Art Investment

Персона недели: Борис Марковников

Когда-то его повергла в шок фраза Пабло Пикассо о том, что искусство умерло — художники остались. В качестве терапии Борис придумал собственный метод создания произведений. Движение к этому методу было долгим (Сергей Хачатуров)

Борис Владимирович Марковников родился в 1958 году. В 1978-м окончил Художественное училище Памяти 1905 года, спустя пять лет, в 1983-м, вступил в Союз художников СССР. В 1990 стал одним из основателей арт-группы «Полигон», однако продолжал творческую деятельность и вне группы, часто работал в качестве самостоятельного художника. В 2002-м удостоен Серебряной медали Российской Академии художеств, а в 2008-м номинировался на Премию Кандинского, одну из самых значимых премий в области современного актуального российского искусства. Лауреат первой премии 17-й Молодежной выставки Союза художников СССР (1986), первой премии Биеннале современного искусства в Софии (1988) и др.

Становление и Арт-группа «Полигон»

Становление Бориса Владимировича Марковникова пришлось на годы «перестройки», когда в СССР каноны соцреализма начали отходить на второй план, уступая место молодым течениям в искусстве. Новое дыхание получила абстракция, которая была избрана художником в качестве основного способа выражения в его живописных работах.

Приблизительно в это время вместе с Валерием Безрядиным, Евгением Вахтанговым, Александром Фониным и др. Марковников основал арт-группу «Полигон». Доля милитаризованности и агрессивности в названии группы очень важна. Однако художники воспринимали себя вне политической плоскости, воинственность воспринималась участниками в качестве средства борьбы против старых канонов в искусстве, молодые художники были настроены на продвижение новых философских постулатов и использование новых средств их выражения. Группа была сформирована на фундаменте не стилевого единства, а единства мировоззренческих основ. Благодаря стилевому плюрализму и обмену опытом с другими участниками группы Марковников получил возможность расширить свой художнический инструментарий: помимо излюбленной живописи, он обращается к коллажу, инсталляции созданию объектов.

Поиски собственного стиля

В начале 2000-х художественная рефлексия приводит Марковникова к многослойной абстрактной живописи, методом своей работы он избирает граттаж. Создавая свои полотна, художник наносит около 15 слоев масла и уже после этого подготовительного действия работает с процарапываниями, наносимыми черенком кисти. Он «распечатывает», раскрывает друг за другом живописные слои, консервируя смыслы каждого и связывая их между собой.

К каждой работе мастер подходит индивидуально, иногда процарапывания размещаются хаотрично, и выглядят как небольшие черточки, в других случаях обретают фигуративные черты. Так, на многих работах усматривается лики и образы, чаще всего аллегорические, связанные с религиозным контекстом.

«Диптих состоит из картины “Муж скорбей” и картины “Преображение”.

“Муж скорбей” — это поругание, издевательства и смерть Господа, оставленного всеми в ужасающем одиночестве. Всё это было с потрясающей точностью предсказано пророком Исайей задолго до самих событий (книга Пророка Исайи, глава 53).

Но должно было быть нечто, что помогло бы ученикам принять это как должное, как дело самого Бога. И это — явление Славы Божией, Его света в Преображении на горе Фавор. Он поднялся туда с тремя учениками и показал им Себя в прославленном виде: “… и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет” (Мф 17:2), “блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить” (Мк 9:3).

Как это можно нарисовать? Никак! И мне было тяжело понять, что я не могу нарисовать это, как невозможно нарисовать молнию, тишину, полную темноту и т.п.

Как быть? И я оттолкнулся от работы “Муж скорбей”, которая построена с использованием оптического эффекта: если рассматривать ее некоторое время не отрываясь, то вокруг синей зоны (лица) на красном фоне (пространство звенящего одиночества) возникает подвижный оранжевый ореол (световой эффект). Возникает желание закрыть глаза. И что мы видим внутренним зрением? Видим охристо-золотистый овал (Лик огненный) на интенсивном зеленом фоне (пространство торжества). Это и есть “преображение” из одного холста в другой. И если секунд двадцать посмотреть на второй холст, то потом, при закрытых глазах, мы “видим” первый холст. Эта цвето-оптическая закономерность и позволила мне затронуть тему “Преображения”.

Уничижение каким-то таинственным образом связано с величием, и эти холсты неразрывно связаны друг с другом. Их соседство позволяет даже без экспериментов с закрытием глаз выявить тайну созерцания, соединения и умиротворения» (Борис Марковников).

Живописные опыты Марковникова приближают его работы к интернациональной традиции минимализма и оптического искусства. Несмотря на, казалось бы, чуждую для русского художника традицию, мастер обращается к национальным корням, вкладывая в каждое свое произведение религиозно-философское содержание. В эпоху, нивелирующую индивидуальность, Борис Марковников через новое визуально обращается к архаичному в своем повествовании. Он ставит как перед собой, так и перед зрителем вечные вопросы, образуя прочную связь времен.

Диалог зрителя и художника является неотъемлемой частью работы мастера. Через универсальность своего абстрактного изображения художник передает «закодированный сигнал», выставляя исключительно тематические рамки. Этот семиотический сигнал получает зритель. В процессе «дешифровки» всех знаков и символов зритель постепенно начинает отвечать сам для себя как на глобальные, так и личные внутренние вопросы.

Борис Марковников живет и работает в Москве. Персональные выставки: «Неисследимы пути твоя, Господи!», галерея pop/off/art, Москва, «Шагреневая кожа. Бумажные вариации, галерея «НоМИ», Санкт-Петербург. Групповые выставки: «Арт — Москва», «Приключение Черного Квадрата», Государственный Русский музей, Санкт-Петербург и др.

«... Надо остановиться и вспомнить о художественной молитве.

Все мысли, страхи, предчувствия, гнев, сексуальность, все “хочу”, “могу”, “дайте”, “возьмите” всплывают, становятся более явными, выстраиваются в комбинации. Иногда соотношения бывают парадоксальными. Иногда из глубины появляется нечто, что вызывает очень сильное потрясение и — переживание. Настолько сильное, что невозможно не попробовать воссоздать его в материале.

Погрузись со мной в переживание, и ты будешь моим другом.

Сопереживай мне!

Чем сильнее переживание, тем лучше оно связано, с одной стороны, с первичным импульсом, а с другой — с путем, по которому зритель распознает это переживание, проходя через множество трудностей, подобно тому, как рыба-самка мечет намного больше икринок, чем в состоянии оплодотворить самец, а мальков появляется и того меньше.

Для меня “переживание” не только чувственная категория, вместе с ним приходит знание...» (Борис Марковников, 1997 год, markovnikov.ru).

После распада в эру нулевых группы «Полигон» в Марковникове «сохранилось убеждение, что искусство — бесконечный эксперимент, тяжкий труд и миссия, к которой должно отнестись с молитвенной серьезностью. Именно это знание и вера помогли ему справиться с брошенным Пикассо вызовом и дать на него достойный ответ. В чем-то этот честный ответ поддержан самой традицией нового российского абстракционизма, который создан в основном мастерами поколения 80-х. Для художников этого поколения священен материал, работа с ним, скрупулезное наблюдение, умение его не только видеть, но и словно бы слышать.

<…>

Борис Марковников считает, что путь добровольного согласия с тем, что искусства больше нет, остались лишь комментарии к нему, отчасти путь концептуализма — своего рода капитуляция. “Когда территория искусства становится только территорией умных людей, становится скучно. Это инженерия”.

<…>

Познание природы материала, изучение цветовых ландшафтов и даже, по собственному признанию Бориса Марковникова, цветных руин позволяют вспомнить о многих великих мастерах абстракции второй половины XX — начала нынешнего века: от Марко Ротко до Пьера Сулажа. Однако Борис Марковников остается верен себе. Не творит себе кумиров. До исступления заново экспериментирует с материалом. Остается художником. Даже когда искусство завершилось» (Сергей Хачатуров, mn.ru).


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20230417_markovnikov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20230417_markovnikov_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».