Самая дорогая картина в мире пропала из виду
ARTinvestment.RU   01 апреля 2019

Сначала «Спасителя мира» не выставили, как собирались, в сентябре 2018 года в новом эмиратском «Лувре Абу-Даби». Дело житейское. Бывает, переносят, так как ждут более правильный момент. Но уж полночь близится, а Германа все нет

 

 

 

 

Внезапно газета «Нью-Йорк Таймс» задала простой вопрос: почему Леонардо бесследно исчез? И где сейчас «Спаситель мира»? Все-таки речь идет о самой дорогой картине, когда-либо в истории проданной на торгах.

И тут неожиданно выяснилось, что никто не знает. Ни музейщики, ни предполагаемые владельцы, ни власти. Или догадываются, но говорить не хотят.

Ясно, что Леонардо не тютьки съели, не мафия похитила, и не цунами смыло. А в остальном отчитываться, где да что с ней, никто не обязан. Речь идет о частной собственности, и новый владелец изначально избегал публичности. К тому же быстро выяснилось, что избыток внимания не всегда шел на пользу репутации знаменитой картины. В частности, наблюдателям и специалистам по-прежнему не дают покоя вопросы подлинности и степени вмешательства при реставрационных работах.

Тезисно изложим то, о чем написала «Нью-Йорк Таймс»:

1. Показ картины был запланирован в «Лувре Абу-Даби» на 18 сентября 2018 года. Но его отложили без объяснения причин. Руководство эмиратского Лувра не дало этому внятных объяснений.

2. Сотрудники эмиратского Лувра в частном порядке говорят, что местонахождение картины им неизвестно. Сотрудник парижского Лувра анонимно сообщил, что во французском музее тоже не в курсе, где сейчас Леонардо.

3. Дайен Модестини, профессор Института изящных искусств Нью-Йоркского университета и реставратор, работавшая над «Спасителем мира», не знает или не говорит, где находится картина.

4. Мартин Кемп, оксфордский искусствовед, изучавший картину, заявил, что не знает, где она.

5. Ранее эксперт Жак Франк, специалист по живописи Леонардо, отправил несколько писем президенту Франции Эммануэлю Макрону, в которых были изложены сомнения по поводу подлинности картины. Руководитель аппарата Макрона Франсуа-Ксавье Лаух написал в ответ, что президент с большим вниманием отнесся к этим предостережениям.

6. В статье припомнили существовавшие давно упреки к реставрации. Дескать, после обильного вмешательства картина теперь является в равной степени творением профессора Дайен Модестини. Женщина назвала эти обвинения чушью.

7. Саудовское посольство в Вашингтоне (предполагается, что фактическим покупателем картины был наследный принц Мухаммед бен Салман) не дало информации о местонахождении картины.

8. Да, вы правильно обратили внимание: предполагаемый фактический владелец — саудовский принц, а картину собирались выставлять в музее ОАЭ, то есть в соседней стране.

9. Да, вы правильно вспомнили: принца Мухаммеда бена Салмана американские спецслужбы считают возможным заказчиком убийства прошлой осенью диссидента Джамала Хашогги, обозревателя «Вашингтон пост». Считается, что он попал в засаду, был убит и был расчленен саудовскими агентами в консульстве в Стамбуле.

10. Последний раз след картины был замечен в Цюрихе осенью прошлого года. Модестини слышала, что страховая компания вызывала в Швейцарию эксперта по реставрации для осмотра картины. Но осмотр тогда не состоялся и с тех пор о Леонардо ни слуху, ни духу.

Собственно, основной вывод, которым можно сделать из статьи «Нью-Йорк Таймс», следующий: автор Дэвид Киркпатрик и его помощники опросили максимально широкий круг информированных людей, а также представителей официальных органов, и убедились: они ничего не знают или не хотят говорить. Что довольно странно и позволяет строить собственные умозрительные версии. Почему гипотетически могут прятать Леонардо? Например:

1. Саудовский владелец передумал отдавать заведомо выставочный блокбастер в музей соседней страны. Пригодится для развития собственной культурной инфраструктуры, да и еще много для чего.

2. Картину решили подвергнуть дополнительным всесторонним исследованиям подальше от чужих глаз, чтобы получить железобетонные доказательства подлинности и корректности реставрации. Гарантия Christie’s составляет пять лет, мало ли что.

3. Картину просто решили получше привести в порядок, подправить что-то в реставрации, продумать средства консервации и защиты. Все-таки ей больше 500 лет и в свое время крепко досталось от горе-реставраторов.

4. Предполагаемый владелец решил переждать, пока уляжется буря негативных публикаций, в которых упоминается его имя (в первую очередь о чудовищном преступлении в Стамбуле).

5. Инициатором переноса громкого публичного показа могли стать французские власти или сам французский Лувр, предоставивший свою лицензию музею в Абу-Даби. Почему? По репутационным соображениям. Музеям стало важно реноме тех, на чьи деньги проводятся громкие показы и прочие культурные мероприятия. Сейчас в западных странах началась настоящая кампания по отказу музеев от спонсорских денег. Например, набирает оборот скандал со спонсорством от семьи Саклеров, которые щедро жертвовали музеям. В их честь названы залы в Метрополитен, в том же Лувре и других музеях мира. Теперь непонятно, как с этим быть, после того как семейство было названо виновниками опиоидной эпидемии. А их пожертвования делались на деньги от продажи опасного оксиконтина, на который подсадили американцев. Другой пример — отказ лондонской Национальной галереи от спонсорских денег нефтехимической компании Shell, к которой есть претензии у защитников природы. Ранее по похожей причине пробежала кошка между Тейт и BP. Тенденция сильная. И скоро никому не захочется попадать под раздачу за неправильный выбор спонсоров.

Пока остается только гадать. Но интуиция подсказывает, что настоящая причина исчезновения Леонардо выяснится довольно скоро и будет до обидного банальной.

Источник: nytimes.com

Что еще почитать по теме на AI:
Лувр Абу-Даби внезапно отложил показ «Спасителя мира»;
Леонардо продан за $450 312 500.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20190401_Gde_Spasitel_Mira.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20190401_Gde_Spasitel_Mira.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
  • 12.03.2019 Эксперты: индустрия культуры приносит экономике США в 4 раза больше, чем сельхозпроизводство Такой вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 года Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным эндаументом искусств (NEA)
  • 12.03.2019 Художник недели. Павел Пепперштейн В «Гараже» открылась безбашенная постмодернистская выставка, по отзывам смелая вплоть до риска очередного вмешательства «возмущенной общественности». Бывший инспектор «Медицинской герменевтики» и литературный отец парторга Дунаева опять задал жару
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх