Завтра, в пятницу, 28 февраля, в 12:00 завершаются 318-е торги AI Аукциона и четвертый кураторский аукцион «XXI век»
ARTinvestment.RU   27 февраля 2020

В сводном каталоге — тридцать лотов: четырнадцать живописных работ, семь листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, четыре скульптуры и одна фарфоровая тарелка

Комиссионный сбор с покупателей составляет 18 %.

Каталог AI Аукциона № 318 и четвертого кураторского аукциона «XXI век».

Открывают каталог произведения художников Русского Зарубежья.  

Самое раннее из них — картон «Цветочный рынок» (конец 1920-х — 1930-е) Георгия Александровича (Жоржа) Лапшина. Эксперт называет нашу работу «блестящим образцом творчества» художника и отмечает, что пейзаж «демонстрирует характерную импрессионистическую живописную его манеру и специфическую “кладку”. Помимо цветочных натюрмортов, художник особенно любил писать красочные уличные места — цветочное богатство создавало очень живописную и благодатную картину для палитры художника». Сюжет парижского цветочного рынка встречается в творчестве Г. А. Лапшина много раз, он пишет его в разную погоду, при разном освещении, даже, очевидно, в разном настроении. Наш городской пейзаж выполнен, вероятно, ранним утром: буйство красок цветочных букетов резко контрастирует с небом, деревьями и домами, как будто укрытыми остатками прохладной утренней дымки. Оборот картины — загадка для любителей живописи: на нем маслом исполнена супрематическая композиция, об авторстве которой эксперт не сообщает.

Единственная театральная работа в каталоге — эскиз костюма Церемониймейстера Конфитюренбурга к балету П. И. Чайковского «Щелкунчик» 1938 года работы Александра Николаевича Бенуа. Эскиз был выполнен для постановки балета в театре «Ла Скала» (Милан), осуществленной Маргаритой Петровной Фроман. Как отмечает эксперт, «анализ эскизов А. Бенуа к миланской постановке позволяет оценить некоторые остроумные детали и художественные приемы, к которым прибегает автор при создании образа города сластей Конфитюренбурга и его обитателей: эскизы костюмов и декораций, как правило, включают изображение кондитерских изделий (в представленном на экспертизу рисунке таковыми являются жезл и головной убор персонажа), а характерный для стиля А. Бенуа витиеватый узор рисунка тушью приобретает поистине “кондитерскую” пышность и декоративность».

Небольшая работа «Во Франции» (1950) Давида Давидовича Бурлюка, как пишет эксперт, «по всей видимости, была создана по материалам поездок во Францию» в 1949–1950 годах. В. В. Полевой в книге «Художник Давид Бурлюк» (Цит. по: Экспертное заключение НИНЭ им. П. М. Третьякова ОЖ 13964, № 8807-15 от 02 декабря 2019) пишет, что «на пороге своего шестидесятилетия художник решился наконец оставить поденную работу в редакции. Серия успешно прошедших выставок позволила ему приобрести небольшой двухэтажный дом в восточной части Лонг-Айленда в местечке Хэмптон-Бейз и покинуть шумный Манхэттен. Освободившееся время было решено посвятить путешествиям… Наиболее значимой из европейских поездок оказалась первая — осенью — весной 1949–1950 годов по югу Франции и по Италии. Нахлынувшие впечатления способствовали появлению в живописи Бурлюка ярко выраженных импрессионистических реминисценций…»

Изящная раскрашенная тиражная бронзовая скульптура Эрте (Романа Петровича Тыртова) «Девушка и Сатир» (1985) — эталонное воплощение стиля ар-деко.

Следующий раздел каталога — работы, созданные в Советском Союзе в 1920-х годах.

В 1928 году выполнена очень красивая среднеразмерная (26,8 × 34,2) акварель «Коктебель. Шторм» Максимилиана Александровича Волошина. Рисунок был подарен автором и его женой Марией Степановной Александру Георгиевичу Габричевскому (1891–1968). Волошин познакомился с Габричевским в начале 1924 года, и поэт пригласил ученого на лето к себе в Коктебель. Они стали лучшими друзьями (источник: журнальныймир.рф). Акварель хранилась в семье Габричевского и его наследников, участвовала в выставке «Александр Георгиевич Габричевский. К 100-летию со дня рождения», организованной Государственной Третьяковской галереей в 1992 году, вошла в ее каталог.

Акварель Женская модель (1925) ученицы К. Малевича, известной представительницы русского авангарда Анны Александровны Лепорской относится к интересному и важному для становления ее уникальной манеры периоду. Именно в 1925 году она окончила свое обучение в петроградских Государственных свободных художественных мастерских — Вхутемасе (1922–1925) у К. С. Петрова-Водкина и поступила в Государственный институт художественной культуры (Гинхук) к Казимиру Малевичу. Это событие во многом определило ее как художника и стало поворотным и в ее личной жизни (именно в мастерских Малевича она познакомилась со своим будущим мужем, художником Николаем Суетиным). Акварель «Женская модель» представляет собой удивительный пример переходного периода в творчестве художницы, когда в ее манере еще видны влияние своеобразной и выразительной лаконичности, свойственной последователям Петрова-Водкина, а также особое, напоминающее «Мадонн» ее прежнего учителя построение композиции. И вместе с тем в нашей акварели уже проглядывают характерные черты предельной упрощенности и выверенности соотношений форм и цвета, свойственные ученикам Малевича и ставшие характерной чертой работ Лепорской первой половины XX века

К этим двум работам примыкает «Натюрморт с вазами» Валентина Ивановича Курдова. Натюрморт не датирован, но его автор, что, пожалуй, самое важное в его творческой биографии, одновременно с А. А. Лепорской учился во Вхутемасе — Вхутеине в Ленинграде (1923–1926) на живописном факультете у А. Е. Карева, М. В. Матюшина, А. И. Савинова, К. С. Петрова-Водкина, а в 1926–1927, как и Лепорская, работал в Гинхуке под руководством К. С. Малевича.

Большой и редкий по разнообразию имен, техник и сюжетов раздел творчества шестидесятников открывается «Праздничным автопортретом» (1960) Анатолия Тимофеевича Зверева. Работа, отмечает эксперт, «относится к циклу автопортретов художника, который занимал в его творчестве одно из главных мест. Для Зверева автопортрет — это всегда самоанализ, попытка взглянуть на себя со стороны, осознать свое место в этом мире и искусстве. Именно поэтому каждый автопортрет мастера по-своему ценен, уникален и важен, особенно написанный в 1960 году в ташистской манере, в которой он работал очень недолгий период».

К первой половине 1960-х годов относится и натурный постановочный тушевый рисунок «Две натурщицы» Владимира Григорьевича Вейсберга. «Рисунок исполнен бегло, в быстром темпе, важном для несколькоминутных модельных постановок, — отмечает эксперт. — На подобных натурных штудиях, как правило, мастера оттачивают руку и развивают глаз, овладевая сложными ракурсами. Но в постановочных рисунках В. Г. Вейсберга отчетливо прослеживается его стремление к сдержанности, деликатности, грациозности и даже изысканности в изображении обнаженной женской натуры».

Не датирован большой (46 × 74) офорт «Смерть гиганта» Эрнста Иосифовича Неизвестного.

Изящная, веселая, легкая, игривая — бронзовая композиция «Загорающая» (1981) из цикла Neosalon (ранее: «Девушка на пляже») Вадима Абрамовича Сидура.

Выполнен тушью и чуть подцвечен акварелью рисунок «Без названия (Женщина на метле)» (1989) Анатолия Степановича Слепышева, художника, обладающего редким даром изображать счастье — абсолютную свободу. В картинах и рисунках Слепышева человек, петух или собака, летящие по небу, — отстранены от всего земного, они легки и ничем не связаны. Вот и на нашем рисунке внизу идет себе неспешная жизнь, а по ночному небу, озаренному полной луной, одна — на метле, а другая просто так, несутся две обнаженные женские фигуры. Они смеются, их кожу омывает чистый ночной воздух. Маргарита? Да нет, конечно. Просто две местные деревенские ведьмы вылетели развеяться в ясную ночь полнолуния.

Композиция «Джокер» (1991) Владимира Николаевича Немухина, как отмечает эксперт, это «характерное произведение 1960–90-х годов из большого цикла вещей на его излюбленную тему, связанную с пасьянсами и карточными играми». Известно, что «свои особенно удавшиеся вещи В. Н. Немухин повторял с небольшими композиционными или колористическими изменениями». Наша работа представляет собой вариант одноименной графической композиции 1989 года, воспроизведенной в альбоме «Владимир Немухин. Живопись. Графика. Скульптура. Фарфор» (М., 2012. С. 193). Вместе с тем это «редкое по своим артистическим качествам произведение», детализированное, тонкое и очень красивое.

В 1995 году выполнена очаровательная литография Михаила Михайловича Шемякина «Уличный лекарь» — лист из серии «Карнавалы Санкт-Петербурга». Работа подписана и пронумерована автором. Лист из этого же тиража представлен на сайте «Фонда художника Михаила Шемякина» (Санкт-Петербург).

Над темой «Карнавалы Санкт-Петербурга» автор работает в различных техниках и форматах — от многометровых картин до маленьких гравюр — на протяжении почти трех десятилетий. «Карнавалы» превратились со временем в «энциклопедию» гротесков, основанную на глубоком постижении загадок человеческой природы в ее многообразных искажениях, извращениях и гримасах. Здесь художник придает определенное значение сюжету, принуждая зрителей размышлять о взаимоотношениях персонажей и догадываться об их древнеисторическом происхождении. «Внимательно изучая причудливые маски Африки, Океании и Древней Мексики, я выяснил, что своими носами, гримасами и формами они поразительно напоминают маски комедии дель-арте и скоморохов Древней Руси, — писал Михаил Шемякин о цикле “Карнавалы Санкт-Петербурга”. — Исследование амфибий, жуков, лягушек и работ Гранвиля помогло мне увидеть их сходство с шутовскими человеческими персонажами. В результате получился карнавал красок, характеров, чувств!» (источник: shop.mihfond.ru).

Фарфор шестидесятников представлен в нашем каталоге тарелкой «Сентябрь месяц» (1991–1992) Эдуарда Аркадьевича Штейнберга. «Эдуард Штейнберг для своей первой серии фарфора сделал три эскиза росписей — реминисценций деревенской темы, которую он разрабатывал в 1980-е годы в живописи. Большие плоскости, окрашенные в плотные темные цвета, условный фигуративный рисунок, использование надписей, геометричность построения композиций — весь свой живописный инструментарий Штейнберг переносит на диск фарфоровой тарелки. Душевность и сельская простота мотивов подчеркиваются легкой небрежностью, “оборванностью” красочного слоя, которые создают эффект нарочито самодеятельного характера росписи, смягчающий помпезность благородного порцелина» (Виктория Петухова. Фарфор как неприкладное искусство или еще одна грань нонконформизма // Фарфор шестидесятников: Выставка в галерее «Романовъ». М.: Бонфи, 2012. С. 14).

Венчает наш каталог традиционный раздел творчества современных художников.

«Блошиный рынок в Ницце» (1991) — классическая, эталонная вещь Натты Ивановны Конышевой. На каменной набережной, расцвеченной красно-белыми полосатыми маркизами и осененной изящными фонарями, разнообразные персонажи занимаются каждый своими делами, сюжетов и сюжетиков не сосчитать, россыпь мелких деталей не дает взгляду оторваться от картины. Взрослые, дети, собаки, уличные артисты, прохожие — всех смешала художница, и всем нашлось место.

Вот за столиком дама — на даме панама, под ней томный взгляд... Нет, это не кафе «Лира», это совсем другое кафе, за столиком которого сидит героиня рисунка углем «Без названия (Дама)» (2008) Рустама Усмановича Хамдамова. Черно-белый колорит, изящные летящие линии рисунка — узнаваемые и непременные черты хамдамовского стиля, а заметный ироничный оттенок авторского взгляда добавляет в работу настоящую изюминку.

Трогательной нежностью и бесхитростной взаимной радостью наполнена живописная композиция «Коля вернулся» (2016) Владимира Семёновича Любарова. Любаровские персонажи вообще умеют радоваться самым обыденным вещам — ясной погоде, свежевыпавшему снежку, выходному дню, а тут такой повод! Конечно, и букетик не забыт, и новое платье надето — и в простенькой комнате, под светом одинокой лампочки и взглядами родственников с семейных портретов, двоим тепло и хорошо.

Синий цвет наивного художника Люси Вороновой, автора картины «Река» (2017) — это особая история. Ее синий — глубокий, насыщенный и очень чистый. О таком, наверное, синем писал почти два века назад Николоз Бараташвили (пер. Б. Пастернака):

Цвет небесный, синий цвет,
Полюбил я с малых лет.
В детстве он мне означал
Синеву иных начал.

И теперь, когда достиг
Я вершины дней своих,
В жертву остальным цветам
Голубого не отдам.

Он прекрасен без прикрас.
Это цвет любимых глаз.
Это взгляд бездонный твой,
Напоенный синевой.

Это цвет моей мечты.
Это краска высоты.
В этот голубой раствор
Погружен земной простор.

<…>

И вот такая бездонная синяя река течет по земному простору на картине Люси Вороновой.

В 2018 году выполнена бронзовая скульптура «Портрет Нико Пиросмани» Пааты Мерабовича Мерабишвили. «Пиросмани — легенда и самородок мирового искусства. Вот про кого можно сказать, что писал картины не глазами, а чувством. Не обладая обширными познаниями в искусстве, не изучая азы художества, просто рисовал и переживал вместе со своими работами. Немногословный, статичный и порой мрачный, он даже сейчас поражает своей монументальностью» (Паата Мерабишвили).

Одновременно с нашим штатным 318-м AI Аукционом открыт четвертый аукцион проекта «XXI век. Современное российское искусство». Куратор аукциона — Вера Юрьевна Родина. В составе — 10 работ современных художников: Валерия Бабина, Надежды Гайдук, Сергея Жаворонкова, Игоря Кислицына, Виктора Крапошина, Константина Кузнецова, Ольги Рудаковой, Александра Русова, Валерия Сахатова, Сергея Смурова. О художниках, чьи работы вошли в каталог четвертого аукциона, читайте на AI: «XXI век. Современное российское искусство» — IV. Художники, которых выбирает Традиция.

Всем желаем удачи на 318-м АИ-Аукционе и на четвертом аукционе «XXI век. Современное российское искусство»!

Тем, кто собирается впервые купить картину или рисунок, будет полезно узнать, что ни один монитор никогда аутентично не передаст произведения искусства. Цвет, фактура, не говоря уже об ауре той или иной работы, впечатлении от встречи с нею, монитору не подвластны. Хорошую вещь он может сделать как минимум невыразительной, а не совсем удачную, напротив, приукрасить (последних у нас нет, но справедливости ради сказать об этом стоит). К тому же каждый человек видит и чувствует по-своему. Поэтому приезжайте посмотреть на все работы собственными глазами у нас, на Гороховском, 7 (только предварительно необходимо позвонить и договориться о встрече).

Справедливый рыночный ценовой уровень по работам авторов, представленных в каталоге настоящего аукциона, можно определить по информации базы аукционных результатов ARTinvestment.RU.

На аукционе AI продолжает работать виртуальный участник «Резервная цена не достигнута». Он появляется на последних минутах торгов, чтобы покупатели имели возможность перебить резервную цену (у тех лотов, где она есть). Другими словами, если видите участника «Резервная цена не достигнута», то это повод продолжить борьбу — возможно, победа близка.

Если же последняя ставка появляется в сопровождении пометы «До резерва остался 1 шаг», это значит, что, сделав следующую ставку, вы выигрываете лот — если, конечно, кто-нибудь, вдохновившись близкой удачей, не перебьет вашего последнего слова. И всегда досадно, когда участники, торговавшиеся несколько дней и особенно азартно последние пару часов перед закрытием, вдруг останавливаются именно в одном шаге от победы. Если чувствуете, что вещь — ваша, так сделайте этот шаг!

Комиссионный сбор с покупателя составляет 18 % от финальной цены лота.

***

Мы продолжаем принимать живопись и графику (оригинальную и тиражную) на наши регулярные еженедельные торги. О своем желании выставить вещь на аукционе AI пишите на [email protected] или звоните по телефону: +7 (495) 632–16–81. Правила приема работ на аукцион AI можно посмотреть здесь.

***

Регулярные торги произведениями искусства и предметами коллекционирования проводятся с помощью автоматизированной системы аукционных торгов, доступной по адресу https://artinvestment.ru/sales/.

В штатном режиме каждый интернет-аукцион длится четыре дня. Но если ставка на какой-либо лот сделана менее чем за 30 минут до закрытия интернет-аукциона, то торги за такой лот автоматически продлеваются еще на 30 минут. По истечении этих 30 минут, если не поступит новая ставка, интернет-аукцион будет закрыт — в противном случае он будет продлен на дополнительные 30 минут. Такой режим торгов, как показала практика, делает бессмысленными попытки откладывать ставки до последних секунд перед закрытием аукциона и стимулирует участников делать ставки в комфортном режиме на протяжении всех дней аукциона.

Согласно Правилам аукциона, участвовать в торгах, т. е. делать ставки на предложенные к продаже лоты, могут только лица, прошедшие регистрацию на сайте Аукциона (администрация Аукциона оставляет за собой право проверять заявителей и отказывать в регистрации без объяснения причин). Дальше, чтобы экономить деньги и время участников, электронная система от имени каждого из них ведет торги с другими участниками, делая минимально возможные ставки до указанной участником суммы. Минимальный шаг ставки указывается в описании каждого лота. В случае если максимальные цены на один и тот же лот, указанные в двух или более ставках, совпадают, то выигрывает тот покупатель, чья ставка была сделана раньше.

Комиссионный сбор с покупателя Аукциона AI определен в размере 18 % от финальной цены лота. Оплата производится в рублях наличными в офисе Аукциона или безналичным переводом на расчетный счет Аукциона. Администрация Аукциона не выдает покупателям разрешений на вывоз за пределы РФ товаров, приобретенных на аукционе, и не гарантирует возможности получения таких разрешений. Отправка лотов за пределы РФ администрацией Аукциона не производится.

***

ARTinvestment.RU — информационно-аналитический ресурс по рынку искусства, разработчик семейства индексов арт-рынка ARTIMX и составитель крупнейшей в мире базы данных аукционных результатов для художников, входящих в орбиту русского искусства. В своей аналитической работе ARTinvestment.RU опирается более чем на 250 тысяч результатов аукционных продаж для 13 тысяч русских художников в сегментах живописи, графики, скульптуры. Уникальные индикаторы инвестиционного риска, присваиваемые экспертами ARTinvestment.RU, помогают исключить из расчетной массы многие сомнительные результаты.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20200227_auctionAI.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20200227_auctionAI.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх