Завтра, в пятницу, 21 февраля, в 12:00 завершаются 317-е торги AI Аукциона и третий кураторский аукцион «XXI век»
ARTinvestment.RU   20 февраля 2020

В сводном каталоге — тридцать лотов: двадцать живописных работ, пять листов оригинальной графики, две работы в смешанной технике, одна скульптура и два фарфоровых предмета

Комиссионный сбор с покупателей составляет 18 %.

Каталог AI Аукциона № 317 и третьего кураторского аукциона «XXI век».

Открывают каталог произведения художников первой половины ХХ века.

В начале 1910-х годов создан небольшой графический портрет «В. В. Монастырская-Богомазова в костюме Пьеро» Александра Константиновича Богомазова, художника-новатора, теоретика искусства и педагога (читайте о нем здесь). Эксперт отмечает, что на «акварели представлена жена художника Ванда Монастырская в костюме Пьеро для домашней театрализованной постановки». Ванда Витольдовна была не только женой, она была для художника любимой женщиной, музой, верной и понимающей спутницей жизни, а после ранней смерти художника долгие годы хранила его творческое наследие.

Рассказывает внучка художника Татьяна Попова: «С Вандой Витольдовной Монастырской дедушка познакомился в 1908–1909 годах, во время учебы в киевском художественном училище. И влюбился! Началась долгая дружба со встречами и перепиской. Уже в первые годы знакомства дедушка писал своей Музе не только о своих чувствах, но и о своем отношении к труду творца, о служении высоким идеалам искусства. Почти всегда, в письмах и живом общении, дедушка называл Ванду “голубка Дина”. В 1913 году они поженились, обвенчавшись в Боярке. Ванда стала его верной спутницей по жизни. Бабушка принимала участие в выставке “Кольцо”, в холодные и голодные годы они вместе расписывали Луцкие казармы (позднее они были уничтожены).

В 1914 году Александр Богомазов пишет трактат “Живопись и элементы” и посвящает их своей Ванде: “Посвящаю свой труд моей чуткой спутнице по жизни В. В. Богомазовой-Монастырской“. А позже Ванда писала ему: “...как мне хочется сказать, что ты не обычный смертный в искусстве, что произведения твои величавы и глубоко прекрасны, что в них страстная сила линий, движение всех молекул мира, что они загадочны, как бывает загадочной сила всего сущего на свете видимом и том, который видят мысли и душа” или “...Всем своим естеством я чувствовала силу твоих линий, убедительность и неотвратимость форм, своеобразную их жизнь, уверенную жизнь, полную красочного красноречия. Они никогда не утомляли (глубокого взгляда) глаз, потому что ты умеешь находить бессмертную точку движения, а потому ты даешь им вечную жизнь”» (источник: day.kyiv.ua).

К тому же периоду относится рисунок «Стоящая обнаженная» (1910-е) Николая Андреевича Тырсы — один из большого ряда подобных рисунков обнаженной натуры, выполненных углем на листах очень тонкой бумаги.

Литография «Купальщица» (1921) Бориса Михайловича Кустодиева, «по всей видимости, представляет собой пробный оттиск эстампа Б. М. Кустодиева, от руки раскрашенный акварелью, — отмечает эксперт. — По своей композиции эта литография повторяет одноименную живописную картину Б. М. Кустодиева 1921 года. Литография “Купальщица” впоследствии вошла в альбом Б. М. Кустодиева “Шестнадцать автолитографий”, изданный в 1921 году при содействии Комитета популяризации художественных изданий ограниченным тиражом в 300 экземпляров».

Небольшой пейзаж «Лошадки» (1925) Леонида Викторовича Туржанского «написан, — указывает эксперт, — в милой его сердцу деревне Малый Исток под Екатеринбургом (с 1924 — Свердловск. — AI.), которая была постоянным источником его творческого вдохновения и именно здесь он находил свои излюбленные мотивы, питавшие его искусство долгие годы. Даже поселившись с 1920 года в Москве, Туржанский каждую весну приезжал в родные края и постоянно работал над пейзажами этих мест. “Лошадки” — характерная натурная работа художника 1920-х годов, представляющая его как великолепного живописца, с тонким чувством и пониманием цвета, и как основоположника отечественной импрессионистической школы живописи, мастера русского лирического пейзажа».

За свою творческую жизнь Алексей Георгиевич Явленский создал несколько больших серий — «Мистические головы», «Лики Спасителя», «Абстрактные головы» и др. Последней в этом ряду была серия «Медитации», к которой относится наша одноименная работа, написанная в 1936 году. Явленский жил к этому периоду в Германии, получил гражданство, добавил к своей фамилии дворянскую частицу «фон». «С приходом к власти нацистов 72 его картины были конфискованы и вместе с работами немецких коллег объявлены “дегенеративным искусством”. Запрет на участие в выставках и преследования были не единственной трагедией последних лет жизни художника: тяжелый артрит стал причиной прогрессирующего паралича. Скрученный болезнью, едва в состоянии держать кисть, Явленский создавал свои “Медитации”. Серия из полутора тысяч работ считается вершиной его творчества. Предельно абстрактные сумрачно-скорбные лики: черные горизонтали бровей, закрытых глаз и безмолвного рта пересекает черная вертикаль носа. Кажется, будто на цветовую поверхность наложены не то оконная рама, не то крест, — последнее, что видел прикованный к постели художник. При этом цвет придает простой композиции новый смысл, и запечатанные в строгой форме лица все-таки переливаются чувствами: “Моя работа — это моя молитва, страстная молитва, высказанная красками”» (источник: germania-online.diplo.de).

В 1938 году написан большой портрет «Коче. Молодой физкультурник» Вячеслава Владимировича Пакулина. Как пишет искусствовед Ольга Мусакова, «предвоенные 1930-е годы он пережил, как и многие, трудно. Его творческий экстремизм ранних лет, реализовавшийся в создании художественного объединения “Круг художников” (1926–1932), его дерзкие “манифесты” и не менее дерзкие картины, ознаменовав этап, остались в прошлом. Результаты работы над тематическими полотнами явно не удовлетворяли. Иногда он шел на компромиссы, хотя все же старался чтить при этом заветы провозглашенного Н. Н. Луниным “живописного реализма”. Все больше начинает привлекать Пакулина “свободолюбивый” жанр — пейзаж. <…> С упоением писал он пейзажи и портреты, в которых по-новому раскрылся его редкий талант, а на жизнь зарабатывал оформлением массовых праздников». По-видимому, наш портрет относится как раз к тем, написанным с упоением, работам. На фоне всеобщего увлечения физкультурой и популярности темы у самых разных художников можно все же предположить, что Пакулин создал портрет не абстрактного физкультурника, а знакомого ему юноши. Портрет подписан с оборота: «Коче», и только потом дописана дефиниция: молодой физкультурник.

Пейзаж «Зимнее утро на Москве-реке» (1930-е — 1943) относится к последнему периоду жизни и творчества Николая Михайловича Григорьева — замечательного художника, ученика Н. П. Бенькова и Н. П. Фешина, А. Е. Архипова, К. А. Коровина и Л. О. Пастернака. Григорьев родился в Вятской губернии и учился в Казанской художественной школе, в Москву приехал почти тридцатилетним. Участник и экспонент целого ряда творческих объединений — в частности, групп «Московский салон», «Маковец», Общества московских художников, Григорьев много писал виды Москвы. Его работы находятся в Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, в художественных музеях в Калуге, Ижевске, Чебоксарах и еще целом ряде государственных художественных собраний. Роскошные холсты Григорьева хранятся в музее И. В. Савицкого в Нукусе.

Следующий небольшой раздел каталога — произведения художников второй половины ХХ века.

Творчество Бориса Петровича Кочейшвили в нашем каталоге представлено работой редкой и особенной. Это довольно ранний, 1973 года, и очень выразительный живописный «Портрет Лии Ахеджаковой», удивительной и гениальной актрисы, а в то время — жены и музы художника.

По результатам одной из творческих поездок написана среднеразмерная картина «Старый Баку» (1989) художника московской школы Макса Авадьевича Бирштейна. «Что же до Макса Бирштейна, — пишет А. Дехтярь в журнале “Наше наследие”, — то место, которое он занимал в нашем художественном сообществе, опустело и не занято и поныне. Как художник и человек, он играл роль медиатора, связующего звена между разными поколениями и разными “фракциями”. Это был “живой мост”, протянутый во времени между Фальком, Осмеркиным, Татлиным и другими прославленными мастерами, у которых Бирштейн учился, и молодыми живописцами 1970–80-х годов, которым он передал эти традиции. В то же время Макс пользовался авторитетом и любовью в противоборствующих слоях художественной “иерархии” — от консервативной “Масловки” до радикальной “Малой Грузинской”» (источник: nasledie-rus.ru).

Традиционно велик и разнообразен раздел творчества шестидесятников.

Открывает его «Зеленый портрет» (1962) Анатолия Тимофеевича Зверева, относящийся «к великолепному циклу натурных женских портретов, созданных А. Т. Зверевым в конце 1950-х — начале 1960-х годов, — пишет эксперт. — Это удивительные, экспериментальные и смелые, прочувствованные вещи Зверева. Он пишет размашисто, свободно, широкими мазками-ударами, нанося их кистью, пальцами, непосредственно тюбиком с краской, разбрызгивая краски по поверхности картона. Колорит портрета насыщенный, яркий, декоративный, и при этом Зверев блестяще передает образ молодой голубоглазой женщины».

Большой акварельный пейзаж «Без названия (Пейзаж с холмом)» (1966) Бориса Петровича Свешникова — в неярких красках и размытых линиях только-только пробуждающейся после зимы природы. В этой работе легко узнается акварельная манера автора, а необычное для художника колористическое решение как будто наполняет пейзаж свежим, холодноватым воздухом и острым запахом тающего снега и придает ему удивительную чистоту и нежность.

1975 годом датирован холст «Начало гибели» Юрия Васильевича Васильева (MON), выполненный маслом с использованием металлической стружки. По всей видимости, он относится к серии небольших работ под общим названием «циклотроны».

Безусловно узнаваема довольно ранняя — того же 1975 года — тушевая композиция «Фигуры» Евгения Иосифовича Чубарова, Суть происходящего на рисунке можно трактовать по-разному или не трактовать вообще: драматизм ситуации и накал эмоций персонажей явственно ощутимы и без трактовки сюжета, что очень характерно для художника. Однако в отличие от более поздних композиций с фигурами в нашей работе фигуры почти разделены (мужская фигура прикрывает только левую ногу и левую кисть женской фигуры) и прописаны практически полностью, и во многом благодаря именно этому зритель может размышлять о сути конфликта персонажей.

Тарелка Франциско Инфантэ-Араны «Рисунок № 3 по мотивам супрематической живописи К. С. Малевича “18 конструкция” (1915)» принадлежит к ряду работ, выполненных в 1992 году Инфантэ и Эдуардом Штейнбергом совместно с Центром современного искусства (ЦСИ) и Товариществом «Кузнецовский фарфор». Каждая тарелка выпущена ограниченным тиражом в 25 штук плюс несколько ненумерованных (резервных) экземпляров. Вместо заявленных Франциско Инфанте четырёх тарелок было выпущено всего три. Большая часть тиража была закуплена Министерством культуры РФ.

«Фарфор оказался благодатным материалом для иллюстрирования идей Франциско Инфанте. Можно сказать, что здесь получила новое преломление его известная “концепция артефакта”. “Артефакт” — это термин, которым в трактовке художника “обозначается вещь второй природы, то есть вещь, сделанная человеком и, стало быть, автономная по отношению к природе”, но которая, по мысли художника, связана с такими понятиями, как “традиция” и “культура”. Особый акцент в своей теории Инфантэ делал на воплощении в артефакте связи “техника — природа”, связи, способной, по его мнению, породить новый синтез внутри вечного искусства. В этой способности артефакта Инфантэ видел особый “символ Тайны творчества”. Фарфор же — материал, рожденный в огне, соединяющий в себе природную и технологическую стороны, издревле наделявшийся таинственными свойствами,  — как ничто другое соответствовал авторской концепции артефакта. Поэтому, вероятно, столь гармоничными и логичными выглядят произведения Инфантэ на фарфоровых тарелках» (Виктория Петухова. Фарфор как неприкладное искусство или еще одна грань нонконформизма // Фарфор шестидесятников: Выставка в галерее «Романовъ». М. : Бонфи, 2012. С. 14).

В 2008 году на фарфоровой мануфактуре Höchster Porzellan-Manufaktur (Франкфурт-на-Майне, Германия) изготовлен фарфоровый пласт «Композиция» из цикла «Женщина у моря» Владимира Борисовича Янкилевского. «Женщина у моря» — большой «цикл графических и живописных произведений В. Б. Янкилевского, в котором он удачно нашел композиционную, схематичную формулу изображения женщины в пейзаже у моря, — отмечает эксперт. — В этих сложных композициях есть ощущение того времени, в которое они создавались: увлечение научной фантастикой, кибернетикой, роботизацией. Это острые, прочувствованные произведения Владимира Янкилевского, которые по своему содержанию актуальны и сейчас» (В. С. Силаев). Над эскизами для фарфора Владимир Янкилевский начал работать в 2003 году. Как и все шестидесятники, он переводил свои излюбленные сюжеты в новый материал, исследуя его возможности и открывая в нем новые средства выражения своих идей. На сюжеты цикла «Женщина у моря» было изготовлено несколько фарфоровых пластов.

«Композиция» (2010) Эдуарда Аркадьевича Штейнберга бесспорно заслуживает внимания наших участников. На вопрос о поиске своего пути в искусстве художник отвечал, что к пониманию геометрической абстракции «пришел через русский авангард, прежде всего через супрематизм Казимира Малевича. Но я практически ничего нового не открыл, я только дал русскому авангарду другой ракурс. Какой? Скорее, религиозный. Свои пространственные геометрические структуры я основываю на старой катакомбной стенописи и, конечно, на иконописи. Моя маленькая заслуга состоит в том, что я чуть-чуть повернул русский авангард. Но, с другой стороны, я развиваю в своих работах традиции русского символизма… <…> Внутренняя концепция моих произведений, таким образом, строится на синтезе мистических идей русского символизма десятых годов и пластических решений супрематизма Казимира Малевича» (источник: books.google.de).

Венчает наш каталог традиционный раздел творчества современных художников.

В 2013 году написан холст «Регата» Наталии Игоревны Нестеровой — узнаваемая, светлая и динамичная вещь.

Балет — одна из любимых тем наивной художницы Кати Медведевой, балерины в ее картинах грациозны и изящны, одеты в разноцветные пачки, украшены блестками и бантиками. Холст «Новенькая» (2016) представляет нам психологически точные и интересные образы трех балерин, одна из которых — новенькая — чудесная трогательная и одновременно восторженная девочка. Глубокий синий фон работы подчеркивает чистоту и прелесть юной балерины.

Обманка как технический прием в искусстве используется еще со времен Древней Греции и Древнего Рима. Автор «Обманки с бабочкой» (2016) Алексей Викторович Барвенко, создавая, как и положено, оптическую иллюзию трехмерного пространства, представляет нам чудесный натюрморт.

В творчестве скульптора Пааты Мерабовича Мерабишвили, автора стальной композиции «Мать и дитя» (2019), тема семьи — ключевая. «Семья, материнство — великий феномен и дар для человечества, этой теме посвящено множество работ в изобразительной среде, — считает художник. — Символичное изображение силуэтов, игра плоскостей, света и цвета не меняет основу, заложенную в скульптуре, — рождение и продолжение жизни».

Одновременно с нашим штатным 317-м AI Аукционом открыт второй аукцион проекта «XXI век. Современное российское искусство». Куратор аукциона — коллекционер Александр Степанович Миронов. В составе — 10 работ современных художников: Валерия Айзенберга, Леонида Виноградова, Бориса (Боба) Кошелохова, Романа Кузьмина, Юрия Рыжика, Валерия Светлицкого, Ивана Сотникова, Андрея Сяглова, Натальи Черноголовы, Игоря Ширшкова. О художниках, чьи работы вошли в каталог третьего аукциона, читайте на AI: «XXI век. Современное российское искусство» — III.

Всем желаем удачи на 317-м АИ-Аукционе и на третьем аукционе «XXI век. Современное российское искусство»!

Тем, кто собирается впервые купить картину или рисунок, будет полезно узнать, что ни один монитор никогда аутентично не передаст произведения искусства. Цвет, фактура, не говоря уже об ауре той или иной работы, впечатлении от встречи с нею, монитору не подвластны. Хорошую вещь он может сделать как минимум невыразительной, а не совсем удачную, напротив, приукрасить (последних у нас нет, но справедливости ради сказать об этом стоит). К тому же каждый человек видит и чувствует по-своему. Поэтому приезжайте посмотреть на все работы собственными глазами у нас, на Гороховском, 7 (только предварительно необходимо позвонить и договориться о встрече).

Справедливый рыночный ценовой уровень по работам авторов, представленных в каталоге настоящего аукциона, можно определить по информации базы аукционных результатов ARTinvestment.RU.

На аукционе AI продолжает работать виртуальный участник «Резервная цена не достигнута». Он появляется на последних минутах торгов, чтобы покупатели имели возможность перебить резервную цену (у тех лотов, где она есть). Другими словами, если видите участника «Резервная цена не достигнута», то это повод продолжить борьбу — возможно, победа близка.

Если же последняя ставка появляется в сопровождении пометы «До резерва остался 1 шаг», это значит, что, сделав следующую ставку, вы выигрываете лот — если, конечно, кто-нибудь, вдохновившись близкой удачей, не перебьет вашего последнего слова. И всегда досадно, когда участники, торговавшиеся несколько дней и особенно азартно последние пару часов перед закрытием, вдруг останавливаются именно в одном шаге от победы. Если чувствуете, что вещь — ваша, так сделайте этот шаг!

Комиссионный сбор с покупателя составляет 18 % от финальной цены лота.

***

Мы продолжаем принимать живопись и графику (оригинальную и тиражную) на наши регулярные еженедельные торги. О своем желании выставить вещь на аукционе AI пишите на info@artinvestment.ru или звоните по телефону: +7 (495) 632–16–81. Правила приема работ на аукцион AI можно посмотреть здесь.

***

Регулярные торги произведениями искусства и предметами коллекционирования проводятся с помощью автоматизированной системы аукционных торгов, доступной по адресу https://artinvestment.ru/sales/.

В штатном режиме каждый интернет-аукцион длится четыре дня. Но если ставка на какой-либо лот сделана менее чем за 30 минут до закрытия интернет-аукциона, то торги за такой лот автоматически продлеваются еще на 30 минут. По истечении этих 30 минут, если не поступит новая ставка, интернет-аукцион будет закрыт — в противном случае он будет продлен на дополнительные 30 минут. Такой режим торгов, как показала практика, делает бессмысленными попытки откладывать ставки до последних секунд перед закрытием аукциона и стимулирует участников делать ставки в комфортном режиме на протяжении всех дней аукциона.

Согласно Правилам аукциона, участвовать в торгах, т. е. делать ставки на предложенные к продаже лоты, могут только лица, прошедшие регистрацию на сайте Аукциона (администрация Аукциона оставляет за собой право проверять заявителей и отказывать в регистрации без объяснения причин). Дальше, чтобы экономить деньги и время участников, электронная система от имени каждого из них ведет торги с другими участниками, делая минимально возможные ставки до указанной участником суммы. Минимальный шаг ставки указывается в описании каждого лота. В случае если максимальные цены на один и тот же лот, указанные в двух или более ставках, совпадают, то выигрывает тот покупатель, чья ставка была сделана раньше.

Комиссионный сбор с покупателя Аукциона AI определен в размере 18 % от финальной цены лота. Оплата производится в рублях наличными в офисе Аукциона или безналичным переводом на расчетный счет Аукциона. Администрация Аукциона не выдает покупателям разрешений на вывоз за пределы РФ товаров, приобретенных на аукционе, и не гарантирует возможности получения таких разрешений. Отправка лотов за пределы РФ администрацией Аукциона не производится.

***

ARTinvestment.RU — информационно-аналитический ресурс по рынку искусства, разработчик семейства индексов арт-рынка ARTIMX и составитель крупнейшей в мире базы данных аукционных результатов для художников, входящих в орбиту русского искусства. В своей аналитической работе ARTinvestment.RU опирается более чем на 250 тысяч результатов аукционных продаж для 13 тысяч русских художников в сегментах живописи, графики, скульптуры. Уникальные индикаторы инвестиционного риска, присваиваемые экспертами ARTinvestment.RU, помогают исключить из расчетной массы многие сомнительные результаты.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20200220_auctionAI.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20200220_auctionAI.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх