Айвазовский И.К.
Шишкин И.И.
Маковский А.В.
Маковский В.Е.
Кончаловский П.П.
Фальк Р.Р.
ARTinvestment.RU покупает работы
ведущих художников XIX-XX вв.
Нестеров М.В.
Плавинский Д.П.
Бенуа А.Н.
Немухин В.Н.
Серов В.А.
Зверев А.Т.
Саврасов А.К.
﴾XXI век﴿ ЯН Татьяна Владимировна (1965) Красный стол. 2007
Текущая ставка
35 000 RUB
Окончание торгов
07 Авг. 2020 12:00:00
﴾XXI век﴿ ВАУЛИН Алексей Николаевич (1974) Орбита жизни. 2013
Текущая ставка
20 000 RUB
Окончание торгов
07 Авг. 2020 12:00:00
ТЫРСА Николай Андреевич (1887–1942) Стоящая обнаженная. 1910-е
Текущая ставка
10 000 RUB
Окончание торгов
07 Авг. 2020 12:00:00

Персона недели / Аладдин Гарунов
ARTinvestment.RU   16 июля 2020

Аладдин Гарунов работает на стыке культур — на его холстах ведут диалог Восток и Запад, прошлое и будущее

Аладдин Гарунов родился в 1956 году в селе Укуз Курахского района (Дагестан). Учился на художественно-графическом факультете Дагестанского педагогического института, в 1977 году переехал в Москву. В 1985 году окончил МГХПУ им. С.Г.Строганова (отделение художественной обработки металла).

Александр Боровский, искусствовед, куратор, заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея, так характеризует ранние поиски художника: «Судя по авторским текстам и сравнительно ранним работам, Гарунов осваивал современное искусство в развитии, смене идей: сначала — нью-йоркская школа, затем — конкретное искусство и минимализм, думаю, поп-арт в его психоделических коннотациях. Вот где-то на этом этапе встретились два “укоренения”: в матрице национально-религиозного сознания и в современном художественном процессе. Интерес к нью-йоркской школе дал Гарунову многое: навыки дематериализации цвета и поверхности (в отличие от стереотипов тяжелой, “материальной” декоративности, которая у многих живописцев Кавказа и Средней Азии служила единственной альтернативой “крепкому фигуративизму»), возможности экспансии тактильного начала за счёт нарративного. Он высматривал (у Р. Мазервелла, Ф. Стеллы, Дж. Джонса) то, что ему особенно было важным: как нерепрезентативное — арабеск, свободный потек краски, ритмизованная структура живописных касаний — приобретает драматизированный или даже спиритуальный подтекст».

Еще в ранней, 1990-х годов живописи Гарунова, написанной свободными мазками, читается структура орнамента, и это не декоративные узоры, а образы, несущие смысл высказывания. Со временем художник начинает вкраплять в холсты предметы реального быта, заставляя их говорить на языке искусства. Начиналось все со старых фотографий, которые часто становились поводом для живописной композиции, они занимали небольшое место на плоскости холста, а живописная сюита раскрывала смысл и историю фотографии. Затем на холсте появились предметы — ткань, шнуры, керосинки и т.д., живопись кое-где переходила в рельеф. Строгановская школа оставила свой след. Этот выход в трехмерность, как говорит сам автор, стал для него чем-то естественным, органически присущим: «Мои работы всегда были связаны со скульптурой. И в плоских объектах меня интересует их восприятие в пространстве, я часто вводил в них реальные предметы, вещи. <…> Плоская картина всегда переживается мною, как предмет. Для меня все это по-своему живое».

Аладдин Гарунов уже тогда начал искать свой стиль, опираясь на искусство авангарда и культурные традиции родины. «Будучи студентом, записался в библиотеку иностранной литературы и сидел и скрупулезно изучал западные журналы, книги. Также мне очень нравится период 1920-х годов — Малевич, Кандинский, Родченко». Этот интерес к русскому авангарду, к формам и экспериментам 1920-х годов трансформировался в творчестве Гарунова: мы находим отсылки к нему в серии минималистских геометрических объектов из черной резины, где модулем становится квадрат (серия «Без названия», 2005), и в серии работ «Подражание Каабе»... Интересно, что эти иконы нового времени, зачастую пронизанные культурными и религиозными направляющими, всегда остаются в независимом поле искусства.

Со временем в работах Гарунова ковер обретает значение текста, знака или символа, с помощью которого художник рассуждает о национальной идентичности, глобализации и судьбах народов, современности и древней культуре («Пришельцы», серия «Этно-Техно» и др.). «Если мы не можем оторвать себя от своих ковров, — говорит художник, — надо хотя бы постараться не повторять их, а использовать». Во многих композициях мы находим элементы настоящих ковров или отсылки к ним — орнаментальные, композиционные. Ковер или другой предмет, например обувь, изъятые из быта человека, где они отжили свою жизнь, обретают новые смыслы.

В статье, посвященной проекту «Метафоры преодолеваемых расстояний» (2013/2014, Новый музей, СПб), Александр Боровский отмечает, что Гарунов изучил генеалогию своего рода — «агульско-лезгинского, по материнской линии, с затерянными во времени арабскими и еврейскими корнями, и географию его расселения по золотой окраине мусульманского мира — Средней Азии и Кавказу. Ему важен уклад родовой жизни в его горской и равнинной версиях. Он знает “этнику” в материальных реалиях — артефактах, ремеслах и пр.». Знание и понимание традиций, пластического языка родной культуры, канонов ее искусства органично вплетаются в ткань художественного произведения Аладдина Гарунова («Стелю ковер под ваши ноги» из серии «Среда обитания», «Пространство обитания» и др.).

Его работы представляют собой сильные высказывания, в них предметы традиционной культуры попадают в среду современного искусства, населенную современными урбанистическими материалами, например резиной. Еще в 1990-е, когда Аладдин жил в Сергиевом Посаде и однажды оказался на заводе резинотехнических изделий, он «был прямо заворожен: свойствами материала, его пластичностью, своеобразной чистотой. Там он буквально заполнял все вокруг».

Вместе с тем резина — искусственна, она не участвует в естественных циклах, как и большинство современных материалов. У Гарунова все они ассоциируются с общественными идеями, настолько же вечными, насколько и бесполезными после использования. Но цивилизация не умеет эффективно демонстрировать и утилизировать отходы. Она экстенсивна и агрессивна по своей сути настолько, что продукт цивилизации поглощает саму цивилизацию. Автор размышляет о том, что, возможно, человечество где-то оступилось, выбрало наиболее простой и скорый путь, и в результате мегаполис стал формой жизни, а ее продуктом — каучуково-химический мусор. И пространство жизни сдавливается со всех сторон черными полосами однородной никчемной массы.

И в то же время, демонстрируя изнанку цивилизации через ее продукт, техногенную деградацию, Гарунов не теряет надежды. Его надежда основана на культуре и религии. Его работы пропитаны восточным мистицизмом. Огромные три полотна посвящены сакральному опыту дервишей. Их танец, по мнению художника, имеет общие корни с актом художественного творения, то есть сознательного погружения в бессознательное. В своих «Суфиях» для передачи этого процесса художник избрал форму триптиха, позволяющую воспроизвести преобразование, развитие человека. В частях триптиха меняется фон, меняется цвет фигур — так передается течение времени, очевидно, меняется время суток, меняется внутреннее состояние персонажей.

Проекты «Зикр» и «Зикр 2» (зикр — исламская духовная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей прославление Бога. ru.wikipedia.org) были представлены в 2009 и 2011 годах. Они состояли из работ, посвященных исламским духовным практикам, таинству молитвы, обрядности. «Оставаясь художником и мусульманином, я больше интересуюсь проблемами духовного бытия человека в современном индустриальном жестком мире. Парадоксально, что эти два противоположных понятия соседствуют, соприкасаясь и влияя друг на друга. Я исполнил Зикр художника, используя атрибуты двух противоположных миров. Это еще и противопоставление двух цивилизационных моделей: технически развитого Запада и традиционно патриархального и духовного Востока». В ассамбляжах «Зикров», подобно многократному экстатическому повторению определенных молитвенных формул, прослеживается один мотив: столкновение черной резиновой холодной глади и поверхности ковра, мягкого и ворсистого.

За проектами «Зикр» в 2012 году последовал проект «Святые», посвященный знаковым образам христианства, изображенным в лаконичной и обобщенной манере поп-арта с использованием аэрозолей и резиновых поверхностей. В ближайшем будущем, возможно, стоит ждать продолжения. Если появится на свет серия, связанная с буддизмом и его традициями, то, вероятно, можно будет увидеть полный цикл, посвященный мировым религиям.

Сегодня Гарунов признанный современный художник, он чаще обращается к формам тотальной инсталляции, к новым медиа и перформансу. Финалист двух премий Кандинского в 2010 и 2012 годах. Участник многочисленных выставок и арт-ярмарок. Его работы показывались в Майами, Дубае, Париже, Венеции и др.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20200716_garunov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20200716_garunov_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх