5 мая пройдут торги произведениями импрессионистов и модернистов Sotheby’s
ARTinvestment.RU   26 апреля 2009

В число топ-лотов входят работы Пабло Пикассо, Альберто Джакометти и Тамары де Лемпицки

5 мая в Нью-Йорке состоится вечерний аукцион Sotheby’s, на котором будут представлены произведения импрессионистов и модернистов. На торги выставлены 36 лотов. Некоторые из них московская публика имела возможность увидеть вживую на предаукционном показе в Москве 1–2 апреля 2009 года.

Обложку аукционного каталога украшает работа Пабло Пикассо (Pablo Picasso) под названием «Дочь художника в возрасте двух с половиной лет, держащая в руках игрушечную лодку» (эстимейт 16–24 миллиона долларов). На этой картине изображена Майя — дочь Пикассо и его любовницы Мари-Терез Вальтер (Marie-Thérèse Walter). Майя родилась в 1935 году, когда художник еще был женат на русской балерине Ольге Хохловой. А портрет девочки был написан в 1938-м, когда Пикассо уже вовсю встречался с красавицей Дорой Маар (Dora Maar), но нередко навещал Мари-Терез, главным образом для того, чтобы играть с дочкой. Портрет Майи выполнен в нежных, радостных тонах, что навевает воспоминания о изображениях ее матери. Художник встретил Мари-Терез, когда девушке было всего семнадцать лет, и в ее портретах старался подчеркивать ее юность и чувственность.

Кроме Майи, у Пикассо было еще трое детей: Поль (Пауло), Клод и Палома. Когда они были маленькими, художник постоянно изображал их на своих картинах. Его завораживал мир детства, и в своем творчестве он пытался выразить ту внутреннюю свободу, которую могут чувствовать только малыши. Интересно, что Пикассо почти не писал портретов чужих детей, зато изображений своих отпрысков он создал великое множество. Впрочем, это не значит, что между художником и его детьми была какая-то особенная эмоциональная близость — Пикассо был поглощен своим творчеством.

Портрет Майи, выставленный на Sotheby’s, хранился в коллекции Пикассо до самой его смерти. В 1973 году, после кончины мастера, картина отошла его внучке Марине — дочери его старшего сына Пауло.

Другой топ-лот аукциона — необычная бронзовая скульптура «Кошка», выполненная Альберто Джакометти (Alberto Giacometti). Она тоже оценена в 16–24 миллиона долларов. Гипсовый вариант этой работы появился в 1951 году, а в бронзе скульптура была отлита в 1959-м. Тем, кто прошлой осенью видел экспозицию Джакометти в ГМИИ А. С. Пушкина, «Кошка» наверняка напомнит такую же тощую «Собаку», созданную в том же 1951 году. Правда, скульптура кошки гораздо более абстрактна. Она похожа на тоненькие, как веточки, фигуры людей, благодаря которым Джакометти прославился на весь мир. Одним из наиболее ярких примеров такой скульптуры является «Стоящая женщина». Как и «люди» Джакометти, его «Кошка» крайне истощена, но крепко стоит на земле — что служит метафорой для мира, измученного потрясениями ХХ века, но продолжающего жить и бороться. Скульптор восхищался невероятной гибкостью и грациозностью кошек, их легкостью и проворством.

Гипсовый вариант «Кошки» экспонировался на первой персональной выставке Джакометти, прошедшей в 1951 году в галерее Эме Мета (Aimé Maeght). Выставка принесла художнику огромный успех. Уже через четыре года в нью-йоркском музее Гуггенхайма прошла его ретроспектива.

Существует восемь бронзовых экземпляров скульптуры «Кошка». Тот, что появится на майском аукционе, происходит из частной европейской коллекции. Владельцы купили его на торгах Sotheby’s в 1975 году. Работа обошлась им в 130 тысяч долларов. Другие экземпляры находятся в уважаемых публичных собраниях, в числе которых Музей Метрополитен в Нью-Йорке, Фонд Маргариты и Эме Мета в Сен-Поль-де-Вансе, Музей Берггрюна в Берлине и Фонд Альберто Джакометти в Цюрихе.

На Sotheby’s также появятся четыре первоклассных картины художницы польского происхождения Тамары де Лемпицки (Tamara de Lempicka). Три из них происходят из собрания немецкого дизайнера Вольфганга Йоопа (Wolfgang Joop), основателя марки Joop! Йооп является одним из самых главных в мире коллекционеров работ Лемпицки и нередко предоставляет их на выставки в различные музеи. «Звездами» предстоящего аукциона, несомненно, будут две картины — «Портрет герцогини де ла Салль» и «Портрет Марджори Ферри». Работы имеют одинаковый эстимейт: 4–6 миллионов долларов. Они входят в число самых известных произведений Лемпицки; их репродукции есть, наверное, в каждой книге, посвященной творчеству художницы.

Тамара де Лемпицка является одним из главных представителей стиля ар-деко в живописи и входит в число главных арт-див ХХ столетия. До революции она жила в Санкт-Петербурге вместе с мужем — блестящим светским красавцем Тадеушем Лемпицким. После прихода к власти большевиков Лемпицкие были вынуждены бежать в Париж, где над их маленькой семьей нависла угроза нищеты. Тадеуш, привыкший к праздной жизни, работать не хотел, и Тамара приняла решение обеспечивать семью самостоятельно. Впрочем, не стоит думать, что в ее планы входило стать подвижницей, принесшей себя в жертву ради благополучия мужа и детей, — совсем наоборот: молодая женщина задалась целью во что бы то ни стало завоевать парижское «высшее общество». Тамара с детства хорошо рисовала, поэтому ее естественным выбором стало учиться живописи. Одним из ее наставников был художник Андре Льот (André Lhote), изобретатель особой формы синтетического кубизма, «примирившей» радикализм Пикассо (Pablo Picasso) и Брака (Georges Braque) c «академической» фигуративностью. Лемпицка взяла этот стиль на вооружение и не прогадала — обеспеченным буржуа ее слегка модернизированная классика пришлась по душе. Вскоре художница обзавелась большим количеством знакомств в высших слоях общества и зажила, как говорится, «на полную катушку». Ее вечеринки, наряды и романы (Лемпицка встречалась и с мужчинами, и с женщинами) приобрели статус легендарных.

Тамара де Лемпицка стала одной из первых художниц, изображавших на своих полотнах сильных, современных женщин. Примером этому служит «Портрет герцогини де ла Салль», на котором мы видим спокойную, уверенную в себе светскую львицу с короткой стрижкой и в костюме для верховой езды. Фигура герцогини и интерьер, в котором она изображена, написаны гораздо более реалистично, чем урбанистический пейзаж за окном, — такое сочетание является отличительной чертой синтетического кубизма Лемпицки. Художница очень любила портрет де ла Салль: он даже висел у нее над кроватью.

Английская певица кабаре Марджори Ферри (Marjorie Ferry), изображенная на другой картине Лемпицки, выглядит гораздо более женственной, чем герцогиня де ла Салль. Однако это не значит, что ее можно назвать нежной и податливой, — Ферри смотрит на зрителя с той же спокойной уверенностью, как бы говоря, что в любой ситуации она будет хозяйкой положения. На картине Лемпицки она предстает в образе греческой богини в белой драпировке, на фоне дорических колонн. Холодная красота певицы напоминает о звездах немого кино той поры, что неудивительно: Голливуд был одним из главных вдохновителей Лемпицки. Она копировала стиль американских актрис и любила рассказывать, как ее однажды приняли за Грету Гарбо (Greta Garbo).

Маленькая девочка на картине «Портрет мадемуазель Пум Рашу», оцененной в 1,8–2,5 миллиона долларов, тоже напоминает античную богиню. Изображая ее холодной и невозмутимой, как взрослых моделей, Лемпицка стремится провидеть черты сильной, сексуальной и самостоятельной женщины, которой эта девочка, может быть, станет в будущем. Тема еще одной работы художницы, «Арлетт Букар и каллы» (0,8–1,2 миллиона долларов), — пробуждающаяся чувственность. Как и ее современница Джорджия О’Киф (Georgia O'Keeffe), Лемпицка использовала цветы как метафору женской сексуальности. Букет калл, который стоит рядом с фотографией юной дочери покровителя художницы Пьера Букара (Pierre Boucard), символизирует одновременно непорочность и соблазн.

Предстоящий аукцион может стать рекордным для Лемпицки; на сегодняшний день самой дорогой ее работой является «Портрет госпожи Буш», проданный в 2004 году на Christie’s за 4,1 миллиона долларов.

Еще одна работа, получившая высокий эстимейт, — «Натюрморт» Пабло Пикассо. Эта картина, написанная в апреле 1944 года в оккупированном Париже, оценена в 5–7 миллионов долларов. Весной того года художник часто создавал натюрморты с кофейником и свечой. У него вошло в привычку работать в темноте — либо ночью, либо со светомаскировкой, плотно задернув все шторы. В годы войны натюрморт был излюбленным жанром Пикассо, из-за чего его нередко критиковали современники, желавшие видеть в искусстве художника протест. Некоторые исследователи сравнивают натюрморты 1944 года с vanitas — символическими композициями, создаваемыми для того, чтобы напомнить зрителю о бренности человеческого существования.

В число топ-лотов также входят «Композиция в черном и белом, с двойными линиями» Пита Мондриана (Piet Mondrian) (3–5 миллионов долларов) и «Женщины и птица в ночи» Жоана Миро (Joan Miró) (3–4 миллиона долларов). Первая работа, написанная в 1934 году, является одним из самых «минималистичных» творений Мондриана. Она происходит из коллекции архитектора Юджина Люкса (Eugene Lux) и его жены Жизеллы (Gisella Lux). На аукционе полотно появляется в первый раз. Картина Миро, с его «фирменными» сюрреалистическими фигурками женщин и птицы, была создана в 1946 году. В 1990 году она была продана на нью-йоркском Christie’s за 800 тысяч долларов.

На торгах также появятся несколько произведений русских художников: картина «Парижский жонглер» Марка Шагала (Marc Chagall) (2–3 миллиона долларов) и две кубистические скульптуры — «Гондольер» Александра Архипенко (500–700 тысяч долларов) и «Арлекин с кларнетом» Жака Липшица (700–900 тысяч долларов).

Источники: sothebys.com, artprice.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20090426_sothebys_imp_mod_5_may.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20090426_sothebys_imp_mod_5_may.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх