В штатном режиме каждый интернет-аукцион длится четыре дня. Но если ставка на какой-либо лот сделана менее чем за 30 минут до закрытия интернет-аукциона, то торги за такой лот автоматически продлеваются еще на 30 минут. По истечении этих 30 минут, если не поступит новая ставка, интернет-аукцион будет закрыт — в противном случае он будет продлен на дополнительные 30 минут. Такой режим торгов, как показала практика, делает бессмысленными попытки откладывать ставки до последних секунд перед закрытием аукциона и стимулирует участников делать ставки в комфортном режиме на протяжении всех дней аукциона.

Согласно Правилам аукциона, участвовать в торгах, т. е. делать ставки на предложенные к продаже лоты, могут только лица, прошедшие регистрацию на сайте Аукциона (администрация Аукциона оставляет за собой право проверять заявителей и отказывать в регистрации без объяснения причин). Дальше, чтобы экономить деньги и время участников, электронная система от имени каждого из них ведет торги с другими участниками, делая минимально возможные ставки до указанной участником суммы. Минимальный шаг ставки указывается в описании каждого лота. В случае если максимальные цены на один и тот же лот, указанные в двух или более ставках, совпадают, то выигрывает тот покупатель, чья ставка была сделана раньше.

Комиссионный сбор с покупателя Аукциона AI определен в размере 18 % от финальной цены лота. Оплата производится в рублях наличными в офисе Аукциона или безналичным переводом на расчетный счет Аукциона. Администрация Аукциона не выдает покупателям разрешений на вывоз за пределы РФ товаров, приобретенных на аукционе, и не гарантирует возможности получения таких разрешений. Отправка лотов за пределы РФ администрацией Аукциона не производится.

***

ARTinvestment.RU — информационно-аналитический ресурс по рынку искусства, разработчик семейства индексов арт-рынка ARTIMX и составитель крупнейшей в мире базы данных аукционных результатов для художников, входящих в орбиту русского искусства. В своей аналитической работе ARTinvestment.RU опирается более чем на 250 тысяч результатов аукционных продаж для 13 тысяч русских художников в сегментах живописи, графики, скульптуры. Уникальные индикаторы инвестиционного риска, присваиваемые экспертами ARTinvestment.RU, помогают исключить из расчетной массы многие сомнительные результаты.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20200325_auctionAI.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20200325_auctionAI.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх