Живопись и графика в «Литфонде». Итоги 28-х торгов аукционного дома
ARTinvestment.RU   02 ноября 2016

Более 400 лотов живописи, графики, ДПИ и книг были распроданы на 43 %. Наторговали на 11,4 млн рублей

22 октября аукционный дом «Литфонд» провел 28-й аукцион. Аукцион этот вышел особенным: впервые в своей истории «Литфонд» отошел от практики букинистических торгов и расширил свою аукционную подборку предметами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Об этом говорит и каталог аукциона, озаглавленный «Живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства, книги, журналы и каталоги по искусству».

Как видно из названия каталога, подборка аукциона вышла весьма насыщенной и масштабной — на суд публики было представлено 411 лотов изданий и предметов искусства, самые ранние из которых были созданы в XVII веке, а самые поздние — наши современники, искусство XXI века.

Московская публика известна своим интересом ко всему новому, поэтому вполне закономерно, что на первые смешанные торги «Литфонда» пришло посмотреть около пяти десятков человек, и еще примерно три десятка присоединились к ним посредством Интернета и наблюдали за торгами в режиме реального времени.

Торги, несмотря на объем каталога, шли в довольно быстром темпе: чтобы объявить все 411 лотов аукционисту «Литфонда» Елене Горской хватило двух с половиной часов. Каталог в итоге распродали на 43 % — в новые руки ушло 176 лотов. Общая выручка составила чуть более 11, 4 млн рублей.

Несмотря на аншлаг в зале, самыми активными покупателями выступили заочные участники, забравшие 57 лотов. Следом за «заочниками» по количеству купленного расположились интернет-игроки, которым достался 51 лот, чуть меньше — 49 лотов купил телефон, а вот в зале, несмотря на большое собрание публики, активных участников было чуть больше десятка — они и стали покупателями еще 19 лотов.

Самым успешным разделом прошедших торгов стала, конечно, обширная и разнообразная подборка оригинальной и тиражной графики западноевропейских и отечественных авторов. Из 197 графических лотов в новые руки ушло чуть менее половины — 97 штук. Общая выручка по разделу составила более 7,5 млн рублей — 40,6 % от среднего эстимейта и более половины всей выручки дня. Самым дорогим рисунком (и вообще самым дорогим лотом 28-го аукциона «Литфонда») стал лот 196 — акварель Константина Кузнецова «Москва XVII столетия» (1950-е). Лот был продан заочному покупателю, победившему соперника на телефоне, за 420 тысяч рублей. Телефонному игроку, перебившему заочный старт в 385 тысяч рублей, в свою очередь, принадлежит второй результат вечера — 400 тысяч рублей за еще одну акварель — интерьер «Мастерская А. Н. Бенуа. Монтаньола» Александра Бенуа из собрания З. Серебряковой (а затем Л. Г. Лойцянского). Третье место среди самых дорогих графических работ поделили два акварельных пейзажа Василия Садовникова — «Вид набережной» (лот 33) и «Екатеринентальский дворец. Кадриорг» (лот 34). Оба лота стартовали с 290 тысяч рублей по заочной ставке и в борьбе с интернетом были проданы за 360 тысяч рублей (каждый) заочному же покупателю. Одной из самых интересных схваток за графику стал розыгрыш лота с обложки каталога — акварели «Качели» (1907) Сергея Соломко (лот 88). Запоминающийся яркий и декоративный рисунок на тему боярской старины, ведущий свое происхождение, вероятно, из личной коллекции императрицы Александры Фёдоровны, в свое время был довольно популярен и даже публиковался на открытке издательства Фельтона. Популярен он был и на прошедших торгах: за обладание лотом боролись зал, телефон и заочная ставка. В итоге, при первоначальной оценке в 150–160 тысяч рублей и старте в 200 тысяч рублей, рисунок достался игроку на телефоне за 340 тысяч рублей, более чем вдвое выше верхней границы эстимейта.

Живописная часть каталожной подборки аукциона, к сожалению, подобных высоких результатов достичь не смогла. Из 50 лотов живописи новых владельцев обрело лишь 16. И среди этих 16 не оказалось, что показательно, не одного топ-лота аукциона. Общая сумма выручки составила чуть менее 1,9 млн рублей.

Самой высокой ценой молотка для произведений живописи стали 360 тысяч рублей стартовой ставки, отданные одним из игроков на телефоне за лот 125 — небольшое масло на фанере «Зимняя деревня», созданное Витольдом Бялыницким-Бируля в 1920-х годах. В те же руки, по старту, за 280 тысяч рублей ушел и второй пейзаж Бялыницкого-Бируля — работа 1930 года «Первый снег» (лот 126). Остальные живописные лоты, за редким исключением, также были проданы либо по старту, либо с торгом в один-два шага. Исключением стал автопортрет одного из главных деятелей соцреализма Виктора Перельмана (лот 136). За масло на фанере 1922 года со старта в 8 тысяч рублей боролись сразу три участника в зале и интернет. Победил зал, забравший работу втрое дороже старта — за 24 тысячи рублей.

Продажа 8 из 25 лотов декоративно-прикладного искусства и скульптуры принесла в копилку организаторов торгов почти ровно 800 тысяч рублей. Среди нескольких розыгрышей фарфора и бронзы самым интересным стал торг по лоту 56 — небольшому бронзовому «Гиппокампу» Евгения Лансере 1886–1893 годов отливки. В дуэли интернета и телефона фигурка мифологической морской лошади с рыбьим хвостом подорожала ровно вдвое и со старта в 150 тысяч рублей досталась телефонному игроку за 300 тысяч рублей.

Книжная часть каталога показала привычный для «Литфонда» высокий результат — 39,6 % проданных лотов на сумму 1,1 млн рублей, или 51 % от среднего эстимейта. К началу торгов за первый книжный лот каталога (а это был лот 281 — «Грамматика танцовального искусства и хореографии» А. Я. Цорна), по ощущениям, примерно три четверти зала собрались и вышли, зато оставшиеся участники заметно оживились и начали принимать более активное участие в розыгрышах лотов. И пусть им не всегда везло, пусть бо́льшую часть книжных лотов выкупил интернет, но сопротивление зала заметно усилилось. Примером чему служит продажа лота 286 — полного комплекта выпусков «Русской школы живописи» А. Бенуа (1904). Начав со старта 36 тысяч рублей, несмотря на противостояние сразу нескольких интернет-участников, лот выиграл зал при цене молотка 90 тысяч рублей.

Самый же дорогой лот раздела букинистики — полный комплект номеров журнала «Апполон» за 1909–1910 и 1911–1917 годы (лот 289) со старта в 250 тысяч рублей был разыгран между несколькими участниками в Интернете и достался победителю за 340 тысяч рублей.

Для любителей статистики добавим, что в общей сумме 29 (16,5 %) из 176 проданных лотов, достигшие (и превысившие) психологически важную отметку в 100 тысяч рублей, заработали почти 6,7 млн рублей — более 50 % всей выручки аукциона.

Ну что же, для первых подобных торгов результат «Литфонда» вышел вполне уверенным, даже отличным, если сравнивать с аналогичными попытками «пробы пера» некоторых других аукционных домов.

О результатах 29-го аукциона «Литфонда», впервые проведенного в Санкт-Петербурге 29 октября, мы не говорим ввиду удаленности места проведения торгов от Златоглавой, а вот об итогах следующего, 30-го уже московского аукциона, намеченного на 10 ноября, обещаем рассказать во всех подробностях.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20161102_litfund_obzor.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20161102_litfund_obzor.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх