Персона недели / Аладдин Гарунов
Аладдин Гарунов работает на стыке культур — на его холстах ведут диалог Восток и Запад, прошлое и будущее
Аладдин Гарунов родился в 1956 году в селе Укуз Курахского района (Дагестан). Учился на художественно-графическом факультете Дагестанского педагогического института, в 1977 году переехал в Москву. В 1985 году окончил МГХПУ им. С.Г.Строганова (отделение художественной обработки металла).
Александр Боровский, искусствовед, куратор, заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея, так характеризует ранние поиски художника: «Судя по авторским текстам и сравнительно ранним работам, Гарунов осваивал современное искусство в развитии, смене идей: сначала — нью-йоркская школа, затем — конкретное искусство и минимализм, думаю, поп-арт в его психоделических коннотациях. Вот где-то на этом этапе встретились два “укоренения”: в матрице национально-религиозного сознания и в современном художественном процессе. Интерес к нью-йоркской школе дал Гарунову многое: навыки дематериализации цвета и поверхности (в отличие от стереотипов тяжелой, “материальной” декоративности, которая у многих живописцев Кавказа и Средней Азии служила единственной альтернативой “крепкому фигуративизму»), возможности экспансии тактильного начала за счёт нарративного. Он высматривал (у Р. Мазервелла, Ф. Стеллы, Дж. Джонса) то, что ему особенно было важным: как нерепрезентативное — арабеск, свободный потек краски, ритмизованная структура живописных касаний — приобретает драматизированный или даже спиритуальный подтекст».
Еще в ранней, 1990-х годов живописи Гарунова, написанной свободными мазками, читается структура орнамента, и это не декоративные узоры, а образы, несущие смысл высказывания. Со временем художник начинает вкраплять в холсты предметы реального быта, заставляя их говорить на языке искусства. Начиналось все со старых фотографий, которые часто становились поводом для живописной композиции, они занимали небольшое место на плоскости холста, а живописная сюита раскрывала смысл и историю фотографии. Затем на холсте появились предметы — ткань, шнуры, керосинки и т.д., живопись кое-где переходила в рельеф. Строгановская школа оставила свой след. Этот выход в трехмерность, как говорит сам автор, стал для него чем-то естественным, органически присущим: «Мои работы всегда были связаны со скульптурой. И в плоских объектах меня интересует их восприятие в пространстве, я часто вводил в них реальные предметы, вещи. <…> Плоская картина всегда переживается мною, как предмет. Для меня все это по-своему живое».
Аладдин Гарунов уже тогда начал искать свой стиль, опираясь на искусство авангарда и культурные традиции родины. «Будучи студентом, записался в библиотеку иностранной литературы и сидел и скрупулезно изучал западные журналы, книги. Также мне очень нравится период 1920-х годов — Малевич, Кандинский, Родченко». Этот интерес к русскому авангарду, к формам и экспериментам 1920-х годов трансформировался в творчестве Гарунова: мы находим отсылки к нему в серии минималистских геометрических объектов из черной резины, где модулем становится квадрат (серия «Без названия», 2005), и в серии работ «Подражание Каабе»... Интересно, что эти иконы нового времени, зачастую пронизанные культурными и религиозными направляющими, всегда остаются в независимом поле искусства.
Со временем в работах Гарунова ковер обретает значение текста, знака или символа, с помощью которого художник рассуждает о национальной идентичности, глобализации и судьбах народов, современности и древней культуре («Пришельцы», серия «Этно-Техно» и др.). «Если мы не можем оторвать себя от своих ковров, — говорит художник, — надо хотя бы постараться не повторять их, а использовать». Во многих композициях мы находим элементы настоящих ковров или отсылки к ним — орнаментальные, композиционные. Ковер или другой предмет, например обувь, изъятые из быта человека, где они отжили свою жизнь, обретают новые смыслы.
В статье, посвященной проекту «Метафоры преодолеваемых расстояний» (2013/2014, Новый музей, СПб), Александр Боровский отмечает, что Гарунов изучил генеалогию своего рода — «агульско-лезгинского, по материнской линии, с затерянными во времени арабскими и еврейскими корнями, и географию его расселения по золотой окраине мусульманского мира — Средней Азии и Кавказу. Ему важен уклад родовой жизни в его горской и равнинной версиях. Он знает “этнику” в материальных реалиях — артефактах, ремеслах и пр.». Знание и понимание традиций, пластического языка родной культуры, канонов ее искусства органично вплетаются в ткань художественного произведения Аладдина Гарунова («Стелю ковер под ваши ноги» из серии «Среда обитания», «Пространство обитания» и др.).
Его работы представляют собой сильные высказывания, в них предметы традиционной культуры попадают в среду современного искусства, населенную современными урбанистическими материалами, например резиной. Еще в 1990-е, когда Аладдин жил в Сергиевом Посаде и однажды оказался на заводе резинотехнических изделий, он «был прямо заворожен: свойствами материала, его пластичностью, своеобразной чистотой. Там он буквально заполнял все вокруг».
Вместе с тем резина — искусственна, она не участвует в естественных циклах, как и большинство современных материалов. У Гарунова все они ассоциируются с общественными идеями, настолько же вечными, насколько и бесполезными после использования. Но цивилизация не умеет эффективно демонстрировать и утилизировать отходы. Она экстенсивна и агрессивна по своей сути настолько, что продукт цивилизации поглощает саму цивилизацию. Автор размышляет о том, что, возможно, человечество где-то оступилось, выбрало наиболее простой и скорый путь, и в результате мегаполис стал формой жизни, а ее продуктом — каучуково-химический мусор. И пространство жизни сдавливается со всех сторон черными полосами однородной никчемной массы.
И в то же время, демонстрируя изнанку цивилизации через ее продукт, техногенную деградацию, Гарунов не теряет надежды. Его надежда основана на культуре и религии. Его работы пропитаны восточным мистицизмом. Огромные три полотна посвящены сакральному опыту дервишей. Их танец, по мнению художника, имеет общие корни с актом художественного творения, то есть сознательного погружения в бессознательное. В своих «Суфиях» для передачи этого процесса художник избрал форму триптиха, позволяющую воспроизвести преобразование, развитие человека. В частях триптиха меняется фон, меняется цвет фигур — так передается течение времени, очевидно, меняется время суток, меняется внутреннее состояние персонажей.
Проекты «Зикр» и «Зикр 2» (зикр — исламская духовная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей прославление Бога. ru.wikipedia.org) были представлены в 2009 и 2011 годах. Они состояли из работ, посвященных исламским духовным практикам, таинству молитвы, обрядности. «Оставаясь художником и мусульманином, я больше интересуюсь проблемами духовного бытия человека в современном индустриальном жестком мире. Парадоксально, что эти два противоположных понятия соседствуют, соприкасаясь и влияя друг на друга. Я исполнил Зикр художника, используя атрибуты двух противоположных миров. Это еще и противопоставление двух цивилизационных моделей: технически развитого Запада и традиционно патриархального и духовного Востока». В ассамбляжах «Зикров», подобно многократному экстатическому повторению определенных молитвенных формул, прослеживается один мотив: столкновение черной резиновой холодной глади и поверхности ковра, мягкого и ворсистого.
За проектами «Зикр» в 2012 году последовал проект «Святые», посвященный знаковым образам христианства, изображенным в лаконичной и обобщенной манере поп-арта с использованием аэрозолей и резиновых поверхностей. В ближайшем будущем, возможно, стоит ждать продолжения. Если появится на свет серия, связанная с буддизмом и его традициями, то, вероятно, можно будет увидеть полный цикл, посвященный мировым религиям.
Сегодня Гарунов признанный современный художник, он чаще обращается к формам тотальной инсталляции, к новым медиа и перформансу. Финалист двух премий Кандинского в 2010 и 2012 годах. Участник многочисленных выставок и арт-ярмарок. Его работы показывались в Майами, Дубае, Париже, Венеции и др.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20200716_garunov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20200716_garunov_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.