Итоги торгов «Среди коллекционеров» 21 марта: выручка превысила 25 миллионов рублей
ARTinvestment.RU   26 марта 2018

Коллекцию советского и современного российского фарфора раскупили на 60,4 % по лотам и на 78 % по деньгам

Вечер среды 21 марта стал праздником для всех любителей фарфора и фаянса: в аукционном доме «Среди коллекционеров» прошли торги, которые точно войдут в историю этого коллекционного направления в России. Аукцион «Авторский и малотиражный советский и постсоветский фарфор и фаянс» стал не только самым успешным в истории аукционного дома «Среди коллекционеров» (как по выручке, так и по процентам продаж), но и первым в России аукционом, посвященным исключительно советскому и современному российскому фарфору. Похоже, что именно такие фарфоровые и фаянсовые изделия — самые востребованные у покупателей.

Результаты говорят сами за себя: суммарная выручка 25,4 млн руб. составила 78 % от среднего суммарного эстимейта коллекции — 32,6 млн руб. Большая часть лотов разошлась по ценам выше эстимейтов, многие — выше в несколько раз, а то и в десятки раз. Всего продано было 229 лотов из 379 (60,4 %). В зале на протяжении почти всего аукциона, затянувшегося на целых четыре часа (несмотря на то, что лотов было не 500, не 600, а 379), присутствовало около двух десятков коллекционеров и дилеров. Не праздных наблюдателей, уж точно. Все очные участники активно торговались. Онлайн-биддеры, числом около 30, в активности им не уступали. Но все усилия этих участников, как правило, были тщетны: их ставки упорно перебивали телефонные покупатели. Точнее, всего один телефонный покупатель, к которому, по моим приблизительным подсчетам, ушло свыше 100 лотов аукциона. Общая картина продаж следующая: телефонные покупатели приобрели около 54 % от всех проданных лотов; онлайн-игроки выиграли 33 % лотов; в 8 % случаев сыграли очные ставки, а в 5 % — заочные.

Первый раздел каталога, посвященный довоенному советскому фарфору (1917–1941 гг.), раскупили на 53 % (нашли новых владельцев 19 лотов из 36). При этом выручка стринга составила 7,59 млн руб — 69 % от эстимейта. Первый же лот — агитационная фарфоровая тарелка ГФЗ 1921 года с надписью «Мир хижинам — война дворцам» на немецком языке авторства Михаила Михайлович Адамовича — была продана за 1 млн руб. телефонному участнику (старт 990 тыс. руб.). Далее, по стартовым ценам, за 299 тыс. руб. и 170 тыс. руб. соответственно, ушли две редкие фарфоровые скульптуры Натальи Данько 1920-х годов — хана Гирея из триптиха «Бахчисарайский фонтан» (купили по Интернету) и китайской богини милосердия Гуань-Инь (приобрели по телефону). Две чайные пары с росписью Алексея Воробьевского к 10-летию Октября ушли в Интернет по старту за 950 тыс. руб.

Раскупили подборку из пяти фарфоровых скульптур ведущего мастера ЛФЗ Таисии Сергеевны Кучкиной (1909–1942), погибшей в блокадном Ленинграде. Её запоминающиеся образы юннатов были распроданы с превышением оценки — всякий раз телефонный покупатель перебарывал настойчивых онлайн-игроков. Со 135 до 250 тыс. руб. торговались интернет с телефоном за скульптуру «Девочка с кошкой и собакой» (по модели 1938 г.). Со 175 до 240 тыс. руб. поднялась в цене фигурка «Девочка с курицей и цыплятами» (по модели 1937 г.). За 400 тыс. руб. ушла редкая фигурка «Девочка с кошкой» (стартовая цена 380 тыс. руб.). Миниатюрная (высота всего 6,8 см) «Девочка с теленком» ушла с молотка за 150 тыс. руб. (оценка 135 тыс. руб.). Наконец, фигурка «Девочка с кроликами» досталась все тому же телефонному покупателю за 60 тыс. руб. при старте с 55 тыс. руб.

Еще в стринге довоенного фарфора упомянуть можно продажу по старту за 380 тыс. руб. скульптуры «Плясунья» (ЛФЗ, 1930-е гг.) по модели Бориса Михайловича Кустодиева. А топ-лотом в разделе стала ваза «Будёновцы» 1935 года с росписью художницы Любови Карловны Блак (1908–1983). Ваза редкая, более известен чайный сервиз с росписью Блак на тот же сюжет. Первая ставка на вазу поступила из Интернета, но победной стала все же следующая телефонная ставка — 1,75 млн руб.

Следующий большой раздел каталога был посвящен разнообразному советскому фарфору, выпущенному с 1940-х до 1991 года. Здесь продано было 85 лотов из 136 (62,5 %) на 13,83 млн руб. (82 % от среднего суммарного эстимейта раздела). Лоты по большей части без торга уходили к телефонному покупателю. Но за некоторые позиции «кровопролитные сражения» (по выражению аукциониста Сергея) все же разыгрывались. Например, за скульптурную композицию легендарной художницы Дулёвского фарфорового завода Асты Бржезицкой «Репетиция “Ревизора” в народном театре» (1969–1970 г.) интернет спорил с телефоном с 780 тыс. руб. до 2,4 млн руб. Этот авторский экземпляр скульптуры, таким образом, превысил стартовую оценку в три раза и стал топ-лотом всего аукциона. Победа, как вы могли догадаться, снова была на стороне телефона.

Стремительным был торг за скульптуру Марии Холодной «Девочка с гусем», созданную на Конаковском фаянсовом заводе в конце 1940-х — 1950-е гг. Интернет упорно пытался перебить заочную ставку. Отступили онлайн-игроки лишь на отметке в 550 тыс. руб., оставив далеко позади стартовую цену 290 тыс. руб.

Очные игроки, как правило, вступали в спор за не самые дорогие, но определенно очень милые вещицы. К примеру, за симпатичного «Зверька» дулёвского скульптора П. М. Кожина торговались с 14 до 25 тыс. руб., а за пару упоров для книг в виде латвийских девушек торг с 5,5 тыс. руб. дошел до 20 тыс. руб. Но оба раза зал телефону проигрывал. Интернет переспорил телефонного игрока в борьбе за очаровательную миниатюру (высота 6 см) «Утешает» 1940-х гг. скульптора ЛФЗ Г. С. Столбовой. Трогательная сценка с девочкой, утешающей маленького братишку, со старта в 230 тыс. руб. поднялась в цене до 300 тыс. руб. В споре за лот 96 — скульптуру «Мальчик на ослике» завода Вербилки авторства К. В. Поповой — онлайн-игрокам пришлось торговаться с телефонным покупателем с 99 до 190 тыс. руб., и их упорство оказалось вознаграждено: лот ушел виртуальному игроку.

Еще одна работа Асты Бржезицкой (автора композиции «Ревизор») превысила оценку почти в 8 раз. Декоративный флакон «Крыса» из серии «Восточный календарь» (Дулёвский фарфоровый завод, 1983) в споре участника в зале, нескольких онлайн-игроков и телефона вырос в цене с 11,5 до 85 тыс. руб. Выиграл интернет. Далее, две работы еще одной художницы Дулёвского фарфорового завода, Галины Дмитриевны Чечулиной, ушли с хорошим превышением старта. Авторские экземпляры скульптур из серии «Потеха» — «Скоморох с гармошкой» и «Скоморох с балалайкой» — были проданы за 110 и 140 тыс. руб. соответственно (стартовая оценка в обоих случаях составляла по 85 тыс. руб.).

После небольшого и очень своевременного перерыва торги продолжились стрингами работ, сгруппированными по авторам. Выставлялись сплошь авторские экземпляры, всегда более востребованные у коллекционеров. Первый же стринг — произведений из собрания скульпторов Ю. Б. Ганрио, И. В. Ганрио и Н. Н. Ганрио — распродан был на 85 % (продали 58 из 68 лотов). Но гораздо сильней здесь впечатляет суммарная выручка — 1,76 млн руб., или 328 % от суммарной оценки стринга!

За каждый практически лот здесь разворачивалась нешуточная борьба между очными, онлайн- и телефонными игроками. К примеру, с легкостью превысили стартовую оценку в 10 раз две декоративные пепельницы Юрия Борисовича Ганрио: авторский экземпляр пепельницы «Красное с золотом» ушел за 20 тыс. руб. при старте с 2 тыс. руб., а пепельница «Лошадка» (личный экземпляр) досталась новому владельцу за 50 тыс. руб. при старте с 5 тыс. руб. За 75 тыс. руб. ушел заварочный чайник в красную и синюю полоску Дмитровского завода (стартовая оценка 4 тыс. руб.). С 15 до 80 тыс. руб. торговали декоративный комплект «Алый» из 7 предметов авторства Ю. Б. Ганрио. Наконец, с 16 до 170 тыс. руб. вырос в цене декоративный чайник «50 лет Юрию Борисовичу Ганрио» с автографами коллег мастера-фарфориста.

На работах Нелли Николаевны Ганрио оживился интернет, а телефон взял недолгую паузу. Несколько лотов удалось отвоевать залу. Пару раз сыграла заочка. К примеру, за 75 тыс. руб. была продана по заочной ставке скульптура «Кот сидящий» Нелли Ганрио — при том, что стартовали с 5 тыс. руб. Еще один кот — на этот раз идущий — ушел по заочной ставке за 60 тыс. руб. (оценка 5 тыс. руб.). Произвел впечатление уход комплекта из двух чайников «Веселый» Ю. Б. Ганрио. Спорили три участника в зале, интернет, но телефон все равно оказался настойчивей. Цена молотка 90 тыс. руб. со старта 14 тыс. руб.

Топ-лотом же в стринге работ из коллекции фарфористов Ю. Б. Ганрио, И. В. Ганрио и Н. Н. Ганрио стало произведение даже не их авторства. Главным событием стринга стала происходящая из собрания Ганрио скульптура «Мальчик с поросёнком» авторства художника Дулёвского фарфорового завода, ученика В. Е. Татлина Алексея Георгиевича Сотникова (1904–1989). Авторский экземпляр 1940–50-х годов с 16 тыс. руб. торговали два участника в зале, интернет и телефон. Достойно, до 260 тыс. руб. боролся один из очных игроков, однако следующая ставка в 280 тыс. руб. склонила-таки чашу весов на сторону телефонного участника. Итого лот превысил оценку в 17,5 раза!

Последующие стринги авторского фарфора были совсем небольшими — в основном, не более 10 лотов. Как раз 10 лотов работ художницы Рижского фарфорового завода Антонины Пашкевич (1951) распродан был на 100 %. Декоративные лотки с изображениями омаров, кальмаров, осьминогов, камбалы и других обитателей подводного мира, а также фигурки «Катюша» и «Танцовщица» принесли суммарно почти 118 тыс. руб. (188 % от оценки стринга).

Без внимания остались 5 работ Г. А. В. Трауготов. Далее, купили 3 из 4 работ В. А. Сергеева. Из 18 работ художника Б. Е. Калиты, изготовленных на Дмитровском фарфоровом заводе, продано было 5. Самым дорогим стал чайный сервиз тет-а-тет 1992 года выпуска: за 110 тыс. руб. его приобрел телефонный покупатель. Следующий автор — украинский скульптор В. И. Щербина — был представлен 10 работами, из которых купили 6, причем некоторые — дороже эстимейтов. Например, скульптуру «Коробейник» со старта 40 тыс. руб. доторговали до 70 тыс.

Заключительные стринги современного фарфора ЛФЗ/ИФЗ и книг уже не столь важны для понимания общей картины торгов, которая и без того впечатляющая. Категория советского фарфора и фаянса после наблюдения за столь живым аукционом представляется одной из самых сильных на современном рынке. В особенности когда речь идёт об авторском фарфоре малой тиражности и хорошей сохранности. Будем надеяться, что следующий специализированный аукцион фарфора и фаянса «Среди коллекционеров» порадует нас не менее, а то и более разнообразной подборкой лотов.



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх