Шишкин театр
ARTinvestment.RU   28 марта 2012

24 марта Галерея Леонида Шишкина провела аукцион «Театр и художник». Поговорим кратко об итогах аукциона

24 марта Галерея Леонида Шишкина провела аукцион «Театр & Художник». Поговорим кратко об итогах аукциона.

Стало уже доброй традицией перед началом торгов расспрашивать устроителей об их ожиданиях. На сей раз традиционный вопрос о том, за что будут особенно бороться, я задал Леониду Шишкину. Вопрос этот предполагает как понятный деловитый ответ — за этот лот, потому что вещь редкая, а за этот — потому что цена хорошая, — так и уклончивое перечисление топ-лотов или вовсе уход от ответа из суеверия или, наоборот, от многого знания. В этот раз ответ оказался гораздо интереснее: «Не знаю».

Объяснение такого ответа требует небольшого отступления.

Идея аукциона работ театральной тематики появилась после открытия в Лондоне филиала галереи Шишкина в декабре 2011 года. Открывался филиал по принципу: если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Не секрет, что большое количество наших соотечественников переселяется в Лондон и что среди них немало тех, кто хочет видеть у себя на стенах и в коллекциях произведения искусства, то есть возможных покупателей на арт-рынке. Чтобы быть ближе к своим потенциальным клиентам, галерея и открыла свою площадку в Лондоне. Начали потихоньку работать, и оказалось, что больше всего востребована как англичанами, так и русскими именно театральная графика. У англичан уже есть культура покупки театральной графики, и о Дягилевских сезонах им известно, и имена наших художников начала ХХ века (Бакст, Гончарова, Бенуа и др.) тоже на слуху; осталось добавить для ассортимента работ современных художников, за плечами которых русская школа, плюс хорошее, в пределах 1,5–5 тысяч фунтов, ценовое предложение — и бизнес пошел. Наши бывшие соотечественники тоже проявили интерес, потому что за небольшие деньги можно и поддерживать связь с русской культурой, и буквально увешать весь дом красивой интерьерной живописью и графикой.

Этот положительный опыт решили распространить в обратном направлении и провести тематический аукцион в России. Но вдруг неприятный сюрприз: обзванивая клиентуру, наткнулись на ответы, что да, мол, театральные эскизы интересуют, но не этого времени.

Поэтому аукцион получился во всех смыслах экспериментальный: с одной стороны, нужно было понять, есть ли интерес покупателей и если да, то сколько они готовы заплатить за работы признанных в своем профессиональном сообществе, но практически не известных арт-рынку театральных художников, с другой — начать развивать это направление работы с театральной графикой.

Пока мы беседовали, народ подтягивался; в общей сложности собралось человек тридцать, что вполне обычно, среди них две трети — женщины до тридцати, что еще пока необычно. К своему удивлению, увидел несколько известных галеристов, и это после рассказа Леонида о слабом интересе завсегдатаев было уж совсем неожиданно. Как выяснилось из расспросов, одних на аукцион привело желание что-то купить, других — просто посмотреть. Все отвечали вполне невинно, но уж как-то слишком невинно… Да и дальше до некоторого момента все выглядело вполне респектабельно — каждый из них приобрел по нескольку лотов, но собрались они из-за одной единственной вещи — эскиза костюма Жены Потифара работы, как сообщал каталог, мастерской Льва Бакста. О том, чем этот эскиз привлек участников и как проходила борьба за него, расскажу чуть ниже.

Перед тем как начать рассказ о торгах, скажу, что многие лоты в каталоге потеряли огромную часть своей красоты. Особенно в этом смысле отмечу две работы. Во-первых, эскиз декорации к спектаклю «Месье Амелькар» работы Алика САСа (лот 27) — сложную, многослойную и в то же время графически четкую вещь. И во-вторых, эскиз декорации к опере «Травиата» (лот 60), наделенный Юрием Устиновым эффектом трехмерного восприятия: над записанным холстом натянут тонкий прозрачный шелк, тоже несущий изображение, все вместе увлекает в глубь сцены и заставляет видеть картинку в объеме.

Многие фамилии художников, чьи работы включены в каталог, не были знакомы даже интересующимся театральной графикой, посему требовали некоторых вступительных слов. Иногда при отсутствии интереса ведущий использовал свой любимый прием: «Ваша цена». Очевидно было, что Леонид по ходу дела оценивает ситуацию в зале и подстраивается, где это возможно, под спрос. Обратная сторона этой аналитической работы — немного затянутое ведение торгов, но тут уж ничего не поделаешь: эксперимент он и есть эксперимент. Понимая, что аукцион экспериментальный и 53,8 % лотов — работы новых авторов, организаторы пошли на то, чтобы сделать стартовые цены почти всегда сильно ниже эстимейта. Ценовые рамки были вполне демократичными, и многие покупки происходили по ситуации: когда сидящие в зале слышали небольшую цену и видели, что работа качественная и интересная, — поднимали свои биды и покупали по старту, а то и с небольшой борьбой.

Как правило, больший интерес для аналитиков аукционов представляют все-таки имена известные, а те, кто выходит на рынок впервые, проходят почти незамеченными. Но только не в этот раз, и вот почему. Из 133 лотов, выставленных на торги (точнее, из 132, т. к. один лот, не успевший доехать из Лондона до аукционного зала, был снят), 71 работа принадлежала 8 театральным художникам, имена которых никогда не звучали на аукционах (во всяком случае, мы следов их аукционной деятельности не нашли): Т. Н. Спасоломской, Ю. М. Волковой, Н. П. Антокольской, Алику САСу, Ю. С. Устинову, И. М. Акимовой, Н. В. Пархоменко, А. А. Опарину. Из 71 лота продано было 46 (т. е. 65 % по лотам), в том числе 29 — в зал, 15 — участникам на телефонах, и в двух случаях победили участники, сделавшие заочные ставки. Если соотнести эти результаты с итогом аукциона в целом, то получается тоже вполне убедительно. Итак, всего на аукционе было продано 65 лотов, из них 46 (70,7 %) — лоты вышеперечисленных восьми авторов. Более того, им же принадлежат 29 (70,1 %) из 41 лота, купленного залом, 15 (88,2 %) из 17 лотов, доставшихся участникам на телефонах, и 2 (28,6 %) из 7 сыгравших заочных ставок.

Эти итоги Леониду Шишкину еще предстоит анализировать, но, вне сомнения, эксперимент можно признать удавшимся.

Если говорить о ходе торгов, то до лота № 10 покупки шли по старту или в один-два шага, а за лоты 10, 11, 12, 14 и 15 (пять из шести акварелей Юлии Волковой) уже торговались в шесть-семь шагов. Все они выполнены в традиционном классическом стиле, при этом висели рядом с работами Добужинского (блестящий пример для сравнения), только стоили 20–30 тысяч рублей, а не долларов.

Лоты 17, 18, 19 Натальи Антокольской тоже вызвали интерес публики; все они проданы с торгом в 4-5 шагов; в числе претендентов — несколько человек в зале и на телефоне; две работы получили участники в зале, третью выиграл телефон.

Как я уже отмечал, зал был очень активным: почти все что-то купили.

Большой стринг художника Алика САСа тоже был тепло встречен присутствующими: из 11 работ куплены 8. Пусть торг был недолгий, 2-3 шага, пусть финальные цены небольшие, но в данном случае можно считать все покупки удачными: за такие суммы люди получили очень качественную графику, а так понравившийся мне объемный эскиз декорации (размером 50 х 60) был вообще продан за 4 тысячи рублей — повезло же кому-то.

Зато из шести лотов Добужинского продано два — лоты 34 и 35; оба за полцены от нижнего эстимейта и без борьбы. Остался непроданным эскиз Кустодиева (лот 37), и это понятно: эстимейт 6–8 миллионов, по нашему мнению, сильно завышен, не исправил ситуацию и 5-миллионный старт.

И вот мы дошли до главной интриги аукциона. Как было написано в каталоге, эскиз костюма Жены Потифара (лот 43) выполнен в мастерской Льва Бакста и предварительно оценивался в 150–200 тысяч рублей. Леонид Шишкин предварил торги рассказом об этом лоте. Он сам его нашел в некоем лондонском доме, где эскиз провисел 30 лет. У самого Леонида провенанс не вызывает сомнения, но пока, к сожалению, экспертиза не дала однозначного ответа на вопрос о том, сам ли Бакст выполнил этот эскиз или это сделали его ученики. Косвенные данные говорят, что вроде как сам, но раз нет точного ответа, то лот выставили за 5–6 тысяч долларов, а не за 10–20, как могло бы быть, если бы подтвердилось авторство Бакста.

Тут-то и выяснилось, за чем на самом деле пришли известные галеристы. Торг стартовал со 130 тысяч рублей и с шагом в 5 тысяч за девять шагов дошел до 175 тысяч, торговались несколько человек в зале и два телефона, победил телефон. После этого лота профессиональные галеристы покинули аукцион, и торги плавно продолжились без них.

Следующий всплеск серьезной борьбы произошел за две работы Александра Бенуа (лоты 68 и 69). Боролись несколько человек в зале, телефон и заочная ставка. Наблюдая за происходящим, я вспомнил рекордную 100%-ную распродажу коллекции произведений Бенуа на Sotheby’s 4 месяца назад. Спрос на его работы остается стабильным. И в этот раз цена лота 68 со старта 85 тысяч за 8 шагов дошла до победных 150 тысяч — верхней границы эстимейта, а цена лота 69 со старта 300 тысяч в четыре шага допрыгнула до 430 тысяч, на чем и остановилась. Обе цифры вполне укладываются в диапазон мировых цен на произведения Бенуа.

Дальше торги шли спокойно и, как в конце оказалось, вполне результативно.

Оговорюсь, что здесь результатами аукциона считаем то, что зафиксировано в зале. Итак: из 132 лотов продано 65 (49,3 %) на сумму 4 628 тысяч рублей. Из них: 41 лот — в зал, 17 лотов — участникам по телефону, 7 лотов — по заочным ставкам. По ценовым диапазонам покупательские предпочтения распределились так: из 97 лотов, чей нижний эстимейт был меньше или равен 100 тысячам рублей, продано 60 (61,9 %); от 101 до 500 тысяч — из 30 продано 4;  от 501 до 1000 тысяч — из 2 продано 0; более 1 миллиона — из 3 продан 1.

Мы продолжаем наблюдать хорошую активность покупателей. Тем более важно, что подобный результат, во-первых, показали в текущем году сразу несколько ведущих аукционных домов, и во-вторых, в этот раз показал специализированный аукцион театральной графики. Отсюда — вывод: покупательская активность не случайна, она наблюдается во всех секторах российского арт-рынка. Что же касается экспериментальной части аукциона (хотя под ее влиянием прошли торги в целом), то Леонида Шишкина можно только поздравить и пожелать удачи в дальнейшей работе с этим сложным, но, как оказалось, весьма благодарным направлением.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20120328_shishkin_teatr.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20120328_shishkin_teatr.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх