Бесцензурные книги футуристов оказались интереснее Радищева
ARTinvestment.RU   07 февраля 2017

28 января в «Литфонде» лоты-миллионники как-то не пошли, а в центре внимания оказались совсем другие издания. В итоге, если не считать Псалтирь Андроника Невежи, за 55 % каталога выручили 47,6 % эстимейта

28 января, когда все уже вернулись из теплых краев и порядком соскучились по московской аукционной жизни, аукционный дом «Литфонд» открыл сезон 2017 года очными букинистическими торгами «Редкие книги, автографы, фотографии, открытки, живопись, графика и предметы декоративно-прикладного искусства».

Торги проводились совместно с программой сети отелей «Марриотт» Exclusive Collection, и сам аукцион шел не в привычных уже стенах «Литфонда» на Арбате, а в одном из залов отеля «Марриотт Аврора», что на Петровских линиях.

Каталог в этот раз вполне соответствовал общему уровню события. Список топ-лотов составили и редкие книги начала XX века — например, макет несостоявшегося издания Алексея Ремизова «Не весть что. Сказка о царе Додоне» (лот 180), и уникальные издания века XIX — в частности, журнал «Северный вестник» за 1805 год, содержащий первую избежавшую уничтожения публикацию фрагмента знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева (лот 14), а также экземпляр «Собрания оставшихся сочинений покойного Александра Николаевича Радищева» (1807–1811), чей тираж практически полностью сгорел при пожаре Москвы в 1812 году (лот 16) и т.д. В миллион рублей и выше организаторы предварительно оценили около 10 лотов, однако, забегая вперед, придется отметить, что в новые руки ушла лишь пара из них.

Но обо всём по порядку.

Общие цифры прошедшего аукциона таковы: за 2,5 часа торгов с молотка ушло 182 из 330 (55 %) лотов. Общая сумма проданного в зале (без лота № 1, о котором мы поговорим ниже) составила 15,249 млн рублей, или 47,6 % среднего суммарного эстимейта лотов каталога.

К началу торгов в зале собралось человек сорок. Поначалу все шло штатно: традиционный «Литфондовский» предаукционный фуршет, приподнятое настроение, азарт после долгого перерыва в аукционном графике. Гости с нетерпением ждали розыгрыша первого лота аукциона — неизвестного ранее 25-го экземпляра Псалтыри 1577 года, отпечатанной в Александровской слободе Андроником Тимофеевым Невежей. Но не тут-то было: редчайший лот (настоящая сенсация в мире букинистики!) был снят с торгов по причине выкупа лота до аукциона.

Как стало известно позже, книга была куплена представителями музея-заповедника «Александровская слобода» за 2,5 млн рублей. Поздравляем аукцион с продажей, а музей — с возвращением раритета на родину! Однако атмосферу в зале это снятие лота с продажи ощутимо охладило, и первая покупка пришлась лишь на шестой лот, когда по старту, без борьбы, в зал за 30 тысяч рублей ушел рукописный «Катехизис» Лаврентия Зизания, созданный во второй половине XVIII века.

Первый по-настоящему интересный розыгрыш ожидаемо случился при появлении на торгах одного из топ-лотов — 12 ежемесячных выпусков журнала «Северный вестник» за 1805 год, в которых был опубликован фрагмент «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева (лот 14). Начав торги со 100 тысяч по заочной ставке, интернет и телефон быстренько подняли цену до 170 тысяч рублей, за которые телефонный участник и отвоевал 5–8 части радищевского романа.

Затем последовательно остались среди непроданных: четырехтомное «Собрание оставшихся сочинений покойного Александра Николаевича Радищева» 1807-1811 годов издания (лот 16, старт 2,5 млн рублей); «крашеный» экземпляр «Басен Ивана Крылова» 1834 года (лот 29, старт 1,8 млн рублей); «Собрание девяноста восьми гравированных на стали видов для панорамы Санктпетербурга» А. Башуцкого (лот 30, старт 1,3 млн рублей); прижизненный сборник «Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя» (лот 33, старт 1,3 млн рублей); «необрезанный» экземпляр альманаха «Новоселье» (лот 43, старт 1,8 млн рублей), четырехтомное полное собрание сочинений Ф. М. Достоевского 1865–1870 гг. (лот 59, старт 1,3 млн. рублей).

Настоящим лучом света в темном царстве неудач первой половины торгов стали, пожалуй, два результата. Так, первое отдельное издание комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», выпущенное московской типографией Августа Семена в 1833 году (лот 28), вышло на торги со стартом в 420 тысяч рублей, а ушло с них за полмиллиона рублей ровно, которые предложил покупатель на телефоне. Другой заметный результат был достигнут в ходе торгов за четырехтомное «Повествование о России» Н. С. Арцыбашева (лот 35). Самой по себе ценой молотка в 400 000 рублей на букинистических аукционах особо никого не удивишь, но если добавить, что она оказалась ровно в 20 (!) раз выше старта, то становится любопытно: если это не азарт, то что ж такого особенного в этом издании?

К концу первой сотни лотов все странности закончились: зал постепенно покинули зрители, а вместе с этим значительно увеличилось число интернет-участников: к началу розыгрыша 85-го лота за торгами в режиме реального времени наблюдало (и активно участвовало) уже 42 человека.

Интернету, к слову, организаторы торгов обязаны и самой высокой ценой дня. За сборник А. П. Чехова «Пьесы: Медведь, Предложение, Иванов, Лебединая песня, Трагик по неволе, Чайка, Дядя Ваня» с авторской дарственной надписью писательнице Елене Михайловне Юст на титульном листе (лот 98) начали торговаться с 1,3 млн рублей по заочной ставке, а закончили на ставке 1,6 млн рублей, предложенной одним из интернет-игроков.

После этой сделки дело пошло на лад: лоты начали расходиться с гораздо большей интенсивностью и результативностью. В три раза выше старта, за 320 тысяч рублей, в Интернет ушло четырехтомное сочинение Н. К. Шильдера с 450 иллюстрациями «Император Александр I. Его жизнь и царствование» (1897–1898). Очень неплохо разошлись подборки открыток с репродукциями работ русских художников конца XIX — начала XX века (лоты 117–121).

К концу второй сотни лотов состоялась очередная крупная сделка посредством Интернета. Несколько онлайн-участников разыграли между собой первое издание рассказов в составе самостоятельного авторского сборника — книгу И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско. Произведения 1915–1916 гг» с автографом автора Г. В. Плеханову на титульном листе (лот 175). Со стартовой цены 600 тысяч рублей книга подорожала до 750 тысяч рублей.

А спустя несколько десятков лотов неожиданно активизировался зал, три или четыре участника в котором с завидным упорством (и до победного конца) оспаривали друг у друга право владения редкими изданиями двадцатых годов (и шире — первой половины) XX века.

Второй (и наивысший для зала) и третий результаты дня показали, так сказать, парные издания. Вкратце так: в марте 1922 года вышли без цензурного разрешения и полные непечатной поэзии «Стихетты» Нины Хабиас-Комаровой (лот 212) и ответные «Серафические подвески» Ивана Грузинова (лот 213), за что оба поэта были арестованы и провели несколько месяцев в Бутырской тюрьме. Обе книги, несмотря на крайне резкие отзывы современников, сегодня считаются дезидератами Серебряного века.

Итак, Петроградское издание сборника «Стихетты» 1922 года Нины Хабиас-Комаровой, 79-й (из 100) экземпляр, с развернутым стихотворным автографом автора на последнем листе, вышло на торги со стартовой ценой 500 тысяч рублей по заочной ставке. Три участника в зале в затяжной (после того как промежуточная цена лота перевалила за миллион, ставки двигались по полшага) борьбе подняли цену до 1,55 млн рублей, за которые издание ушло победителю.

Тиражи «Стихетт» Нины Хабиас и ответных «Серафических подвесок» И. Грузинова были конфискованы, но, как считают составители каталога, стихотворение, написанное Грузиновым на обороте титула своей книги, было, вероятно, сочинено в Бутырской тюрьме, после ареста. Таким образом, книгу можно считать сохранившейся чудом, равно как и собственноручный автограф Грузинова на ней. С 500 тысяч рублей старта по заочной ставке лот был разыгран между несколькими участниками в зале и достался новому владельцу за 1,25 млн рублей. Это третий результат вечера

Пару десятков лотов спустя совершил свою последнюю в тот вечер крупную покупку Интернет: 750 тысяч рублей заплатил, перекупив заочную ставку, новый владелец за два собственноручных письма Анны Андреевны Ахматовой 1924 года, адресованных Илье Эренбургу (лот 233).

Редкое подносное издание 1934 года «Рабоче-крестьянская Красная армия» с иллюстрациями Эль Лисицкого и фото Г. Зельмановича, А. Шайхета, М. Хана и др. (лот 274) стало самым дорогим из тех, что были куплены по телефону. Экземпляр Министра иностранных дел Польской Республики полковника Бека с развернутым автографом Маршала Советского Союза К. Е. Ворошилова на авантитуле с 500 тысяч рублей старта, в борьбе сразу нескольких интернет-игроков и участников по телефону, ушел к одному из последних за 650 тысяч рублей.

Концовка каталога порадовала активными торгами сразу по нескольким лотам изданий и автографов поэтов второй половины XX века. Так, в 12 раз выше старта, за 24 тысячи рублей новому владельцу в Интернете досталась книга стихов «Зимний день» Арсения Тарковского с автографом автора (лот 317). Почти в десять раз дороже стартовой цены (60 тысяч рублей), за 190 тысяч рублей была продана редкая книга «Примечание папоротника» с автографом Иосифа Бродского (лот 319), изданная в Швеции в 1990 году. Чуть дешевле, за 120 тысяч рублей ушел в зал, в те же руки вышедший в Таллине в 1991 году сборник Бродского «Стихотворения» с автографом поэта, датированным 1994-м годом (лот 320, стартовая цена 20 тысяч рублей).

За 320 тысяч рублей было продано по телефону подносное, с тройным золотым обрезом и 41 иллюстрацией сочинение В. С. Кривенко «Очерки Кавказа. Поездка на Кавказ осенью 1888 года» (лот 324, стартовая цена 200 тысяч рублей).

В завершающем торги стринге современного искусства с молотка ушла всего одна работа. Акварель Игоря Снегура «Абстрактная композиция» (лот 325) была куплена участником в Интернете по старту, за 12 тысяч рублей.

Поздравляем «Литфонд» с открытием очного букинистического сезона и ждём следующих «книжных» торгов, которые пройдут в привычном месте — в главном здании «Литфонда» в Нижнем Кисловском переулке уже совсем скоро, 11 февраля 2017 года.

Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20170207_litfund_01_2017.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20170207_litfund_01_2017.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх