Завтра и послезавтра Sotheby’s проведет в Москве выставку топ-лотов русских торгов
ARTinvestment.RU   27 октября 2021

На предаукционной выставке, которая пройдет в Музее архитектуры 28 и 29 октября, будут показаны работы Петрова-Водкина, Кончаловского, Рериха, а также произведения нонконформистов — Кабакова, Булатова, Краснопевцева, Вейсберга, Целкова, Васильева

Завтра и послезавтра, 28 и 29 октября 2021, в Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева (Воздвиженка, 5/25, Флигель «Руина») состоится предаукционная выставка «Шедевры русского искусства на осенних аукционах Sotheby's».

Аукционный дом Sotheby's представит избранные работы русских художников XIX и XX вв., которые войдут в торги «Русская живопись» 30 ноября 2021. Среди них произведения Кузьмы Петрова-Водкина, Петра Кончаловского и Николая Рериха. Кроме того, на выставке будут экспонироваться работы советских нонконформистов из известной частной коллекции — аукцион советского неофициального искусства состоится 1 декабря, на следующий день после торгов русской живописи.

Режим работы выставки:
•28 октября: с 11:00 до 21:00;
•29 октября: с 11:00 до 14:00. 

В последний раз предаукционная выставка Sotheby's прошла в Москве в 2019 году, а в сентябре текущего года Sotheby's провел первую в истории московскую выставку-продажу русского и западного искусства.

Топ-лотом торгов и центральным экспонатом выставки станет «Натюрморт с яблоками» кисти Кузьмы Петрова-Водкина (эстимейт: £2,5–3,5 млн). Созданная одним из ярчайших представителей русского искусства начала XX века, эта картина знаменует собой важный этап на творческом пути художника и стоит на пороге той самой сферической перспективы, которая впоследствии станет отличительной чертой творчества Петрова-Водкина.

Это был первый натюрморт, в котором можно проследить будущие поиски художника в области пространственных построений. Столешница круглого столика несколько опрокинута влево, она подчинена вертикали луча зрения, взятого в небольшом ракурсе. Яблоки почти в невесомости «парят» над столешницей, сила отталкивания здесь сильнее силы земного притяжения, иначе не объяснить, как они не скатились с наклонной поверхности стола. Рисунок на втором плане с головой коня — это еще одна точка зрения на натюрморт, художник умел бесшовно соединять несколько точек зрения в своих работах. «Яблоки» предварили все будущие натюрморты мастера 1920-х годов, обозначив основные направления его поисков.

Летом 1912 года Петров-Водкин с женой гостил в имении генерала Петра Грекова на хуторе Мишкина Пристань Царицынского уезда (тогда Саратовской губернии) по приглашению дочери генерала Наталии, которая училась в эти годы у Кузьмы Сергеевича в художественной школе Елизаветы Званцевой в Санкт-Петербурге. В этом имении и были выполнены эскизы, этюды и первый вариант знаменитого «Купания красного коня», для которого позировал генеральский конь Мальчик, а всадником стал двоюродный брат художника Александр Трофимов.

В генеральском саду, обеспеченном прекрасным поливом из речки Иловли (левый приток Дона), яблоки были, как их описывал в письме к матери художник, «величиною с арбуз». Именно эти яблоки из грековского сада изображены на натюрморте.

«Натюрморт с яблоками» был среди девяти работ художника, показанных на Балтийской выставке в Мальмё (1914) наряду с картиной «Купание красного коня». В середине 1960-х представленный натюрморт приобрел советский скульптор и бывший ученик Петрова-Водкина Борис Евсеевич Каплянский; полотно участвовало в выставках в Москве (1966) и Ленинграде (1969).

На выставке будет показан «Натюрморт с чайником и подносом» (1910–1912) кисти Петра Кончаловского (эстимейт: £280–350 тыс.). В начале 1910-х годов Кончаловский, находившийся под влиянием творчества постимпрессионистов и фовистов, обратился к жанру натюрморта, однако в свои композиции он вставлял изделия русских народных промыслов. Мастерски сочетая композицию и палитру Сезанна с подчеркнуто русскими предметами, Кончаловский смог создать диалог между современным ему западным искусством и славянскими традициями.

Представленный натюрморт происходит из коллекции семьи Александра Шика. Получивший юридическое образование сын богатого торговца Шик был заметной фигурой в культурной жизни Москвы 1910-х годов. До отъезда из России он успел собрать обширную коллекцию работ русских художников, среди которых такие имена, как Шагал, Кончаловский, Лентулов, Нестеров, Судейкин и Бенуа. Из скрупулезных записей Шика мы знаем, что настоящая картина, обозначенная им как «Nature Morte No. 19», была куплена на благотворительном аукционе в Москве в 1917 году. «Натюрморт с чайником и подносом» — одно из 30 произведений, которые коллекционер сумел после Октябрьской революции вывезти из Советской России — через Ригу и Берлин — в Париж, где его семья обосновалась в 1933 году и где сам Шик вел в эмигрантской среде активную общественную деятельность. На дошедшей до наших дней черно-белой фотографии его квартиры видно, что «Натюрморт с чайником и подносом» висел на стене вместе с другими картинами из собрания коллекционера.

Еще одним украшением московской выставки станет картина Николая Рериха «Горница в тереме Садко», созданная художником к неосуществленной постановке Сергея Дягилева и Томаса Бичема (эстимейт: £40–60 тыс.). В 1920 году опера Римского-Корсакова должна была идти в одном из театров лондонского Ковент-Гардена, но до премьеры дело так и не дошло. Холст Рериха иллюстрирует третью картину из либретто, в которой ранним утром Любава Буслаевна, жена былинного новгородского гусляра, дожидается мужа, стоя у окна светлицы.

Большое количество театральных эскизов Николая Рериха, которые входят в музейные и частные коллекции и появляются на международных аукционах, свидетельствует о живом интересе к ним у современного зрителя. Московский оперный режиссер Дмитрий Черняков также использовал эскизы Рериха для своей версии «Садко»: премьера спектакля состоялась в Большом театре в феврале 2020 года.

На предаукционной выставке Sotheby's в МУАР будут представлены топ-лоты из частной коллекции искусства советских нонконформистов. Выставляемая на торги коллекция — одно из самых внушительных частных собраний послевоенного советского искусства, находящихся за пределами России. В коллекции представлены важнейшие советские художники второй половины XX столетия: Илья Кабаков, Эрик Булатов, Дмитрий Краснопевцев, Владимир Вейсберг, Олег Целков, Олег Васильев и многие другие. Исключительного качества картины, созданные мастерами в расцвете творческих сил, в последний раз появлялись на рынке более десяти лет назад.

Источник: пресс-релиз Sotheby's и МУАР



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх