Букинистика и история освоения космоса в «Литфонде»
ARTinvestment.RU   26 апреля 2017

В День космонавтики, 12 апреля, аукционный дом «Литфонд» провел 52-е в своей истории торги

Аукцион, выпавший на праздничный день, вышел не совсем обычным: непривычным был и день проведения торгов — среда, вместо традиционной субботы, и сам формат каталога. Отказавшись от традиционной общей темы всего каталога, устроители аукциона объединили под одной обложкой две самостоятельные сессии. В первой — букинистической — сессии участникам предложили 325 лотов в традиционном формате редких книг, автографов, фотографий и открыток. Вторая сессия — тематическая: «Дню космонавтики посвящается…Редкие коллекционные предметы на тему авиации и космонавтики», в нее вошло 49 лотов. Объединяла обе части каталога, пожалуй, лишь сквозная нумерация лотов.

Но обо всем по порядку. Каталог аукциона, в сумме включивший в себя 374 лота, удалось представить публике всего за два часа. Надо ли говорить, что большая часть этого времени ушла на розыгрыш первой сессии. Общие же цифры по всем 374 лотам таковы: в ходе 52-го аукциона «Литфонда» на торги было выставлено 369 лотов (12 лотов были сняты с аукциона до старта торгов), из которых продано 145 лотов (39,3 % каталога). Общая выручка составила чуть менее 13 млн рублей, или 29,5 % от среднего эстимейта каталога.

Но есть один нюанс. Организаторы торгов рискнули включить в состав каталога лот с рекордно высокой предварительной оценкой для рынка букинистики последних месяцев, если не лет. Речь идет о целой коллекции уникальных документов — рукописей, списков, фотографий и книг, связанных с жизнью и смертью Сергея Есенина (всего 33 наименования), выставленных одним лотом (лот 179). Каждая часть этой коллекции ценна сама по себе, но собранные вместе, все эти вещи обладают не только коллекционной, но и исторической ценностью, и не удивительно, что оценили лот соответственно его уровню — в 18–20 млн рублей. Как говорится, кто не рискует, тот не пьет шампанского. Очевидно, 12 апреля время для шампанского в «Литфонде» пока не настало. Но шаг очень смелый и заслуживает уважения (если не трепета перед уровнем есенинского архива).

Если пойти на небольшую хитрость и исключить из расчетов эстимейт этого 179 лота, то мы получим уже совершенно привычную для «Литфонда» и желанную для многих других аукционных домов картину: почти 40 % реализованных лотов, проданных на сумму в 52 % среднего эстимейта.

Любопытное статистическое наблюдение: почти 30 человек, собравшиеся в зале, и почти 40, участвовавшие в торгах в режиме реального времени, проявили в этот раз почти равную активность: в зал ушло 48 из 145 проданных лотов, в Интернет — 50. Еще 25 лотов приобрели по телефону, и 22 лота досталось заочным участникам.

А теперь обратимся к результатам каждой сессии.

Итак, к началу первой, букинистической сессии торгов, к семи часам вечера, в аукционном зале «Литфонда» собралось около трех десятков человек. Еще 22 участника с самого первого лота наблюдали за ходом торгов в режиме реального времени, в пиковые моменты — во время розыгрыша второй сотни лотов — количество онлайн-участников возросло до 39.

Из 320 лотов первой сессии с молотка ушло 136 (42,5 %) на общую сумму чуть менее 12,5 млн рублей, или 30 % от среднего суммарного эстимейта лотов (54,7 %, если не считать лот 179). Интернету и залу досталось по 47 покупок, 25 лотов было приобретено по телефону и 17 — с помощью заочных ставок. Значимой цены молотка в 1 млн рублей достигли (или превысили) сразу пять лотов первой части каталога, а общая сумма продажи 10 самых дорогих лотов составила более 70 % всей выручки дня, или 9,35 млн рублей.

Cамым дорогим в тот вечер стал лот 33а — рукопись стихотворения Льва Александровича Мея «Жид» 1860 года. Со старта в 500 тысяч рублей в спор за автограф вступили сразу зал, интернет и телефон, быстрыми шагами добравшиеся до суммы в 1,5 млн рублей. После полуторамиллионной ставки участники торга шли вдумчиво, осторожно, по полшага. Что, впрочем, не помешало добраться до 2,1 млн рублей, за которые рукопись досталась участнику в зале.

Второй по стоимости лот — тоже стихи и тоже рукопись — разыграли между собой пара телефонов и заочная ставка. Рукопись первой части «Поэмы без героя» Анны Андреевны Ахматовой, 18 страниц текста на 11 листах, над которыми она работала в период с 1940 по 1962 год (лот 254), стартовав с 800 тысяч рублей по заочной ставке, была продана несколько десятков шагов спустя по телефону за 1,45 млн рублей.

На третьем месте в ценовом рейтинге вечера — сочинение «Почта духов, или Ученая, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами» Ивана Андреевича Крылова (лот 9). Начав торги с 1,2 млн рублей, книга, авторство которой за резкость и смелость обличительной манеры текстов одно время приписывалось А. Радищеву, была продана «всего» на полшага дороже — за 1,25 млн рублей.

Наиболее же впечатляющим ростом цены относительно старта запомнились следующие лоты. В два раза выше старта, за 1 млн рублей ровно был продан по телефону лот 56 — дезидерата русского библиофила, полный, бесцензурный экземпляр издания «Записки о моей жизни» редактора издания «Северная пчела» Николая Ивановича Греча. Книга, вышедшая в санкт-петербургском издательстве Суворина в 1886 году, подверглась жесточайшей цензуре: было сделано 45 купюр, замененных отточием. Известно, что издателю удалось отпечатать для себя и друзей всего 10 бесцензурных вариантов. Отсюда — такая цена и желание иметь эту редкую книгу.

В 3,5 раза выше старта была продана за 350 тысяч рублей книжная редкость совсем другой тематики — азбука на русском, французском и немецком языках, иллюстрированная гравюрами с ручной раскраской «Детский гостинец, или Новые забавы в их обществе», вышедшая в типографии Плюшара в 1813 году (лот 13).

И наконец, 10-кратным ростом цены относительно старта отметился лот 319 —книга «Футбол сквозь годы» Николая Петровича Старостина с дарственной надписью начальнику спортивно-технического отдела ФК «Спартак-Москва» Валерию Жиляеву: с 2 тысяч рублей старта, в борьбе зала и сразу нескольких онлайн-участников, лот был продан в Интернет за 20 тысяч рублей.

К началу второй сессии торгов атмосфера, да и состав участников в аукционном зале заметно изменились: в зале осталось меньше десяти человек, а число участников в Интернете сократилось до двух с половиной десятков. Что, конечно, не могло не сказаться на результатах: из 49 лотов второй, «космической» сессии новых владельцев обрело лишь 9, причем 5 из них куплены по стартовым заочным ставкам. Еще три лота купил интернет, и один был продан в зал. Общая выручка составила 458 тысяч рублей, из которых 300 тысяч — цена молотка одного из 9 проданных лотов. Именно по этой, наивысшей для второй части каталога цене новому владельцу в Интернете достался лот 372 — живописный вид из космоса на нашу планету, масло на холсте «Над Каспийским морем», созданное художником Андреем Соколовым в 1993 году.

Чувствуете разницу? Вот что бывает, когда части каталога формируются неравномерно и когда лоты самой узкой тематической направленности (даже очень интересные) выходят на торги в девятом часу вечера в среду, в надежде, что случайный поклонник космической темы решит переждать продажу не интересных лично ему трех сотен лотов более общей тематики и включится в торги. Снова хочется вспомнить о риске и шампанском. И снова сделать вывод: не в этот раз.

Ну что же, за исключением некоторых общих моментов, можно считать, что аукцион прошел хорошо. В некоторых аспектах — даже замечательно. С чем мы «Литфонд» и поздравляем. А риск — дело благородное, и кто знает, какими потрясающими успехами подобные задумки организаторов могут обернуться в следующий раз.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20170426_litfund_12_april.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20170426_litfund_12_april.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх