В модели на портрете неизвестного мужчины распознали Уильяма Тернера
ARTinvestment.RU   18 августа 2010

Ученые идентифицировали красивого зрелого мужчину с портрета кисти Корнелиуса Варли с великим живописцем Джозефом Мэллордом Уильямом Тёрнером путем сопоставления изображения с посмертной маской художника

Ученые идентифицировали красивого зрелого мужчину с портрета кисти Корнелиуса Варли (Cornelius Varley) с великим живописцем Джозефом Мэллордом Уильямом Тёрнером путем сопоставления изображения с посмертной маской художника.

Спор о том, является ли это изображение портретом Тёрнера, длился два столетия. Слишком мало у исследователей было материала для сравнения. Живописец не любил позировать либо писать автопортреты. Первый из известных автопортретов акварелью был написан им в 15 лет по просьбе друзей семьи. Как вспоминала подруга семьи Тёрнеров Анна Дарт (Ann Dart), писал он его с неохотой. Он говорил, что рисовать такого маленького человека, как он, нет смысла: люди могут подумать, что, мол, эдакий коротышка не способен писать хорошие картины. В результате основными изображениями художника в возрасте около сорока лет до сей поры считались карикатуры, на которых современники изображали Тёрнера гротескным карликом с крючковатым носом и подбородком как у Петрушки.

Теперь появились доказательства того, что портрет Варли — первое не карикатурное изображение художника в зрелом возрасте. Сотрудница Университета Данди (Шотландия) — этот университет является ведущим центром в области судебно-медицинской идентификации по фотографиям, видео и останкам скелета — Келли Фриман (Kelly Freeman) сделала по портрету Варли плоскостной рисунок анфас и затем наложила его на объемное изображение, полученное путем лазерного сканирования посмертной маски Тёрнера.

С сопоставлением были сложности: на портрете Тёрнер изображен в возрасте около сорока лет (считается, что портрет был написан в 1815), а посмертная маска была сделана с 76-летнего старика, истощенного и потерявшего почти все зубы. Несмотря на это, Фриман нашла аналогии, такие как, например, идентичная форма глазных впадин и расстояние между верхней губой и носом.

Конечно, любой живописный портрет нельзя считать абсолютно достоверным изображением человека. Но вместе с тем именно на портрете Варли Тёрнер впервые показан реалистично. Это не комичный персонаж карикатур, а серьезный зрелый мужчина.

Теперь Келли Фриман надеется создать еще и объемный цветной портрет Тёрнера по посмертной маске.

Посмертную маску для исследования предоставила Национальная Портретная галерея, где хранится 624 портрета художников, но изображений Тёрнера среди них единицы. Есть лишь карандашные наброски, сделанные учениками во время лекций или выставок. Существует еще один портрет Тёрнера, написанный в 1838 году Джоном Линнелом (John Linnell). Тёрнер отказался позировать, и на портрете, написанном Линнелом по памяти, он предстает мужчиной с острым носом и, скорее всего, с лысиной, прикрытой зачесанными вбок волосами. В Тейт хранится один замечательный автопортрет Тернера, на котором он изображен 24-летним юношей с горящими глазами.

Ни одно из изображений не напоминает портрет Корнелиуса Варли, написанный с помощью изобретенного им в 1811 «графического телескопа». Этот оптический прибор был аналогом прибора Камера-люцида («Светлая комната»). «Телескоп» проецировал изображение на чистый лист бумаги так, что художник мог видеть одновременно поверхность листа и основные контуры предмета или модели. По ним он мог сделать довольно точный набросок. Но портрет, сделанный таким образом, все равно подразумевает позирование. Исследователь творчества Тёрнера Селби Виттингем (Selby Whittingham) предполагает, что художник согласился позировать, потому что был заинтригован, какого результата можно достичь с помощью «телескопа». И возможно, как живописец высокого статуса хотел иметь портрет, контрастирующий с оскорбительными карикатурами.

В наши дни, конечно, мало кто мог бы разделить опасения Тёрнера относительно неправильного восприятия современниками его внешности. Поклонники и исследователи его творчества рады любым крупицам информации о том, как он выглядел. И портрет Корнелиуса Варли, изображающий Тёрнера в расцвете лет, отныне безусловно займет в его иконографии важное место.

Источники: guardian.co.uk, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20100818_turner_portrait.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20100818_turner_portrait.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх