«Купи две, подари одну»: новая практика западных галерей
ARTinvestment.RU   15 октября 2021

В последние пять лет в галереях (преимущественно американских) стала набирать популярность следующая практика: коллекционерам предлагается купить сразу две работы одного художника, но одну из них следует затем подарить музею

Об этой практике галеристы предпочитают не говорить открыто, но многие так делают. Обычно принцип «купи две, подари одну» касается работ очень востребованного художника, на покупку произведений которого коллекционеры записываются в листы ожидания. Чтобы определить действительно заинтересованных в этом художнике коллекционеров и отсечь тех, кто стремится купить работу модного автора лишь для того, чтобы быстро ее перепродать на вторичном рынке, галерист предлагает потенциальному покупателю приобрести не одну, а сразу две работы. Вторая работа может быть даже еще не написана, да и человеку, заплатившему за нее, не удастся ею вдоволь насладиться. Эту работу предстоит подарить музею, причем институцию выбирают галерея и художник, но не покупатель работы.

Подобная практика стала распространенной в последние пять лет, особенно во время пандемии. В основном она касается американских галерей, т.к. в США в целом проще подарить музею произведение искусства, а от государства даритель за свою щедрость получает большие налоговые льготы. К примеру, к принципу «купи две, подари одну» прибегла галерея Hauser & Wirth в отношении художника Марка Бредфорда несколько лет назад, когда его работы стали стоить миллионы долларов. Т.е. условному коллекционеру предлагалось заплатить около $3 млн, но на руки получить при этом лишь одну работу, а вторую подарить. И тем не менее коллекционеры продолжали выстраиваться в очередь.

Эксперты арт-рынка сильно расходятся во мнениях насчет достоинств этой системы. С одной стороны, подобная практика, несомненно, на руку галереям и художникам. Они убивают сразу двух зайцев: получают от клиента вдвое больше денег и при этом создают произведениям автора музейный провенанс. Что касается коллекционеров, то при очевидно возрастающих с их стороны затратах, они все равно могут быть в плюсе. Если, к примеру, коллекционер приобретает на первичном рынке две работы автора по $100 тыс., но в итоге ту работу, что он получил на руки, перепродает на вторичном рынке за $800 тыс., он все равно в выигрыше. Что же до музеев, то им может достаться работа желаемого автора, на самостоятельную покупку которой у институции точно нет средств.

Но с другой стороны, по мнению скептиков, многие музейные сотрудники не особо рады подобным подаркам: они рассеивают целостность собрания и подрывают значимость музейных кураторов в формировании коллекции. Доходит даже до того, что иногда имя автора, чью работу дарят, музейным сотрудникам ничего не говорит (пусть даже на его работы в галерее выстраивается очередь). По мнению одного лондонского галериста, подобные подарки используются для построения фальшивых карьер: «все эти истории успеха часто сфабрикованы, они как карточный домик».

Источник: theartnewspaper.com



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх