Картина Александра Герасимова ушла за 3,7 млн руб. на торгах «Русской эмали» 4 марта
ARTinvestment.RU   16 марта 2017

Всего минувший аукцион русского и западноевропейского искусства принес свыше 13 млн руб. С молотка ушло 47 % лотов

К началу аукциона в зале было яблоку негде упасть. Вспомнилось недавнее исследование американских (не британских, заметьте) ученых о том, что лучшая погода для проведения аукционов — прохладная и солнечная. Такой расклад в небесной канцелярии благоприятным образом влияет на покупателей: они в хорошем настроении, бодры и полны покупательского азарта. Суббота 4 марта выдалась как раз такой — прохладной и солнечной. В итоге было около 25–30 человек в зале (не все четыре часа торгов, конечно, до финала досидели только самые стойкие) и еще от 20 до 30 игроков онлайн. Добавим к ним еще около 15 биддеров, делавших покупки по телефону, и некоторое число заочных претендентов и получим свыше семи десятков человек, принявших участие в торгах тем или иным способом. Согласитесь, цифра внушительная для аукциона, проходящего в России.

А насколько внушительным оказался результат аукциона при такой высокой явке — давайте посмотрим. С молотка ушло 248 лотов из 526 (47 %) на общую сумму 13,1 млн руб. (48,4 % от среднего суммарного эстимейта всего аукциона). И это без учета послеаукционных продаж, которые, если судить по информации на сайте аукционного дома, внесли весомый вклад в общую выручку. Для аукциона изобразительного и декоративно-прикладного искусства, проходящего на территории РФ да еще и в текущих экономических условиях — статистика воодушевляющая. О здоровье арт-рынка говорят не громкие рекорды (хотя они больше всех запоминаются), а стабильный уровень продаж работ в доступном и среднем ценовом сегменте широкому кругу покупателей. Ежедневная кропотливая работа таких пчелок аукционного рынка, как «Русская эмаль», помогает ввести в аукционный оборот огромное количество доступных по цене вещей и привлечь все больше новых коллекционеров. На минувших торгах больше всего лотов досталось телефонным покупателям — 104. Онлайн приобретено было 56 лотов. По заочным ставкам ушло 49 лотов. Наконец, очные участники купили 39 лотов.

Первая часть торгов традиционно посвящена была изобразительному искусству. В рамках открытых торгов продано было 38 % раздела (97 лотов из 255) на общую сумму около 7,3 млн руб. (практически половина от суммарной оценки всех произведений). Еще десять лотов на общую сумму около 140 тыс. руб. было продано после аукциона. Больше половины выручки раздела ИЗО обеспечила продажа топ-лота дня — натюрморта Александра Герасимова «Букет сирени» 1918 года (лот 45). За работу музейного значения торговались два претендента по телефону. В итоге этот солнечный, радостный натюрморт (или даже жанровая картина, если учитывать небольшое изображение девочки на заднем плане, сидящей к нам спиной то ли за чтением, то ли за рисованием) дошел в борьбе ставок до результата 3,695 млн руб. (оценка 3,295–3,5 млн руб.).

Живописная и графическая подборка каталога вообще отличалась какой-то особой праздничностью (видимо, в преддверии 8 марта): много было цветочных натюрмортов (одних букетов сирени, помимо Герасимова, было еще штуки две), весенне-летних пейзажей (как русских классических, так и южных экзотических). Запомнилась, к примеру, продажа натюрморта с букетом белых хризантем и сочным арбузом (лот 66). Несмотря на то, что работа значилась произведением неизвестного автора (Россия, 1930-е), два телефона и игрок в зале спорили за нее с 20 до 70 тыс. руб. Не иначе, эти трое имели представление о том, чья это может быть работа. Или попросту не устояли перед её очарованием. Выиграл один из телефонных игроков.

Похожая ситуация сложилась с «Крымским пейзажем» неизвестного художника начала ХХ века (лот 38): в споре интернета, телефона, зала вид из южного парка на море удвоил предварительную оценку (эстимейт 15–17 тыс. руб.; результат 30 тыс. руб.). А работу другого неизвестного художника начала ХХ века, под названием «Дама на прогулке» (лот 36), игрок в зале приобрел по старту за 60 тыс. руб.

Так что результат не всегда зависит от степени известности автора. Хотя она, конечно, играет роль немаловажную. Из именитых и заслуженных можно упомянуть Леонарда Туржанского, чей небольшой пейзаж «Сумерки» 1922 года (лот 51) был продан по старту за 236 тыс. руб., живописца Евгения Лансере, чей пейзаж темперой с видом мощной крепости где-то в Закавказье (лот 60) по заочной ставке приобрели за 260 тыс. руб., Наталию Гончарову с четырьмя успешно реализованными офортами (лоты 54–57), Владимира Лебедева, все шесть автолитографий которого (лоты 147–152) с торгом были выкуплены одним телефонным игроком.

Наиболее любопытным был стринг «Искусство XXI века», замыкавший раздел живописи и графики. Авторы по большей части не были знакомы широкой публике, а цены на них при этом были сопоставимые с ценами на художников известных в контемпорари-сегменте (диапазон от 30 до 100 тыс. руб.). Но не будем здесь вновь затевать дискуссию на тему «Как построить рынок современному художнику» (ставить ли его по скромным ценам и продавать, или ставить по высоким, держать фасон и не продавать) — тема уже, по большей части, исчерпана, а для кого-то может быть и болезненна. Просто посчитаем: из 17 работ стринга «Искусство XXI века» продали 6, причем все продажи произошли по заочным ставкам либо через Интернет. Самой дорогой стала работа Марии Агуреевой из серии «Сitius! Altius! Fortius!» (лот 255): по заочной ставке по старту её купили за 106 тыс. руб. Почти столько же (100 тыс. руб.) заплатил онлайн-участник за работу Софьи Гавриловой «Шурфы» (лот 254). Вместе с ними новых владельцев нашли работы Ксении Сорокиной (59 тыс. руб.), Алексея Корси (44 тыс. руб.), Светланы Максимовой (30 тыс. руб.) и Фёдора Кривцова (24 тыс. руб.).

От изобразительного искусства перешли к декоративно-прикладному. Суммарно раздел икон и ДПИ распродан был на 56 % по лотам (151 лот из 271) и 47 % по деньгам (выручка свыше 5,8 млн руб. против 12,4 млн руб. суммарного эстимейта).

Очень спокойно прошел стринг икон (лоты 256–269). Куплено было только четыре иконы, причем три из них стоили в пределах 3 тыс. руб., и только икона «Господь Вседержитель» (предположительно, работы палехских мастеров) была куплена через Интернет по старту за 120 тыс. руб.

Интересней было в стринге изделий из серебра (лоты 270–339). Продана ровно половина лотов (35 из 70) на сумму почти 2 млн руб. (свыше 50 % от среднего суммарного эстимейта). За хрустальную с серебряной крышкой шкатулку с изображением ирисов фирмы Фаберже (лот 284) телефонный покупатель торговался с заочной ставкой вплоть до 135 тыс. руб. (при старте 75 тыс. руб.). Еще одним предметом спора телефона и заочки стала серебряная позолоченная кружка, изготовленная в 1845 петербургским мастером финского происхождения Эриком Вильгельмом Сельстромом (лот 298). При оценке 25–45 тыс. руб. торг по заочной ставке стартовал сразу с 50 тыс. руб., а дошел до 63 тыс. руб. Полномочия заочной ставки были исчерпаны, и кружка досталась телефонному участнику. Следующий же лот (299-й) тоже вызвал борьбу: украшенная эмалью сухарница ушла к телефонному игроку вдвое выше старта (эстимейт 80–95 тыс. руб.; результат 160 тыс. руб.). Удвоил эстимейт также и украшенный эмалью портсигар 1880-х годов (лот 311): в споре двух телефонов он подорожал с 45–55 до 95 тыс. руб.

Хорошо встретили коллекционеры стринг ювелирных украшений (лоты 340–376). Продано 67 % лотов (22 из 37), выручка достигла 1,5 млн руб. (60 % от оценки). Число участников онлайн достигло 30 человек, но больше всего украшений все равно купили игроки по телефону. Борьба за многие лоты была серьезной. Например, открывавшие стринг скромные бусы из янтаря в споре ставок подорожали с 6 до 40 тыс. руб. (лот 340). За колечко с алмазами и сапфирами (Франция, первая треть XX века, лот 358) зал с заочкой спорили до 140 тыс. руб. (оценка 90–95 тыс. руб.). А шедший следом медальон в стиле модерн с алмазами и сапфирами российского производства (Москва, мастер — монограммист «СП», 1908–1917) разыграли телефон и интернет: в итоге лот достался телефонному участнику за 170 тыс. руб. при оценке 100–125 тыс. руб.

Два самых дорогих лота стринга ювелирных украшений (две пары сережек с бриллиантами, лоты 370 и 371) были оставлены напоследок. За золотые серьги с камнями старой огранки (Россия, конец XIX века) интернет, телефон и зал боролись до 260 тыс. руб. (оценка 190–198 тыс. руб.). Победителем вышел интернет-игрок. Это была одна из самых внушительных покупок, сделанных онлайн на этих торгах. Вторая пара серег — «Малины» (Москва, 1908–1917) — стартовала и ушла по заочной ставке за 300 тыс. руб. (оценка 269–285 тыс. руб.).

Из всех видов декоративно-прикладного искусства на торгах «Русской эмали» лучше всех себя чувствовал фарфор (лоты 377–452). В этом стринге — самом объемном в разделе ДПИ — продано 76 % лотов (58 из 76) на 1,3 млн руб., или 74 % от эстимейта стринга. Всех сделок по ценам выше эстимейтов не перечислишь (да и не стоит этого делать). Отметим только, что многие лоты были куплены онлайн-участниками (21 лот ушел в Интернет и 24 лота — к телефонным игрокам). Одна в этом всем была беда — скорость этих самых интернет-ставок. Паузы между аукционными шагами порой длились по 5–10 секунд, что сильно гасило темп торгов и лишало последних сил тех, кто наблюдал за происходящим из зала. Дело ли тут в скорости Интернета (а она для таких целей должна быть на высоте) или в неспешности биддеров — мы не знаем, однако будем надеяться, что эту проблему организаторам удастся как-то решить, ведь каталоги торгов тоньше не становятся, а число интернет-игроков только растет.

Завершались торги стрингами стекла и разнообразных предметов — от мебели до лаковых шкатулок. На всем этом удалось выручить еще свыше 900 тыс. руб.

Торги 4 марта еще раз показали, что аукционный дом «Русская эмаль» на сегодняшний день является основным игроком на рынке декоративно-прикладного искусства (продажа почти 60 % лотов внушает доверие). Что же до изобразительного искусства, подборка в этот раз показалась сильней, чем обычно, и результаты это в целом подтверждают. В ближайшую субботу, 18 марта, будем проверять еще одно коллекционерское направление — антикварную бумагу и букинистику. До встречи на торгах!



  • 14.12.2017 Гессенские принцессы в Российской истории 19 декабря 2017 года во Франкфурте-на-Майне, в Музее Иконы, откроется выставка «Гессенские принцессы в Российской истории» — совместный масштабный российско-германский выставочный проект.
  • 14.12.2017 Нонконформисты в Липецке В липецкой галерее современного искусства «Буксир» открылась выставка живописи и графики художников-шестидесятников — Рабина, Яковлева, Мастерковой, Ворошилова и других
  • 14.12.2017 «Композиции и натюрморты» Бориса Мессерера в Академии художеств С 19 декабря по 8 января в выставочных залах РАХ на Пречистенке пройдет выставка живописных и графических произведений Бориса Асафовича Мессерера — портретов, пейзажей, натюрмортов, абстрактных композиций и др. — всего около 100 работ
  • 13.12.2017 «И свет на сцену». Петр Вильямс и Александра Коновалова Сегодня вечером в Музее АРТ4 открывается выставка из коллекции искусствоведа и исследователя Любови Агафоновой и галереи «Веллум»
  • 08.12.2017 Шестидесятник Игорь Шелковский в Новой Третьяковке Выставка — юбилейная. Шелковскому в этом году — 80. И празднует он с размахом. Центральным элементом выставки в Третьяковке станет гигантская скульптура, внутри которой могут находиться и передвигаться зрители
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх