Наследники коллекционера судятся с Городским музеем Амстердама за обладание картиной Кандинского
ARTinvestment.RU   15 января 2020

Картина, сегодня являющаяся объектом реституционного иска, была приобретена музеем на аукционе в 1940 году

Работу «Картина с домами», написанную Кандинским в 1909 году, пока еще можно увидеть в залах музея Стеделийк, Городского музея Амстердама, в стенах которого она находилась последние 80 лет.

Однако в скором времени ситуация может измениться: во вторник, 14 января, адвокат семьи Левенштейн, наследников коллекционера, до 1940 года владевшего картиной, представил в суд Амстердама документы, которые должны доказать, что именно они имеют право владения данной работой.

Это не первое разбирательство, связанное с определением владельца этой работы. В 2013-м и 2018-м годах государственный Комитет по реституции Нидерландов уже рассматривал вопрос о праве музея обладать этой картиной, но тогда наследники Левенштейна получили отказ.

Известно, что Эммануил Левенштейн (1870–1937), директор одноименного завода по производству швейных машин в Амстердаме, купил картину в свою коллекцию в 1920-х годах. Позже, в октябре 1940 года, эта картина была продана на аукционе Frederik Muller & Co в Амстердаме. По данным комитета по реституции, продавцами работы тогда выступили Роберт Левенштейн, сын и наследник коллекционера, и его жена Ирма Кляйн. Именно на этих торгах музей Стеделийк и приобрел картину за 160 гульденов. Адвокат наследников Левенштейна утверждает, что эта цена «лишь малая часть от первоначальной стоимости, которая составляла минимум 2000–3000 гульденов».

По данным комитета, ничего противозаконного в такой продаже не было, так как она, «вероятнее всего, была вызвана ухудшением финансового положения, в котором Левенштейн и его жена оказались после нападения Германии».

Однако адвокат наследников Аксель Хагедорн не согласен с этой точкой зрения. Он настаивает, что еще до аукциона Роберт Левенштейн с семьей бежал во Францию. «Он уже покинул Нидерланды, и финансовые операции в тот момент были невозможны», — говорит Хагедорн.

По словам Хагедорна, не было и речи о добровольной продаже. «Добровольная продажа произведений искусства (...) для евреев в 1940 году может быть названа странной. Еврейская семья, которая добровольно продает работу во время оккупации, — ерунда. Ни один еврейский арт-дилер не делал этого. Это настоящее воровство», — утверждает адвокат. Свои слова он подтверждает документами, включающими аудиторское заключение, которое показывает, что компания Lewenstein NV не находилась в плачевном финансовом положении в 1939 и 1940 годах. Соответственно, необходимости срочно продавать картину за столь малую часть ее настоящей цены у семьи Левенштейн не было.

По мнению Хагедорна и канадского представителя семьи Левенштейн Джеймса Палмера, предыдущее решение Комитета по реституции в пользу музея может быть обусловлено тем, что четверо из семи членов Комитета сотрудничают с музеем. Они являются членами бизнес-клуба музея, работают в офисе, который спонсирует музей, или помогали с выставками в музее. Поэтому их выводы относительно работы Кандинского могут быть «не беспристрастны».

Ожидается, что дело будет рассмотрено в суде Амстердама в течение этого года. А пока Музей Стеделийк и муниципалитет Амстердама объявили, что будут ждать решения суда. «Что касается заявлений о реституции, муниципалитет придерживается обязательных решений Комитета по реституции. В них говорится, что муниципалитет не обязан возвращать картину заявителям», — сообщается в их совместном ответе.

Источник: parool.nl


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20200115_kandinsky_amsterdam.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20200115_kandinsky_amsterdam.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх