«Икону с кухни» продали за $26 500 000
ARTinvestment.RU   29 октября 2019

По информации СМИ, гигантскую сумму (в 6 раз выше эстимейта) заплатил американский фонд Alana. Очевидно, его консультанты согласились, что доска, найденная на кухне, — это шедевр флорентийского живописца Чимабуэ, учителя Джотто

Мизансцена — классика для «шедевров с чердака». Древняя старушка, 90 лет. Нужда. И всего богатства-то — одна закопченная семейная икона на кухне. Но судьба владелицы драматически меняется, когда порог перешагивает специалист небольшого французского аукциона Acteon. Меткий глаз безошибочно определяет шедевр проторенессанса. Поначалу даже не верится, но догадку подтверждает эксперт из le Cabinet Turquin. Сенсация. На кухне французской бабушки сохранилась одна из утерянных досок старого алтаря кисти Чимабуэ. Единственная работа в частных руках. Несмотря на кухонный чад, живопись и позолота XIII века хорошо сохранились. А в доске обнаружены следы того же жучка, что в другой сохранившейся иконе из этого произведения. Так что сомнения — прочь. Дальше остается выбрать хороший аукцион. Но не жадничать. Самые дорогие — Christie’s и Sotheby’s — не надо. Кому ж тогда поручить? А зачем далеко ходить. Открытие шедевра принадлежит Actéon Hôtel des Ventes de Senlis. Значит, им и продавать. Но за сколько? Ясно, что за миллионы. Может, пять? Мало или много? Назвать четыре-шесть, а там видно будет. А дальше — надо ж такому быть: двадцать четыре миллиона сто восемьдесят тысяч евро! Чуть было не продешевили. Богатые американцы наголову разбили остальных претендентов. Сколько ж это будет в долларах? $26 813 000. Пресса всего мира взрывается овациями. Справедливость восторжествовала. Завистники посрамлены.


Хотя и не все готовы смирить гордыню, поверить в чудо, и признать поражение.

Ладно. Теперь серьезно. Чудеса порой случаются. Но недаром чудесные обретения с чердаков, подвалов и кухонь считаются если не «жупелом», то крепкой «группой риска». Производители фальшивок не всегда работают спустя рукава. Если речь и идет о многомиллионном куше (например, с авангардом), то поддельщики проявляют чудеса технологичности. Они кропотливо подбирают старые материалы, находят древние доски с утраченной живописью, собирают старинную краску с малоценных, плохо сохранившихся произведений. Уровень такой, что можно пройти технологию или хотя бы сделать так, чтобы у вещи оставался шанс. Но сложнее всего обмануть две вещи: глаз человека, разбирающегося в искусстве, и историю. Поэтому все мизансцены чудесного обретения обычно грешат банальными повторами: бабушка, вдова, чердак, подвал, военный трофей, генерал, несколько поколений в семье. Теперь вот кухня.

Про кухню интересно написал в своем фейсбуке искусствовед Кирилл Алексеев, человек, хорошо чувствующий живопись. Там интересны комментарии, поэтому ниже пост целиком — посмотрите.


А для тех, у кого мало времени, вот пара цитат.

Кирилл Алексеев: «…Чимабуэ был великим автором. Он начал “эмоциональную революцию” средневекового искусства. Тяжелые формы размягчились, насытились цветом и чувственной атмосферностью.

Позже, появится Джотто, который суммирует все достижения Чимабуэ. Его ангелы кричат, лица людей искажены переживанием, а ткани одежд зрительно передают характеры персонажей.

Так вот.

В этой работе эмоциональный настрой не соответствует проторенессансу. У Чимабуэ нет открытых проявлений чувств. У него метод средневековой постепенности. Это когда зритель принужден к долгому разглядыванию и все эффекты являются наблюдателю не очевидно, а путём долгого вглядывания в произведение.

На представленной работе все очень демонстративно. Шумно и излишне эффектно для проторенессанса.

По волосам, серым теням на лицах, поземи, элементам обуви можно ответственно предположить, что это балканская вещь 17-18 вв. Тогда в этом регионе делалось много “древних вариаций” на основе старых иконографий. В частности, миниатюр.

Да и провенанс этой вещи как-то не очень, прямо скажем совершенно неубедителен.

В частности, предыдущая владелица утверждала, что работа долгое время провела на кухне. Неизбежный жировой налёт и копоть весьма специфично влияют на темперную живопись. Появляются характерные подтеки, точечные загрязнения, а золото фона гибнет почти наверняка.

Мой вывод — массовая экспертная аберрация.

Этот Чимабуэ мог быть с равным успехом назван Дучче или мастером из Флемаля».

С ним, впрочем, не согласен Алексей Лидов, специалист по византийской живописи и человек, работавший экспертом миссии ЮНЕСКО в Косово, расследующей уничтожение сербского культурного наследия.

Лидов пишет так: «Ну, какие Балканы 17-18 вв.?! Ничего общего. Вещь стилистически очевидная — Италия рубеж 13–14 века, и на Чимабуэ очень похожа, хотя и вполне рядовая по достоинствам. Конечно, нельзя исключить классную подделку, но это легко проверяется по древесине доски. Другой вопрос, что аукционная цена несусветная, но разве нас этим удивишь?»

А может, и в самом деле? Ну, не стану портить вам удовольствие.

Источники: rg.ru, facebook.com


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20191029_icon_24mln.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20191029_icon_24mln.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх