Завтра, 7 февраля, в 12:00 завершаются 315-е торги AI Аукциона и кураторский аукцион «XXI век»
ARTinvestment.RU   06 февраля 2020

В сводном каталоге — тридцать лотов: шестнадцать живописных работ, три листа оригинальной и один — печатной графики, восемь работ в смешанной технике и одна скульптура и три объекта в одном лоте

Комиссионный сбор с покупателей составляет 18 %.

Каталог AI Аукциона № 315 и кураторского аукциона «XXI век».

Открывают каталог произведения художников Русского Зарубежья. Все эти работы созданы авторами уже в эмиграции, в 1920–30-е годы, в самом расцвете творческих сил.

1930-ми годами датирует эксперт Елена Михайловна Жукова работу в смешанной технике «Красная фигура» Марии Васильевны Васильевой. «В ряду ее известных произведений, — отмечает эксперт, — значительное место занимают коллажи, которыми она увлекалась в тридцатые годы. “Красная фигура” (название условное) органично вписывается в круг этих работ <…> Индивидуальные особенности фигуры молодого человека, отраженные в коллаже, свидетельствуют о реальном прототипе этого изображения, а женская головка (скульптура?), которой он любуется, говорит о его причастности к искусству. Это ироничный и остроумный дружеский шарж, обыгранный в стиле античной краснофигурной вазописи. Составной частью произведения является авторская зеркальная рама, украшающая коллаж, придающая ему законченность и усиливающая артистическую трактовку образа юноши».

В пейзаже Константина Александровича Вещилова «Зимовье в лесу после снегопада» (1920–30-е), как пишет эксперт, «блестяще передано настроение и состояние заснеженного европейского ландшафта где-то недалеко от Шамони. Это один из популярнейших живописных пейзажей Вещилова, являющийся его визитной карточкой».

Во 2-й половине 1920-х выполнен рисунок углем «Натюрморт с букетом и чашкой» Наталии Сергеевны Гончаровой. Работа создана в парижской мастерской на улице Жака Колло, где, как пишет эксперт, «художница наконец получила возможность отвлечься от театральных заказов и сосредоточиться на станковом творчестве. По воспоминаниям учеников, в те дни, когда Гончарова не была загружена исполнением срочного заказа, она много рисовала “для себя” в своей мастерской, составляя композиции “из подручного материала”. Эти графические произведения отличает реалистическая манера исполнения, один и тот же набор изображаемых вещей. Работы исполнены углем на бумаге большого формата, возможно, это предварительные композиции для живописных произведений». Очевидно, что именно к этим композициям относится и наш рисунок. В собрании ГТГ есть натюрморты маслом на холсте с изображением тех же предметов — в частности, сходный по композиции, манере и набору вещей живописный «Натюрморт с тюльпанами и мимозой» первой половины 1930-х годов.

Работа «Три женские фигуры» Михаила Фёдоровича Ларионова выполнена темперой и гуашью на цветной бумаге в конце 1920-х — начале 1930-х, когда художник, как отмечает эксперт, активно экспериментировал с цветными техниками и фактурной бумагой. «В это время М. Ф. Ларионов создает целые серии графических произведений с изображением женских фигур. Он использует плотную цветную бумагу и очень яркие “люминесцентные” краски, в контрастных сочетаниях. Грубая, неровная поверхность бумаги, плотные цветные мазки, отдельные вкрапления белил создают своеобразный эффект свечения. Не случайно, позднее “датируя” рисунок “Три женские фигуры”, художник ставит дату “1905”, напоминающую о раннем, импрессионистическом периоде своего творчества, когда главной темой его живописи был свет». Таким образом, в нашем небольшом рисунке «Три женские фигуры» воплотилась связь времен в творчестве Ларионова: из творческих, а совсем не из меркантильных соображений (как поступали некоторые его собратья) датирован 1905-м, создан в конце 1920-х — начале 1930-х и дружески подписан и подарен Нанетт Ротшильд в 1950-х.

Как обычно, разнообразен раздел художников, работавших в советское время.

Свободный, наполненный воздухом городской пейзаж «Крыши ВХУТЕМАСа и Главпочтамта» (1929) Петра Ивановича Львова производит впечатление чего-то необычного и притягательного. Львов был очень талантлив, еще в 1916-м критик Николай Пунин высоко оценил его манеру, в которой начисто отсутствовали внешний блеск и всякая повествовательность. С 1924 по 1928 Львов жил и работал в Москве. Он был приглашен преподавать во ВХУТЕМАСе — ВХУТЕИНе и получил жилье во вхутемасовском доме на Мясницкой, 21. Художник часто наблюдал за городом из окон своей квартиры на 9-м этаже, и вероятно, наш пейзаж написан тоже по мотивам этих наблюдений. Экспонировался пейзаж на персональной выставке Петра Львова в Ленинграде в 1989. О художнике читайте на AI: «Художник недели: Пётр Львов».

К раннему творчеству Владимира Фёдоровича Стожарова относится этюд «Дом культуры. Берег реки Которосли. Ярославль» (1957). «В Костромской и Ярославской областях есть места, где мало железных дорог, города редки и среди нетронутой человеком природы раскинулись деревни с сохранившемся во многом старинным укладом жизни. Сюда, где живет его многочисленная родня, художник ездил постоянно», — пишет в альбоме «Стожаров» (М., 2006) искусствовед Галина Кириллова. Знал он эти места с детства, чувствовал их, именно отсюда — все его стога, овины и стада. И отсюда же — такое нежное тепло в изображении окруженного деревьями и охраняемого собачьей будкой дома культуры — избушки с крылечком на берегу Которосли. Во многих чуть более ранних, 1955 года, этюдах присутствует один и тот же мотив — простор неба и земли. Наш «Дом культуры…», написанный в 1957-м, — это уже не панорамный этюд, с далекой перспективой, это уже работа более камерная, с более сложным, чем еще два года назад, и тонким настроением.

Интересная разработка античной темы представлена в яркой, созданной в свободной, почти сезанновской (со скидкой на колорит) манере композиции «Низвержение гигантов» (1960-е (?)) Сергея Михайловича Романовича — возможно, вольной авторской вариации на тему известной картины П. Рубенса «Падение титанов» (1637–1638). Предки Романовича по мужской линии (за исключением отца) были священниками. Вероятно, отсюда происходил его интерес к античной и христианской темам, которым посвящена основная часть его работ на протяжении всей жизни. Романович был дружен с Михаилом Ларионовым и Наталией Гончаровой, участвовал в художественном объединении «Лучисты и будущники» (1912–1914), экспонировался вместе с ними на выставках («Мишень» — 1913 год, «№ 4» — 1914 год). В советское время зарабатывал на жизнь идеологически правильными монументальными росписями, в выставках участвовал редко (с его-то тематикой!), после войны почти не экспонировался. Возвращение творчества этого интереснейшего художника к публике и специалистам началось в середине 1990-х. В 1995 году в Русском музее (Санкт-Петербург), а затем в Третьяковской галерее (Москва) прошла его ретроспектива, а еще через 8 лет, в 2003-м, в ГТГ состоялась научная конференция, посвященная творчеству художника: «…В искусстве Романовича поражает его последовательность, настойчивость обращения к труднейшим художественным задачам, и главное, удивительная этическая красота. У Романовича духовная живопись. Великолепное мастерство, которым он владеет, он отдает человеку, возвышая его. Открывая в нём высокую красоту и внутреннюю силу. Не сомневаюсь в том, что придет время, когда имя Романовича станет широко известно» (Дмитрий Сарабьянов). «…Картины и графика С. М. Романовича — это прекрасное искусство, которое должно поступить в наши лучшие музеи. Я уверен, что это рано или поздно произойдет» (Михаил Алпатов). Работы художника находятся в музейных собраниях Воронежа, Смоленска, Саратова, Павловска, Санкт-Петербурга, Москвы (источник: ru.wikipedia.org).

«Я считаю, что натюрморт — это прекрасный материал, в котором соединены все аспекты творческого плана, где решение пластики, колорита, формы может разрабатывать художник», — говорит последователь московской живописной традиции Виктор Саввич Куколь, автор цветочного натюрморта «Ирисы» (1994), написанного богатой палитрой, но при этом тонко нюансированного колористически и очень красивого.

«Москворецкий мост» (1997) Геннадия Ивановича Соловых — холст на одну из любимых тем художника, над которой он работал на протяжении всей жизни. Москва, Кремль, городская архитектура и исторические памятники столицы вызывали у художника самый живой душевный отклик и вдохновляли его на создание живописных произведений.

Самый крупный и разнообразный раздел каталога — творчество шестидесятников.

Открывает его «Композиция» (1964–1966 (?)) Юло-Ильмара Соостера — небольшой лист бумаги на картоне с совершенно поразительным по тонкости и изяществу рисунком, выгравированным с помощью специальных инструментов. В 2006 году работа экспонировалась в Москве на выставке «Юло Соостер и Тэнно Соостер» и опубликована в ее каталоге.

Рисунок Вадима Абрамовича Сидура «Адам и Ева» (1974), выполненный фломастерами и тушью, органично примыкает к кругу работ на библейскую тему, созданных в 1970–80-е годы. В нашем рисунке, равно как и в больших, сложных полиптихах «Адам, Ева и Господь Бог» (1976. ДСП, масло) или «Райская жизнь в коридоре» (1980. ДСП, масло), очевиден интерес к библейской теме, к русской иконе и, безусловно, к народному творчеству. Отсюда — тонкие затейливые формы цветов, птиц, бабочек и прочего живого мира, окружающего главных персонажей.

В 1977 году создан тонкий графический «Портрет» Владимира Игоревича Яковлева.

Покинутый индейский город Мачу-Пикчу не раз возникал в графических композициях Дмитрия Петровича Плавинского. Этот сюжет он разрабатывал с помощью разных печатных техник, добиваясь полноты воплощения творческой идеи. Наш эстамп «Покинутый город Мачу-Пикчу» выполнен в 1978 году методом офорта и акватинты тиражом всего 15 экземпляров, подписан и надписан автором. Один из эстампов этого же тиража находится в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Масло «Прогулка в парке» (1980) эксперт называет творческой удачей Анатолия Тимофеевича Зверева. Он указывает, что работа происходит из собрания писателя-публициста В. С. Шумского, близкого друга и коллекционера работ А. Т. Зверева, и предполагает, что, по всей видимости, Зверев написал ее по просьбе Шумского на его квартире в 1980 году: «В этом мотиве чувствуются ностальгические нотки по юности автора, работавшего в парке Сокольники. Даже пластически эта вещь напоминает работы Зверева конца 1950-х годов. Работая над этой картиной, Зверев остроумно, фотографически строит композицию, как бы от лица человека, везущего коляску с младенцем».

Очередное воплощение магистральной авторской темы представлено на аукционе работой «Валет ретро» (1997) Владимира Николаевича Немухина. Работа на бумаге в смешанной технике, с использованием масла, графитного карандаша и коллажа, очевидно, представляет собой удачную, с точки зрения автора, разработку найденного мотива, связанного с искусством русского авангарда 1910–20-х годов и прежде всего Казимира Малевича, поскольку через 10 лет Немухин вернулся к этой композиции и практически без изменений воплотил ее в большой картине «Ретро» (2007). Эксперт отмечает, что «именно подобные вещи на тему карточных игр с удачным включением цитат и реминисценций из произведений художников русского авангарда1910–20-х годов, станут узнаваемой визитной карточкой В. Н. Немухина и принесут ему известность».

Завершаем рассказ о творчестве шестидесятников произведением замечательным со всех точек зрения — недатированным холстом «Кисть» работы Юрия Леонидовича Купера. Одна из любимых автором тем — кисть (таких своеобразных «портретов» кисти Купер сделал несколько — разного размера, колорита и, что главное, настроения), сложная авторская техника, позволяющая добиваться эффекта свечения, комфортный размер, декоративность, элегантность и красота — словом, всё то, что более всего ценится в произведении, покупаемом одновременно для инвестиций и для души.

Заключительный раздел каталога — работы современных художников. Начнем не совсем по хронологии.

«Рассвет всегда надежда. Чудо начала радости» (Люся Воронова). Открываем раздел ее большим и ярким маслом «Рассвет в Ховрино» (2018). По просьбе AI работу прокомментировал сын художницы Георгий Воронов: «Датированный 2018 годом большой холст “Рассвет в Ховрино” — работа для своего времени нетипичная. Такие вещи Люся писала в 2010–2017, а эта поздняя вещь написана в момент перехода к “радостному периоду” творчества. Картина — это настоящий, в прямом смысле, и очень сильный заговор на процветание и благополучие. Каждый элемент в ней символизирует пожелание всего доброго и хорошего: яркие краски, сочные дольки спелого арбуза, фрукты, птица и — сонм ангелов, зримого воплощения добра и любви».

В смешанной технике, с использованием фотопечати и эмали выполнена работа «Без названия» (2001) Бориса Константиновича Орлова.

Для Пааты Мерабовича Мерабишвили, автора скульптуры «Мама-кентавр (Кентавриха)» (2019), материнство, тепло и чистота семейных отношений — великая ценность и постоянный источник вдохновения. Поэтому так часто в его работах мы видим образы матери и ребенка; в сегодняшней скульптуре их воплощают кентавры, мифологические существа, символы соединения природного и человеческого начала, но прежде всего олицетворение мудрости, любви и преданности. Радикально редуцируя форму, художник создает метафорический образ, трактованный в абстрактной изобразительной манере. Насыщенным ярко-синим монохромным цветом автор акцентирует внешний облик, что позволяет зрителю изучить пластические свойства его образов, их динамику, экспрессию и ритм. О художнике читайте на AI: «Скульптор Паата Мерабишвили: Творец создает то, что чувствует, а не то, что видит».

Три объекта из серии «Занимательная энтомология» (2001) представляют в каталоге творчество Андрея Филиппова и Марины Мавропуло.

Одновременно с нашим штатным 315-м AI Аукционом открыт первый аукцион большого нового проекта ARTinvestment.RU «XXI век. Современное российское искусство». В его составе — 10 работ современных художников, куратор аукциона искусствовед Л. А. Кашук. О проекте «XXI век. Современное российское искусство» и о художниках, чьи работы вошли в каталог первого аукциона, читайте на AI: «XXI век. Широкие горизонты современного искусства».

Всем желаем удачи на 315-м АИ-Аукционе и на аукционе «XXI век. Современное российское искусство»!

Тем, кто собирается впервые купить картину или рисунок, будет полезно узнать, что ни один монитор никогда аутентично не передаст произведения искусства. Цвет, фактура, не говоря уже об ауре той или иной работы, впечатлении от встречи с нею, монитору не подвластны. Хорошую вещь он может сделать как минимум невыразительной, а не совсем удачную, напротив, приукрасить (последних у нас нет, но справедливости ради сказать об этом стоит). К тому же каждый человек видит и чувствует по-своему. Поэтому приезжайте посмотреть на все работы собственными глазами у нас, на Гороховском, 7 (только предварительно необходимо позвонить и договориться о встрече).

Справедливый рыночный ценовой уровень по работам авторов, представленных в каталоге настоящего аукциона, можно определить по информации базы аукционных результатов ARTinvestment.RU.

На аукционе AI продолжает работать виртуальный участник «Резервная цена не достигнута». Он появляется на последних минутах торгов, чтобы покупатели имели возможность перебить резервную цену (у тех лотов, где она есть). Другими словами, если видите участника «Резервная цена не достигнута», то это повод продолжить борьбу — возможно, победа близка.

Если же последняя ставка появляется в сопровождении пометы «До резерва остался 1 шаг», это значит, что, сделав следующую ставку, вы выигрываете лот — если, конечно, кто-нибудь, вдохновившись близкой удачей, не перебьет вашего последнего слова. И всегда досадно, когда участники, торговавшиеся несколько дней и особенно азартно последние пару часов перед закрытием, вдруг останавливаются именно в одном шаге от победы. Если чувствуете, что вещь — ваша, так сделайте этот шаг!

Комиссионный сбор с покупателя составляет 18 % от финальной цены лота.

***

Мы продолжаем принимать живопись и графику (оригинальную и тиражную) на наши регулярные еженедельные торги. О своем желании выставить вещь на аукционе AI пишите на [email protected] или звоните по телефону: +7 (495) 632–16–81. Правила приема работ на аукцион AI можно посмотреть здесь.

***

Регулярные торги произведениями искусства и предметами коллекционирования проводятся с помощью автоматизированной системы аукционных торгов, доступной по адресу https://artinvestment.ru/sales/.

В штатном режиме каждый интернет-аукцион длится четыре дня. Но если ставка на какой-либо лот сделана менее чем за 30 минут до закрытия интернет-аукциона, то торги за такой лот автоматически продлеваются еще на 30 минут. По истечении этих 30 минут, если не поступит новая ставка, интернет-аукцион будет закрыт — в противном случае он будет продлен на дополнительные 30 минут. Такой режим торгов, как показала практика, делает бессмысленными попытки откладывать ставки до последних секунд перед закрытием аукциона и стимулирует участников делать ставки в комфортном режиме на протяжении всех дней аукциона.

Согласно Правилам аукциона, участвовать в торгах, т. е. делать ставки на предложенные к продаже лоты, могут только лица, прошедшие регистрацию на сайте Аукциона (администрация Аукциона оставляет за собой право проверять заявителей и отказывать в регистрации без объяснения причин). Дальше, чтобы экономить деньги и время участников, электронная система от имени каждого из них ведет торги с другими участниками, делая минимально возможные ставки до указанной участником суммы. Минимальный шаг ставки указывается в описании каждого лота. В случае если максимальные цены на один и тот же лот, указанные в двух или более ставках, совпадают, то выигрывает тот покупатель, чья ставка была сделана раньше.

Комиссионный сбор с покупателя Аукциона AI определен в размере 18 % от финальной цены лота. Оплата производится в рублях наличными в офисе Аукциона или безналичным переводом на расчетный счет Аукциона. Администрация Аукциона не выдает покупателям разрешений на вывоз за пределы РФ товаров, приобретенных на аукционе, и не гарантирует возможности получения таких разрешений. Отправка лотов за пределы РФ администрацией Аукциона не производится.

***

ARTinvestment.RU — информационно-аналитический ресурс по рынку искусства, разработчик семейства индексов арт-рынка ARTIMX и составитель крупнейшей в мире базы данных аукционных результатов для художников, входящих в орбиту русского искусства. В своей аналитической работе ARTinvestment.RU опирается более чем на 250 тысяч результатов аукционных продаж для 13 тысяч русских художников в сегментах живописи, графики, скульптуры. Уникальные индикаторы инвестиционного риска, присваиваемые экспертами ARTinvestment.RU, помогают исключить из расчетной массы многие сомнительные результаты.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20200206_auctionAI.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20200206_auctionAI.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх