- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Оценка картины
- Реставрация иконы
- Старинные рисунки (карандаш) АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, экзамен, зачет
- Пономаренко Михаил Григорьевич, "Прибытие поезда"
- С.М.Каманин "Утро на Волге" (холст, масло, 1947 г.)
- Картина М.А.Фейгина
- Помогите узнать кто автор и оценить картину
- М.А.Фейгин, нечастый гость на форуме
- В.С.Казарин (1948-2021), нонконформизм
Американцу не вернут коллекцию плакатов, отобранную у его отца нацистами
ARTinvestment.RU 29 января 2010
Берлинский суд постановил, что коллекция Ханса Захса, до войны считавшаяся самым значительным собранием плакатов в мире, должна остаться в Немецком историческом музее
Германия не вернет американцу Петеру Захсу (Peter Sachs) коллекцию плакатов, отобранную у его отца нацистами. Таково постановление берлинского апелляционного суда, куда немецкое правительство обратилось после того, как в начале прошлого года Захс был признан законным владельцем произведений.
Собрание, насчитывающее более четырех тысяч плакатов, оценивается в 4,5 миллиона евро (6,3 миллиона долларов). До войны оно считалось самой значительной коллекцией плакатов в мире. Оно хранится в Немецком историческом музее. Судьи подтвердили, что плакаты принадлежат Захсу, но заявили, что он не может требовать реституции.
«Теперь немецкое правительство должно спросить у себя, хочет ли оно держать при себе имущество, которое по закону принадлежит наследнику жертвы Холокоста, — говорит адвокат Захса Маттиас Друба (Matthias Druba). — Представляете, если бы они сказали: “Это не мое, но я оставлю это у себя”. Решение [cуда] не освобождает [правительство] от обязанности поступать по совести».
Германия является одним из 44 государств, подписавших в 1998 году так называемые Вашингтонские положения о конфискованном нацистами искусстве. Согласно этому документу, власти стран обязуются тщательно исследовать провенансы находящихся в публичных собраниях «спорных» работ, публиковать о них информацию и призывать законных владельцев обращаться за ними, а также сделать свои архивы доступными для публики. Вашингтонские положения не имеют юридической силы, но их невыполнение может не очень хорошо сказаться на имидже государства.
Захс возмущается тем, что большинство плакатов из собрания его отца «прозябают» в обширных хранилищах музея и выставляются очень редко. Представители музея отвечают, что плакаты являются неотъемлемой частью музейной коллекции, насчитывающей 80 тысяч предметов. По их словам, даже те плакаты, что находятся в хранилищах, вовсе не лежат всеми забытые — их исследуют научные сотрудники. Но Захса эти объяснения не удовлетворяют.
Несколько лет назад американец уже пытался отвоевать плакаты у музея, но правительственная комиссия во главе с бывшей судьей Конституционного суда Юттой Лимбах (Jutta Limbach) отклонила его иск. Главным аргументом комиссии было то, что в 1961 году отец Захса, Ханс, получил от правительства Западной Германии компенсацию в 225 тысяч марок (около 50 тысяч долларов по тогдашнему курсу). В своем письме к другу он отметил, что считает компенсацию вполне адекватной. По словам адвоката Гэри Озена (Gary Osen), получая эти деньги, коллекционер думал, что все его собрание было украдено или уничтожено в годы войны (ему сообщили, что советские солдаты заворачивали в его плакаты колбасу и рыбу!). К тому же были прецеденты, когда музеи отдавали наследникам произведения, за которые уже была выплачена компенсация, — в обмен на ее возврат.
Ханс Захс родился в 1881 году. Свою коллекцию он начал собирать еще в школе. Он основал журнал под названием Das Plakat и общество поклонников плакатного искусства, а также устраивал выставки и выступал с лекциями. Захс коллекционировал афиши выставок, фильмов, кабаре, а также пропагандистские плакаты и рекламу различных товаров — очень редкие отпечатки, выпущенные небольшим тиражом. В его собрание входили произведения Анри де Тулуз-Лотрека (Henri de Toulouse-Lautrec), Альфонса Мухи (Alphonse Mucha), Жюля Шере (Jules Chéret), Василия Кандинского. 9 ноября 1938 года, во время печально знаменитой «Хрустальной ночи», Ханс Захс был арестован. Его отправили в концлагерь Заксенхаузен, расположенный к северу от Берлина. Гестаповцы сообщили ему, что министр пропаганды Геббельс хочет экспонировать его коллекцию, в то время насчитывавшую более 12 тысяч плакатов, в Музее Третьего рейха.
К счастью, собиратель пробыл в концлагере всего две недели — его супруга раздобыла британские визы, и Захс был отпущен на свободу. Вскоре он с женой и 14-месячным сыном уехал в Соединенные Штаты. Захсу удалось вывезти из страны несколько плакатов Тулуз-Лотрека, которые он был вынужден продать, чтобы прокормить семью. На родине коллекционер работал зубным врачом (в число его клиентов входили многие известные люди, например Альберт Эйнштейн), и в Америке ему удалось вернуться к профессии.
В 1966 году Захс узнал, что некоторые плакаты из его собрания находятся в одном из музеев Восточной Германии. Он не раз обращался туда с письмами, просил показать ему плакаты или привезти их на выставку в США, но власти неизменно отвечали ему отказом. Коллекционер умер в 1974 году, так и не увидев своих сокровищ. А в 2005 году его сын, пытаясь разыскать «выжившие» номера журнала Das Plakat, cовершенно случайно узнал о том, что плакаты входят в собрание Немецкого исторического музея.
Когда Петер Захс обратился в суд впервые, он потребовал у музея вернуть ему все плакаты из собрания отца. Во втором иске, поданном в марте 2008 года, был упомянут только один — афиша к фильму «Белокурая Венера». Но представители музея заявили, что этот плакат не входит в их коллекцию. Тогда Захс заявил, что хочет вернуть плакат к сатирическому журналу Simplissimus, который создал известный художник Томас Теодор Хайне (Thomas Theodor Heine). Работу ему вернули. Так был создан прецедент: если отдали одно произведение, то со временем можно отвоевать и другие. Но, как мы видим, немецкая Фемида распорядилась иначе. Впрочем, Захс и его адвокаты сдаваться не собираются — Маттиас Друба утверждает, что если Германия не «поступит по совести», то они и дальше будут предпринимать попытки вернуть плакаты, пусть даже им придется обращаться в Конституционный суд.
Берлинские судьи пока не опубликовали причины своего решения. Один из судей, Райнер Буллинг (Rainer Bulling), заявил, что у наследников Ханса Захса была возможность потребовать реституции плакатов сразу после воссоединения Германии, но почему-то они это не сделали.
Георг Хойбергер (Georg Heuberger), представитель Конференции по вопросам материальных претензий евреев к Германии, сказал, что дело Захса вообще не должно было рассматриваться в суде — если бы немецкое правительство стремилось соблюдать Вашингтонские положения, то оно бы договорилось с наследником полюбовно.
Источники:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20100129_sachs_poster_collection.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20100129_sachs_poster_collection.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 12.04.2024 Ключевые драйверы, определяющие вектор развития арт-рынка Азии По версии Artsy, ими являются арт-ярмарки Дели, Гонконга, Токио и Сеула
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Итоги AI Аукциона № 524 Общая выручка составила 14,3 млн рублей
- 05.04.2024 За £25 млн на Christie’s выставили картину Тициана Работа в свое время была похищена наполеоновскими войсками
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 26.03.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Личность Второй материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
- 11.04.2024 В Москве открывается второй выпуск ярмарки |catalog| В смотре примет участие более 50 галерей
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Оценка картины
- Реставрация иконы
- Старинные рисунки (карандаш) АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, экзамен, зачет
- Пономаренко Михаил Григорьевич, "Прибытие поезда"
- С.М.Каманин "Утро на Волге" (холст, масло, 1947 г.)
- Картина М.А.Фейгина
- Помогите узнать кто автор и оценить картину
- М.А.Фейгин, нечастый гость на форуме
- В.С.Казарин (1948-2021), нонконформизм