Новый рекорд российского букинистического рынка установлен на торгах «Литфонда»
ARTinvestment.RU   19 октября 2016

На аукционе «Поэтическое наследие России», который состоялся 13 октября, экземпляр единственного прижизненного издания поэмы В. Хлебникова «Ладомир» с автографом автора ушел за рекордные 18 миллионов рублей

Торги проходили в офисе «Литфонда» в Нижнем Кисловском переулке. К началу аукциона в зале собралось около двух десятков человек, готовых сразиться за редкие издания русских поэтов. Подборка аукциона была выдающейся. Отдельные редчайшие издания (тот же «Ладомир» Хлебникова) попали на аукционные торги впервые. И интерес к ним был проявлен соответствующий. Участники-«тяжеловесы» играючи превышали эстимейты, словно речь шла не о миллионах рублей, а о ставках куда более скромных. Суммарная выручка торгов дошла до 175 % от среднего суммарного эстимейта (37,33 млн руб.) — как раз за счет многократного превышения оценки семизначными топ-лотами. Всего из 370 лотов с молотка ушло 184 (почти половина). Много покупали участники в зале, по телефонам, через Интернет.

Главным событием этого аукциона, да и всего аукционного года на российском букинистическом рынке стала продажа единственного прижизненного издания поэмы «Ладомир» Велимира Хлебникова (лот 112). Изданию, выпущенному в Харькове летом 1920 года в количестве всего 50 экземпляров не для продажи, сопутствует легенда, будто бы друзья Хлебникова, получившие в подарок от автора эти книжки, большую часть из них почти сразу пустили на самокрутки ввиду дефицита папиросной бумаги. Сегодня, по свидетельству исследователя футуризма А. Е. Парниса, известны лишь семь экземпляров «Ладомира». На торги выставлен был экземпляр с инскриптом поэта своему издателю Петникову: «Петникову от Велимира Хлебникова 26 VII 20 скоро увидимся Велимир».

Книга с такой историей вызвала вполне предсказуемый ажиотаж. Однако никто не ожидал, что лот превысит свой немаленький старт 1,5 млн руб. в 12 раз! Сначала два претендента в зале стремительными шагами по 500 тыс. руб., практически не делая пауз, дошли до суммы в 10 млн руб. Затем аукционные шаги увеличились до 1 миллиона рублей. На сумме в 12 миллионов один из очных участников, по-видимому, исчерпав свой лимит, отступил. Но в борьбу вдруг вступил игрок по телефону, от лица которого ставку в 13 млн руб. сделал директор аукционного дома. Теперь спор пошел между этим телефонным покупателем и одним из изначальных претендентов в зале. Причем телефон пытался взять соперника измором, делая паузы и выбирая полушаги по 500 тыс. руб., но очный игрок каждый раз без колебаний уравнивал сумму до кратной миллиону. Еще девять ставок сделали соперники перед затаившим дыхание залом, и вот, наконец, стук молотка Елены Горской оповестил о новом рекорде букинистического рынка России — 18 млн руб. Аплодисменты. Лот, как вы можете догадаться, ушел к бескомпромиссному участнику в зале.

Книга Хлебникова побила предыдущий рекорд внутреннего букинистического рынка, установленный в ноябре 2014 года, когда издание «Русские народные картинки» Д. А. Ровинского ушло с молотка за 14,5 млн руб. в рублевом эквиваленте (цены указаны без учета комиссии аукционного дома). Для аукционного дома «Литфонд» до Хлебникова самой дорогой продажей был уход сборника «Кобзарь» Т. Шевченко за 11 млн руб. (в ноябре 2015-го).

Но не Хлебниковым единым отличился аукцион 13 октября. Еще несколько впечатляющих продаж мы, конечно, не можем обойти вниманием. Под номерами 6 и 7 шли две величайшие редкости — 1-й номер «Собирателя» (лот 6) и все 5 номеров «Муравейника» (лот 7). Эти полужурналы-полуальманахи выпущены были в 1829–1831 гг. под руководством поэта В. А. Жуковского как учебное пособие для знакомства с русской культурой и языком первых лиц государства. Речь идет в первую очередь о молодом наследнике Александре (будущем императоре Александре II). В сборниках вместе с произведениями Жуковского печатались и сочинения его воспитанников. Поскольку эти журналы были предназначены лишь для членов императорской семьи и ближайшего к ним придворного круга, тиражи их были необычайно малы (у «Собирателя» — всего 10 экземпляров, а у «Муравейника» — 40). В итоге за первый номер «Собирателя» (Б.м., 1829) торг шел между телефонным и очным участником с 350 тыс. руб. до 1,6 млн руб. Настойчивее оказался телефонный игрок. А за полный комплект из пяти номеров альманаха «Муравейник, литтературные листы, издаваемые неизвестным обществом неученых людей» (СПб., 1831) нешуточная борьба развернулась между теми же двумя соперниками и интернетом. Оценка лота составляла 2,8–3 млн руб., но участники играючи преодолели эстимейт и остановились только на отметке в 5 млн руб. И снова победу одержал телефонный участник.

Первая книга стихов начинающего поэта Бориса Пастернака «Близнец в тучах», вышедшая в 1913 году (с датой «1914» на титуле) в количестве 200 экземпляров и встреченная тогда уже знаменитыми Маяковским и его компанией с презрительной иронией, была продана за 800 тыс. руб. игроку в зале (лот 80; оценка 750–800 тыс. руб.).

Любому изданию всегда добавляет привлекательности в глазах покупателей наличие автографа. А в случае с поэтическими сборниками авторский инскрипт становится одним из главных ценообразующих факторов. Автографы поэтов Серебряного века коллекционируют многие, сегодня это очень востребованное собирательское направление. Поэтому неудивительно, что на поэтическом аукционе большинство книг с автографами раскупили по очень хорошим ценам. Так, за 300 тыс. руб. к покупателю в зале ушла первая книга стихов Александра Блока (лот 34; оценка 240–250 тыс.руб.). Сочинение Максимилиана Волошина «О Репине» с рукописным посвящением «Александре Алексеевне, соучастнице сего преступления» в борьбе интернета, зала и телефона вдвое превысило оценку и досталось в итоге телефонному покупателю за 480 тыс. руб. (лот 70; оценка 220–250 тыс. руб.). Шесть книжек Вячеслава Иванова (одна из них с автографом) проданы были в зал за 150 тыс. руб. (лот 31; оценка 140–150 тыс. руб.). Изданная в 1914 году «Ночная флейта» — первая книга стихов Николая Асеева — с автографом автора достигла верхней планки эстимейта 350 тыс. руб. (лот 79). Экземпляр «Поэмы событий» Константина Большакова (лот 86), имевший не просто посвящение на титульной странице, но и дописанные от руки (предположительно, снятые цензурой) строчки, был куплен за 400 тыс. руб. при оценке 220–240 тыс. руб. Вторая книга стихов того же К. Большакова, «Солнце на излете. Вторая книга стихов. 1913–1916» с автографом достигла тех же 400 тыс. руб. (лот 87; оценка 300–320 тыс. руб.).

Но конечно, самым желанным в этом ряду автографов стало размашисто написанное карандашом краткое посвящение «Карпу Г. Короткову. Маяковский» на 2-м издании «Облака в штанах» (М.: Асис, 1918). За лот спорили зал и интернет. После 1,5 млн руб. очный участник сразу сделал ставку в 1,9 млн руб., чем отбил у онлайн-участников охоту торговаться дальше (лот 101; оценка 1–1,2 млн руб.).

Еще несколько раз этот игрок в зале прибегнул к подобной тактике: перескочить одним махом пару-тройку аукционных шагов и быстро забрать лот у замешкавшегося соперника. Знаменитую парижскую книгу Ильи Зданевича «Лидантю фарам» (Ильязд. Лидантю фарам. Асаабъличья. Виртеп ф 5 действах. Действа 5 / облошка Наума Грановского, набор писаки. Париш: Издания 41°, 6 августа 1923), например, он выкупил, сделав ставку в 1 миллион рублей сразу после 600 тыс. руб. (лот 171; оценка 350–400 тыс.руб.).

В общем, впечатляющих аукционных поединков в этот раз было достаточно, чтобы несколько часов аукционного действа пролетели незаметно. От всей души поздравляем команду «Литфонда» с громким рекордом и хорошими продажами. А ближайший очный аукцион 22 октября будет посвящен не менее интересной теме — живописи, графике и ДПИ, а также печатным изданиям на тему изобразительного искусства.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20161019_litfund.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20161019_litfund.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх