Торги «Литфонда» 15 марта принесли больше 17,5 млн руб.
ARTinvestment.RU   20 марта 2018

Каталог был распродан на 56 %. Выручка составила 72,6 % от среднего суммарного эстимейта. Среди топ-лотов — автографы Мандельштама, Ахматовой и Бродского, а также редкое «Сочинение о морских еволюциях» за 2,8 млн руб.

То, что букинистические торги в «Литфонде» в этот раз будут проходить «долго и весело», аукционист Елена Горская точно предсказала еще где-то в районе сотого лота. За веселье отвечали прежде всего сама остроумная Елена и пребывавшие в благодушном настроении букинисты, а за 3-часовую продолжительность торгов поблагодарить можно все тех же 15–18 очных игроков, а также составивших им немалую конкуренцию 6 десятков онлайн-участников. Без заочных и телефонных ставок также не обошлось в этот вечер.

Итого продано было 233 лота из 417 (56 %) на 17,56 млн руб. (72,6 % от среднего суммарного эстимейта 24,1 млн руб.). Доли участия разных категорий покупателей распределились следующим образом: по Интернету ушло 104 лота (44 % от всех проданных); залу досталось 60 лотов, или 26 %; телефон и заочка выиграли, соответственно, 37 и 32 лота (16 % и 14 %). За три часа аукционного времени зрители в зале и по Интернету (есть и такая категория — наблюдающих за торгами онлайн, но не регистрирующихся) повидали немало захватывающих торгов за лоты.

Начнем с самых дорогих, именуемых на западный манер топ-лотами. Под восьмым номером выставлялось редкое издание труда французского ученого Петра Госта «Искусство военных флотов, или Сочинение о морских еволюциях…» в переводе Ивана Голенищева-Кутузова (СПб.: При Морском Шляхетном Кадетском корпусе, 1764). Эта книга была первым и долгое время единственным распространенным в Российской империи пособием по тактике морского боя. На российские торги «Искусство военных флотов» выставлялось впервые, поэтому проявленный онлайн- и телефонным участниками интерес неудивителен. Торги стартовали с 2,2 млн руб. по Интернету и шагами по 200 тыс. руб. достигли в итоге отметки 2,8 млн руб. Лот выиграл телефонный покупатель.

Еще один топ-лот — не меньшая редкость — 14-метровый (!) свиток с панорамой Невского проспекта (СПб.: Изд. Прево, 1830–1835. ≈ 1410 × 21 см.). Подобные литографированные панорамы были популярны во времена Гоголя и Пушкина, ими украшали дома, дарили близким и друзьям. Известно, к примеру, что такую панораму в 1836 году Н. В. Гоголь отправил в подарок своей матери. Представленный на торги экземпляр панорамы, дублированный на ткань, приобрел за 1,5 млн руб. телефонный покупатель (оценка лота 1,4–1,5 млн руб.).

Традиционно востребованы у покупателей были автографы поэтов Серебряного века. Сразу три лота, связанные с Анной Ахматовой, вошли в топ-10 лотов аукциона «Литфонда» 15 марта. Самой дорогой стала подборка, включавшая первую книгу стихов «Вечер» (тираж 300 экз.) и первое издание второй книги Ахматовой «Четки», раннюю копию «Поэмы без героя» и другие издания — всего 13 позиций. Особый интерес представляет здесь автограф фрагмента стихотворения «Годовщину веселую празднуй», посвященного Ахматовой возлюбленному, Владимиру Гаршину. За эту подборку покупатель по телефону заплатил 1,7 млн руб. (оценка 1,6–1,7 млн руб.). Затем за 700 тыс. руб. (оценка 650–700 тыс. руб.) телефонным игроком была приобретена еще одна машинописная копия «Поэмы без героя» с авторскими правками и вставками. И наконец, за 330 тыс. руб. при старте с 280 тыс. руб. к игроку в Интернете ушла рукопись Ахматовой на двух листах с материалами к автобиографии, датируемая, предположительно, 1963 годом.

Один из самых зрелищных споров разгорелся за автограф Осипа Мандельштама 1911 года на нотах оперы Бетховена «Фиделио». В дарственной надписи некой «Александре Александровне» Мандельштам цитирует в несколько измененном виде строфу из своего стихотворения «Невыразимая печаль» 1909 года: «Немного красного вина... / Немного солнечного мая / И потянулась оживая / Тончайших пальцев белизна» (в поздних редакциях третья строчка звучит как «и, тоненький бисквит ломая»). В борьбу за автограф вступили один из постоянных собирателей автографов Серебряного века в зале и конкурент в Интернете. При заявленном нижнем эстимейте 300 тыс. руб. торги тем не менее стартовали сразу с 420 тыс. руб. Шагами в 10-20-25 тыс. руб. достигли отметки 525 тыс. руб. В этот момент онлайн-игрок заколебался. Затянувшуюся паузу зал отметил так: «за калькулятором пошёл». Сделанную таки ответную ставку в 550 тыс. руб. расценили как то, что «калькулятор нашли», а значит, торги могут продолжаться. Итоговый результат — 675 тыс. руб. — в два с лишним раза превысил верхний эстимейт (320 тыс. руб.). Лот после продолжительной борьбы достался очному покупателю.

Еще один автограф — даже двойной — разыграли снова между интернетом и залом. Речь об автографах Владимира Маяковского и Давида Бурлюка на титульном листе книги Маяковского «Про это» (лот 254). Посвящение Маяковского Давид Давидович (в инскрипте поэт назвал его «Додичкой») в 1961 году переслал тамбовскому коллекционеру и своему восторженному почитателю Николаю Алексеевичу Никифорову (Никифорову-Бурлюку, 1914–2003), заметив при этом, что «их [автографов] у меня еще, кажется, есть два тех же лет, когда он [Маяковский] рвался в Америку». Лот за 420 тыс. руб. приобрел очный покупатель (оценка 400–420 тыс. руб.).

За 600 тыс. руб. по старту игроком в зале был куплен лист с рисунками и подписью: «Рисовал Иосиф Бродский к Новому 66-му году». Поэт посвятил рисунки друзьям — семейству Ардовых-Ольшевских, в чьем доме на Большой Ордынке часто бывал. На обороте листа стихотворение: «Новый год / Для кого Рождество. / Для кого морока. / Новый год, для кого / Продолженье срока», отсылающее к тому периоду, когда Бродского приговорили к 5 годам принудительных работ за «тунеядство». Отбывания наказания поэту, впрочем, удалось избежать, поступив на работу в Группком переводчиков при Ленинградском отделении Союза писателей СССР. К слову, этот же автограф осенью 2015 года уже продавался на торгах — правда, в тот раз цена молотка составила 2,4 млн руб. Нужно отдать должное сдатчику, назначившему при этом адекватный эстимейт в изменившейся за три года экономической ситуации.

Помимо гарантированных хитов, упомянем и пару лотов, чей стремительный ценовой рост стал неожиданностью если не для участников, то, по всей видимости, для организаторов, т.к. назначенную до торгов оценку этим лотам удалось превзойти в 11–13 раз! Это, во-первых, экземпляр азбуки А. Горобца «Из деревни» 1922 года, составленной по передовой для того времени методике целых слов. Азбуки, а тем более столь редкие (на торги выставлялось первое издание — «в продаже не находимое») являются предметом постоянного собирательского интереса малочисленной группы коллекционеров. В этот раз заинтересованных было двое. Но и этого оказалось достаточно, чтобы превысить оценку лота 35–37 тыс. руб. в 11 раз! Торговались по телефонам. Лот достался победителю за 420 тыс. руб.

Замыкает десятку самых дорогих лотов букинистического аукциона в «Литфонде» 15 марта неожиданный топ-лот. Порой выбор букинистических предпочтений участников бывает весьма экзотическим. Думаю, мало кто догадывался, на что способна одна небольшая (96 страниц) книга 1901 года издания посвященная теме обрезания. Да, вы прочитали правильно. Книгу доктора Мес. В. Погорельского «Обрезание. Происхождение, польза и производство этой операции» (3-е изд., доп. СПб.: Тип. Э. Арнгольда, 1901. 96 с. 19 × 12 см.) торговали сразу несколько онлайн-игроков. Да с каким азартом торговали! Те, кто следил за ходом аукциона в Интернете, сообщили, что количество наблюдающих за торгом онлайн превысило сотню человек. Из них зарегистрированных участников было 64, остальным было, видимо, просто интересно, чем дело кончится. Очные участники в этот раз заняли позицию наблюдателей и комментаторов. Много шуток отпущено было в адрес книги доктора Погорельского и желающих её приобрести, но цитировать эти комментарии воздержусь — из соображений цензуры. В итоге со старта в 15 тыс. руб. цена молотка возросла до 200 тыс. руб., т.е. нижний эстимейт превышен был в 13 раз. Победителя, безусловно, стоит поздравить с приобретением столь востребованного, как оказалось, пособия.

О многих стрингах еще можно бы было написать: хорошо продавались антикварные карты, советские плакаты 1920-х годов, российские политические плакаты 1990-х, etc. Но, чем «растекаться здесь мысью по древу», порекомендую читателям просто насладиться личным участием в аукционном действе. Тем более что в «Литфонде» на подходе уже следующий аукцион — изобразительного искусства и ДПИ. Он пройдет во Всемирный день театра — в субботу, 24 марта, в 19 часов.



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх