До 22 февраля 2019. Новый кураторский аукцион «ФЕВРАЛЬ»
ARTinvestment.RU   18 февраля 2019

В ближайшую пятницу в 12:00 мы будем подводить итоги очередных торгов доступного искусства из частных собраний. Интересные авторы, смелые работы, дружественные цены. И никакого больше снега на картинах: хватит, встречаем весну!

Первый топ-лотом февральских кураторских торгов, без сомнения, является метровый холст «Сквер» Василия Шульженко. Да, это тот самый автор жестких провокационных блокбастеров «Общественный туалет», «Ванька! Ты же помер?!» и других. Сюжеты Шульженко распространяются перепостами в Интернете, его картины можно увидеть в музее Института русского реалистического искусства и в прогрессивных частных собраниях. Это классический случай, когда, увидев раз, забыть невозможно. Его картины либо любят, либо ненавидят — равнодушных нет. На общем фоне «Сквер» — идеальный коллекционный вариант. Комфортный квартирный размер плюс фирменный шульженковский сюжет: народ «отдыхает» под опустевшим взглядом бетонного Ильича. Такой сквер можно встретить в каждом втором населенном пункте, отъехав на 20 км от Москвы. Всероссийское «все в прошлом». Картина на грани фола, но при этом не полный «экстрим».

Как и положено уникуму, у Шульженко просто феноменальная аукционная ликвидность. Из 13 раз, что он выставлялся, 12 раз был продан. Причем 11 раз картины были проданы дороже $10 000. В этом месте открою небольшой секрет: резерв на эту картину у нас в два, а то и в четыре раза ниже, чем прежние цены на зарубежных аукционах.

«Рождение Венеры» художника Льва Табенкина (сына шестидесятника Ильи Табенкина) — вторая по стоимости картина торгов. Не только потому, что автор дорогой (его произведения на зарубежных торгах дважды преодолевали отметку в $100 000). И не только потому, что она большая, больше метра. У нее есть принципиально важное отличие от основного корпуса картин Льва Табенкина, ранее выставлявшихся на торги. «Рождение Венеры» — необычно светлая вещь, несет позитивный заряд, просто лучится. Да еще и выполнена в яркой палитре. И то и другое довольно большая редкость для творчества Табенкина. В итоге перед нами уникальная коллекционная вещь, которую хоть в гостиную, хоть в спальню. Резерв при этом вполне дружественный — около $5 000.

«Игроки в домино — 2» Александра Ишина – еще один пример хорошего искусства по хорошей цене. Идеальный метровый размер, фирменный лубочный наивно-романтический стиль, удачный сюжет. Для тех, кто собирает тему игр – просто находка. Ишин – шестидесятник, очень узнаваемый, есть во многих коллекциях. Момент для покупки его работ сегодня идеальный, они не дороги и выбор есть. Но так будет не всегда, хорошие варианты упускать не стоит. 

Современному путти, хулиганящему на холсте N888K, лук и стрелы и в самом деле ни к чему. Для поражения сердец палка с острым наконечником превратилась в совершенно негодный снаряд. Хранилища чувств с развитием цивилизации эволюционировали и стали неуязвимыми. Сердца, выросшие в эпоху неискренности, защищает кевларовая броня трезвого расчета. Да и просто попасть в сердца влюбленных почти невозможно: смена боевых позиций происходит теперь с невиданной скоростью. Может быть, поэтому амур Николая Николаева вооружен рогаткой. Засветить горошиной в лоб, а не поможет, так по экрану смартфона, хоть как-то привлечь внимание и пробить стену равнодушия. Вот новая доктрина амурных дел. N888K недаром прозвали «русским Бэнкси». Его оружие — точные метафоры, выраженные лаконичными средствами. Важно, что работы N888K пока еще по карману начинающим коллекционерам и любителям искусства с невысоким достатком.

Да, этот самый Самарин-Тиль — легендарный деятель ленинградского андерграунда еще с начала 1950-х, ставший художником и фотографом. По легенде, свои произведения искусства Валентин Самарин (Валентин Смирнов) сделал после тридцати в стенах психиатрической больницы, куда его упекли органы за чересчур кипучую гражданскую активность. В начале 1970-х Тиль погрузился в экспериментальную фотографию, ставил опыты с технологиями проявки и фиксации, изобрел свой стиль, который назвал sanki. В его фотоработах фигуративный ряд комбинировался с художественной абстракцией — причудливыми муарами, разводами. В 1974 году Самарин участвовал в резонансной квартирной выставке независимых фотографов «Под парашютом» у Константина Кузьминского. С 1978 года принимал участие в арт-проектах, организованных Тимуром Новиковым. А в 1981 году, когда власти сделали ему предложение, от которого нельзя отказаться, Самарин эмигрировал. В Париже он тоже развил кипучую деятельность. Благо компания там собралась заводная. На аукционах нередко можно встретить его фотографии (точнее фотокомпозиции) с друзьями Котляровым-Толстым, моделью и поэтессой Натальей Медведевой и другими.

В создании своих фоторабот (абстракций, метапортретов) Самарин зачастую полагается на чутье и волю случая. В одном из интервью он так рассказывал о природе своего фотоволшебства: «Я никогда не просчитываю растворы, не взвешиваю химикаты. Всегда нужно давать место случаю. Если же я начну продумывать, планировать и осознанно придавать изображению определенный цвет, то потеряю нечто существенное. Поймать поток крайне важно как в искусстве, так и в жизни». Или так: «Я работаю не с пленкой, не с негативом, а с готовым отпечатком. Кладу этот позитив в раствор и жду. Иногда даже забываю, что у меня в кювете лежит... Главное — в то, что происходит, не вмешиваться».

Покупателю метафизической композиции с наших торгов можно заранее позавидовать: красивая работа, важное имя, с этой фотографией будет интересно.

У Алексея Ваулина есть немало экспрессионистских работ с фигуративной основой, но его стихия, естественная среда обитания — абстракция. С своими беспредметными работами Алексей Ваулин участвовал в выставке в Третьяковке «Московская Абстракция. Вторая половина ХХ века» (2003) и многих других музейных и галерейных проектах. Художник много лет увлечен философией внутренней трансформации современного человека, его эволюции, психологической и биологической. В его абстрактных работах порой угадываются образы молекул ДНК, аллюзии обменных процессов. Впрочем, абстракция всегда располагает к широкому полю трактовок. Однозначным остается лишь высокая энергетика работ художника, находящегося в самом расцвете сил.

«Купание» — экспрессионистская жанровая работа, написанная почти тридцать лет назад. Автор, Евгений Гинзбург, с конца 1970-х годов принимал участие в выставках независимого искусства в залах горкома графиков на Малой Грузинской.

На обороте узнаваемой гуаши Тамары Зиновьевой можно прочесть «Одна на корточках» — очевидно, авторское название. Художница снова эпатирует зрителя откровенными биоморфными композициями. Ее магистральная тема — глубинное тело как совокупность ощущений и переживаний. Приходилось читать, что создавать на бумаге человекоподобные объекты она начинает с фазы автоматического письма — с «каляки», из которой постепенно вырастает образ. Зиновьева не только художник, но и искусствовед. Сегодня ее смелое искусство переживает новую волну интереса, в Москве сейчас с успехом проходит ее выставка. Гуашь большая, написана десять лет назад, оформленная и недорогая. Словом, совет: присмотритесь.

«Безногий паломник» Владислава Зубарева — вещь для смелых коллекционеров. Не каждый решится на приобретение такого сюжета. Впрочем работа не страдает избыточной натуралистичностью. Как и многие произведения Зубарева, она посвящена больше философским задачам. Недаром сама серия называется «Паломничество к человеку». Владислав Зубарев — шестидесятник, один из самых известных художников студии «Новая реальность» Элия Белютина.

Белютин, к слову, был учителем и Натты Конышевой: в конце 1950-х преподавал ей в «Полиграфе». Но те уроки и то влияние — это, конечно, дела давно минувших дней. Натту сделали Наттой не повороты судьбы, а в первую очередь творческая бескомпромиссность, самобытность и талант. Она ж наверняка чувствует, что своеобразный жанровый примитивизм, который она называет «репортажной живописью с элементами чудес», нравится далеко не всем. Что называется, сильно на любителя. Зато уж те, кто любит, любят крепко. Иначе как объяснить феноменальную ликвидность ее работ? С Наттой коллекционерам приходится быть настороже. Рассказывают о случаях, когда, увидев свою работу на выставке, она внезапно принималась ее дописывать прямо на стене. С нее станется. Работы Натты Конышевой есть в Третьяковке и других музеях страны. Ее работы нередко включаются в каталоги международных аукционов.

Панкина называют художником-математиком: за любовь к анализу, стремление найти закономерности и вывести формулы из живописи великих коллег. Впрочем, собственная живопись Панкина не всегда строга и математична внешне. Свое магистральное направление он называет метаабстракцией — объясняет, что занимается абстракцией об абстрактном. Панкин тоже ученик Белютина, посещал классы студии «Новая реальность». В 1970-х он, главный архитектор Егорьевска, познакомился с легендарным педагогом и всерьез занялся искусством. Впрочем, это было слишком давно, 40 лет назад. В 1980-х Панкин выставлялся в зале на Каширке. Сейчас его выставки регулярно проходят в галереях современного искусства.

Строгие линии, отрытые цвета, ни единого градиента — и этим инструментарием Владиславу Ратнеру удалось сделать не лаконичную геометрическую абстракцию, а вполне реалистичный деревенский пейзаж. Картина написана 43 года назад. 1975 год — еще не было даже «горкома» на Малой Грузинской, в котором позже начнет выставляться художник. Сегодня картины Ратнера находятся в Третьяковской галерее, музее «Новый Иерусалим» и многих частных собраниях.

Шестидесятника Николая Ротанова мы знаем преимущественно как абстракциониста. Он начал выставляться в середине 1960-х. Мог сделать карьеру в системе официального искусства. Но ушел в экспериментальную живопись. В конце 1960-х ему стали отказывать выставкомы, зарабатывать на жизнь пришлось преподаванием в Заочном университете искусств. Существуют свидетельства, что картины Ротанова примерно в это время покупал легендарный коллекционер Костаки. Но в целом можно сказать, что на годы он ушел в тень. Лишь в 1990-е возобновился выставочный процесс, а в 2009 году ретроспективу Ротанова провели в Третьяковке (в Толмачах). Там показали не только его живопись и графику, но и «книги художника» на стихи Максимилиана Волошина, Марины Цветаевой и Геннадия Айги. У Ротанова есть аукционная история, в том числе персональный рекорд на Sotheby’s. Но вместе с тем его произведения по-прежнему отличает высокая ценовая доступность. Они остаются по карману широкому кругу коллекционеров.

Александр Рубец учился он в Ленинграде, в худучилище имени Серова. Но уже долгие годы живет и работает в Пятигорске, изображенном на этой картине. Он любит писать величественную природу этого горного края, уличные пейзажи любимого города. Рубеца легко узнать по необычной палитре — сине-зелено-филетовой, где все выходит словно покрытое дымкой. Картины Александра Рубеца представлены в собрании ММС и в региональных музеях.

Анатолий Пурлик — художник чувств и переживаний. «Сюжеты» его абстракций — это переложение на плоскость собственных эмоций и ярких впечатлений. Они привозит их из поездок в дальние страны, из путешествий по стране, из походов по городу — из любых необычных жизненных ситуаций. Не случайно его живые беспредметные вещи отлично уравновешивают строгую геометрию Клары Голицыной, с которой они не раз выставлялись вместе.

Броская и приятная работа с ветхозаветным сюжетом, столь любимым Старыми мастерами. Не поддавшуюся шантажу Сусанну, понимавшую, что своим отказом идет на смерть, спас от казни и бесчестия юный пророк Даниил. Тот, что позже расшифровал зловещее послание на пиру вавилонского царя Валтасара. Библейские сюжеты, античные легенды, древняя китайская история — любимые темы тульского художника. Среди самых известных его циклов — «Изгнание торгующих», «Суд Пилата» и, конечно, «Сусанна и старцы». Сахненко в 1970-х сменил несколько художественных вузов: то исключался (как из пензенского худучилища в 1979 году), то уходил сам. Он производит впечатление одиночки. Как многие самодостаточные люди, он не ужился в системе навязанного наставничества. Сегодня картины художника представлены в коллекции музея «Эрарта» и частных собраниях. В 2016 году в Молдавии вышли почтовые марки с репродуцированной картиной Сахненко «Дина» (портрет Дины Галдиной).

Татьянин (ТЮН) — заводила артели инвалидов-дальтоников «Художники пачкуны», основатель центра современного искусства в Липецке, участник выставок в ведущих московских галереях современного искусства. Один из главных художников «нового наива», естественно, является самоучкой. По образованию Татьянин технолог литейного производства. И вместе с тем это яркий пример того, что художник — это не только техническое мастерство, но в первую очередь интеллектуальная работа. С Татьяниным всегда интересно: это фонтан идей, любопытные диалоги с великими (Бойсом, Малевичем и др.), фиксация абсурда текущего момента. По его сатирическим работам при желании можно реконструировать современную историю России. И я бы сказал, что даже хорошо, что «Нижний парк» — вещь чуть вне времени. Умиротворяющая, не без элементов актуальности, но без отчаянного гротеска, который однажды мог бы надоесть. Для коллекции очень неплохой вариант. А хотя бы одну работу Татьянина нужно в ней иметь.  

Характерная недорогая графика известного русского шестидесятника. «Мамонт в застывшей глыбе» (по выражению Виталия Пацюкова) в начале 1950-х работал гравером-чеканщиком на металлургическом заводе в Златоусте. В конце 1950-х он переехал в Загорск и стал подмастерьем у известного скульптора (в 1930-е отправленного Луначарским в Париж) Дмитрия Цаплина. Формалистское, резкое, эмоциональное искусство Чубарова закрыло ему многие дороги в искусстве СССР. Да и в России 1990-х он не успел в полной мере ощутить признание. Информация о таинственном «мытищинском затворнике», авторе мощных скульптурных голов напротив Третьяковки, не быстро распространилась среди новых коллекционеров и ценителей искусства. О нем высоко отзывался Кабаков и критики, но Чубаров все равно оставался художником для своих. Всплеск интереса к его искусству произошел в 2007–2008 годах, когда его огромные абстракции, созданные в Германии, ушли на зарубежных аукционах за многие сотни тысяч долларов. Но это живопись. А экспрессионистская графика по-прежнему доступна широкому кругу коллекционеров: листы можно купить на аукционах от 20 000 рублей.

Аветик Абаджян не получил формального художественного образования и, как многие семидесятники, самостоятельно овладевал мастерством и с трудом прокладывал путь в искусстве. Бросил МЭИ, в 1970-е работал грузчиком, сторожем и одновременно учился офорту у Владимира Ильющенко. С 1980 года выставлялся в горкоме графиков на Малой Грузинской. Живописная манера Аветика иногда трактуется как форма примитива, но это не совсем так. Для примитива она все-таки слишком тонкая. Это, скорее, очень лаконичная живопись впечатления, скупая по палитре, но точно передающая настроение.

Ирина Васильева — питерская художница. В конце 1990-х выставлялась с «Митьками». А в середине 2000-х, вернувшись к традиционной живописи и письму с натуры, вместе с единомышленниками организовала «Общество любителей живописи и рисования». Представленный на торгах пейзаж «Солнце в лесу» написан стремительно, мастерски, стремительными движениями кисти. Работы Ирины Васильевой находятся преимущественно в питерских музеях — в «Эрарте», в Государственном музее «Царскосельская коллекция» и в Музее Нонконформистского Искусства.

Что ж, торги уже открылись. Теперь начнется самое интересное. Подводить итоги будем в пятницу, 22 февраля, после 12:00. Комиссия, которую выплачивает покупатель сверх цены, установившейся на торгах, составляет 18 %.

Удачи, приятных эмоций и красивых побед!

Перейти на аукцион


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20190218_ai_auction_february.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20190218_ai_auction_february.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх