Вермеер: кто за реставрацию заплатил, тот картину первым и увидел
ARTinvestment.RU   05 марта 2012

Прежде чем отправить на выставку в Японию картину Вермеера «Дама в голубом, читающая письмо», амстердамский Рейксмузеум получил из Страны восходящего Солнца средства на ее реставрацию. Картине постарались вернуть первоначальную яркость красок

Посетители амстердамского Рейксмузеума вскоре смогут увидеть отреставрированную картину Яна Вермеера «Дама в голубом, читающая письмо» (1663–1664). Работа сейчас находится на временной выставке в Японии, благодаря которой и были собраны средства на обновление полотна. Столетие назад критик Ян Вет (Jan Veth) писал, что ни одна картина в мире не сравнится в благородстве и изяществе с этой девушкой в голубом. Однако годы взяли свое, и яркие голубые краски постепенно потускнели под слоем загрязнений. Реставрация вернула картине ее живой цвет, и 30 марта она снова предстанет в Амстердаме во всей красе.

В наши дни реставрировать полотно только для того, чтобы оно лучше смотрелось [а не для того, чтобы спасти его от разрушения, например], стало роскошью. Однако такая возможность появилась после того, как Япония попросила предоставить им работу Вермеера для временного экспонирования. Значительная сумма, полученная от японцев, помогла провести реставрацию в 2010, незадолго до отправки «Дамы в голубом» в Азию в рамках проекта «Общение: визуализация человеческих отношений в эпоху Вермеера». Эта выставка стартовала в июне 2011 года в Киото, затем отправилась в Художественный музей Мияги в городе Сендай, расположенном недалеко от эпицентра рокового землетрясения 11 марта. Однако музей почти не пострадал от природных стихий, и выставка Вермеера прошла там, как и было запланировано. Теперь проект до 14 марта показывают в Токио в Музее Бункамура.

Реставратор из Рейксмузеума Иге Верслипе (Ige Verslype) отметила, что картина «Дама в голубом» из-за предыдущих реставраций, последняя из которых проводилась в 1962 году, претерпела ряд существенных изменений. Пожелтевший лак, обесцвечивающая ретушь и бесчисленные частичные потери красочного слоя сильно исказили первоначальные голубые тона, изящные детали и общую читаемость работы.

Во время последней реставрации полотно впервые подвергли детальному исследованию, включавшему в том числе забор на анализ красочных пигментов. Большая часть старого лака и ретуши была аккуратно удалена. Во время восстановления картине старались максимально вернуть первоначальный вид.

Оказалось, что во время одной из прежних реставраций (предположительно, 1928 года) три маленьких белых пятнышка на скатерти ошибочно приняли за жемчужины — частый аксессуар на картинах Вермеера. «Жемчужины» прежние реставраторы подчеркнули желтым цветом. Однако последнее исследование показало, что это не жемчуг, а скорее солнечные блики, поэтому желтый цвет с них убрали.

Два значительных изменения были внесены в изображение стула в правом углу картины — опять же, чтобы исправить ошибки прежних реставраторов. На репродукции 1894 года видно, что одна из ножек стула в оригинале была толще, но ее заузили во время реставрации 1928 года. Реставраторы изучили, как выглядели подобные испанские стулья XVII века и, кроме того, обратили внимание на все другие стулья на картинах Вермеера. Затем, руководствуясь цветом исходного пигмента, ножку на полотне сделали более широкой внизу и немного сужающейся кверху. Кроме того, был обнаружен ряд закрашенных ранее латунных гвоздиков, идущих под сидением по ободку стула.

Сложней всего было снять слои загрязнений, чтобы вернуть изначальные краски. Особенно заметна перемена в тонах в том месте, где на голубое одеяние девушки падает тень. Теперь стало очевидно, что Вермеер использовал разные оттенки голубого для кофты девушки и для обшивки стульев. Директор Рейксмузеума Вим Пейбес (Wim Pijbes) называет преобразование полотна впечатляющим.

Источник: theartnewspaper.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20120305_vermeer.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20120305_vermeer.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх