Число частных музеев неуклонно растет
ARTinvestment.RU   15 июля 2010

Собиратели современного искусства все чаще строят собственные музеи, чтобы явить миру свои коллекции, доселе хранившиеся взаперти

Собиратели современного искусства все чаще строят собственные музеи, чтобы явить миру свои коллекции, доселе хранившиеся взаперти.

Коллекционеры покупают произведения искусства в таком количестве, что их многочисленные виллы и дома уже не могут их вместить. Но вместо того, чтобы хранить в подвалах то, чему не хватило места на стенах и в залах, они предпочитают поделиться видом своих приобретений с народом. Личные музеи ультрабогатых коллекционеров даже получили свое название — «Эго-зеи».

В то время как государственные учреждения страдают от сокращения бюджетного финансирования и недостатка спонсорской помощи, все большее число частных коллекционеров приобретают произведения современного искусства. Цены на аукционах взлетели до небес, и национальные музеи зачастую не выдерживают конкуренции с частными капиталами.

Богатые собиратели из Мексики и Китая, Греции и Австралии строят грандиозные планы насчет музеев собственного имени, отражающих их особые вкусы в искусстве, хоть и сводящиеся зачастую к наиболее популярным Дэмиену Херсту (Damien Hirst), Трейси Эмин (Tracey Emin) и Крису Офили (Chris Ofili). Большинство таких частных музеев можно посетить бесплатно. А вот государственные галереи Великобритании, наоборот, собираются повышать плату за входные билеты.

В начале июля Чарльз Саатчи (Charles Saatchi) решил преподнести свою галерею в дар государству. И многие другие готовы последовать его примеру.

Дэвид Робертс (David Roberts), сын простого шотландского моряка, сделавший карьеру на строительстве индивидуальных жилых домов, в свои 53 года входит в число ведущих британских коллекционеров. Собрав за последние 15 лет около двух тысяч работ современных художников, включая произведения Трейси Эмин и Марка Квинна (Marc Quinn), коллекционер планирует в будущем году открыть частную галерею в северном округе Лондона Камдене. Несмотря на то что Робертс частенько предоставляет другим музеям произведения из своей коллекции, 80 процентов его собрания хранится на закрытом складе, где его личный куратор следит за состоянием работ.

В своем интервью Дэвид Робертс замечает: «Если у тебя есть много любимых произведений, сидящих под замком, тебе хочется показать их другим. Если ты даешь их музеям или предоставляешь в долгосрочную аренду, нельзя быть уверенным в том, что работы будут экспонироваться постоянно».

Дэвид Уолш (David Walsh) из Австралии, по роду занятий математик и профессиональный игрок, а в свободное время увлеченный коллекционер, планирует открыть свой музей в столице острова Тасмания Хобарте. Уолш инвестирует 44,5 миллиона фунтов в строительство музея для своей коллекции стоимостью в 58,5 миллиона фунтов. В его собрании представлены работы Криса Офили, братьев Чепменов (Chapman brothers) и Дженни Савиль (Jenny Saville).

Трехэтажное железобетонное здание музея площадью 6000 квадратных метров должно открыться для посетителей в январе 2011. В экспозиции будет представлено провокационное искусство на тему смерти и религии. Уолш выставит «Святую Деву Марию» Криса Офили, где Богоматерь изображена чернокожей, работу Стефена Шанабрука (Stephen Shanabrook) «По дороге на небеса», которая представляет собой вылепленные из шоколада изуродованные тела террористов-смертников, и другие провокационные работы.

Когда у Уолша поинтересовались, хочет ли он шокировать публику своей экспозицией, коллекционер ответил: «Будет странно, если кто-то не будет ею шокирован. Или мы уже смирились с тем, кем мы стали?»

Своим взглядом на общую тенденцию возникновения частных музеев поделился старший специалист Sotheby’s по современному искусству Оливер Баркер (Oliver Barker). По его мнению, когда коллекционеры просто предоставляют свои произведения в публичные музеи, они не принимают «творческого участия» в процессе их экспонирования, в отличие от ситуации с частным музеем, в котором они могут организовать выставочное пространство на свой вкус и цвет. «Такие коллекционеры, как подруга Абрамовича Дарья Жукова, открывшая галерею в бывшем автобусном гараже, способны проводить выставки мирового класса. В настоящее время организованная Дарьей выставка Марка Ротко — одна из лучших мировых выставок современного искусства», — утверждает Баркер. Эта выставка открылась 23 апреля 2010 в Центре современной культуры «Гараж».

Дарья Жукова уже заявила о намерении построить вторую галерею. Планируют организовать свои музеи Бернар Арно (Bernard Arnault), владелец Louis Vuitton, и Элис Уолтон (Alice Walton), наследница крупнейшей в мире розничной сети Wal-Mart. Дэмиен Херст также собирается открыть для публики свои запасники с работами Джеффа Кунса (Jeff Koons), Трейси Эмин и собственными произведениями.

Среди тех, кто уже открыл свои галереи на территории Великобритании, — семья миллиардеров Заблудович (Anita and Poju Zabludowicz). Приспособив часовню на северо-западе Лондона под свой музей, они выставили коллекцию из двух тысяч работ. Внимание они уделяют молодым авторам, таким как лауреат премии Тёрнера Кейт Тайсон (Keith Tyson) и Грэхэм Хадсон (Graham Hudson).

Число коллекционеров, готовых заплатить более миллиона долларов за отдельное произведение искусства, за последние десять лет выросло в шесть раз. Поэтому мы вполне можем ожидать дальнейшего роста количества частных музеев. А перейдет ли это количество в качество — покажет время.

Читайте также: Миллионеры предпочитают искусство

Источники: guardian.co.uk, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/stories/20100715__private_museums.html
https://artinvestment.ru/en/invest/stories/20100715__private_museums.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх