- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей
Аукцион Шишкина «все от 5000». Как прошел эксперимент
ARTinvestment.RU 21 ноября 2011
На уникальных торгах Галереи Леонида Шишкина было продано около 95 процентов лотов. Из них почти половину купили по ценам в диапазоне 5–15 тысяч рублей
Напомню канву событий. 19 ноября Галерея Леонида Шишкина провела аукцион-распродажу работ из своих закромов в связи с переездом из своего старого помещения на Неглинной. В гостинице «Украина» продавали свое, а не вещи сдатчиков, поэтому галерея решилась на непривычный формат garage sale — все от 5000 рублей. Ситуация уникальная — не знаю, будут ли еще когда-нибудь подобные торги. Для рынка этот аукцион можно расценивать как важный научный эксперимент — возможность получить состязательные цены в чистом виде, без всяких скидок на позицию сдатчиков, завышенные резервы или высокие старты. В субботу была редчайшая возможность получить ответ на вопрос: сколько люди готовы сегодня платить за средние вещи, если цена входа посильна даже студенту?
Разочарую тех, кто ждал каких-то подвохов. Вещи были не хуже обычного, иногда и вовсе очень неплохие. Трюков с ценами не было. Обычный шаг торгов был в честную 1 000 рублей. И редко-редко шаг увеличивали, просто чтобы не утомлять остальных, если торг затягивался. Да, в каталоге стояли эстимейты. Но только как цифры для общего развития. Если для картины академика стоял эстимейт 80–120 тысяч, то торговать все равно начинали с 5 тысяч. И если больше 15 тысяч в зале не давали, то покупатель забирал за эти символические деньги. И таких примеров было сколько угодно. Работы запросто улетали за 10–20 процентов заявленного эстимейта. Это для понимания атмосферы торгов.
Теперь по порядку. По моим подсчетам, на аукционе присутствовало около 60 человек. За долгие 2,5 часа Шишкин продал более 95 процентов лотов. Точнее сводить итог не обязательно: непроданные лоты можно пересчитать по пальцам, да и те из разряда редкой эстетической экзотики или живописи размером с открытку. На удивление, очень много лотов было продано в диапазоне 5–12 тысяч рублей. Причем тут не было какой-то системы, за такие деньги продавались и живопись, и графика. Вполне пристойная. По цене материалов и оформления. А то и дешевле. И надо понимать, что даже цена в 12 тысяч значит, что карточки поднимали 8 раз и торг мог затянуться на несколько минут. А ведь были тактические схватки, в которых принимало участие несколько человек в зале и на телефонах и торг проходил за 10 и более шагов. Так, например, продавался лот 13, холст «Гурзуф» Г. Ряжского: цена поднялась с 5 000 до 50 000 рублей (эстимейт 50–80 тысяч рублей).
Почти все проданные лоты не достигли даже своих минимальных эстимейтов. Из того, что я заметил, лишь литография Д. Боровского «Рабочий» была продана в пределах эстимейта — за 21 тысячу при эстимейте 20–30 тысяч. Плюс до аукциона был выкуплен сет из примерно 10 работ, что означает, что за них дали максимальный эстимейт и забрали без торга. Но это не считается. А в остальном покупателям удавалось существенно сэкономить. Например, за большое масло раскрученного до кризиса Ное Геденидзе (он был рекордсменом по темпам роста, по статистике ARTinvestment.RU) заплатили 8 тысяч при эстимейте 50–70 тысяч. За огромный метровый холст Н. Горлова (лот 33, эстимейт 150–180 тысяч) заплатили 14 тысяч рублей. Никто и глазом не моргнул. Вещь с обложки — «Театральная площадь» А. Завьялова — ушла за 60 тысяч при эстимейте 100–150 тысяч рублей.
Украшение каталога — два больших рисунка Михаила Ромадина (он работал с Тарковским над «Солярисом», делал эскизы) — были проданы за 42 тысячи каждый (лоты 50 и 51), в 2–3 раза ниже своей обычной цены. А рисунки, повторяю, очень хорошие. Интересную, очень «дейнековскую» среднеразмерную картину И. Сандырева «Тянут сети рыбаки» кто-то удачно купил за 15 тысяч рублей. Две метровые картины Натты Конышевой, лоты 27 и 28, купили за 45 и 40 тысяч соответственно, тоже в два раза ниже эстимейта. А это, между прочим, вещи начала 1993-го и 1994 года, то есть перестроечного настроения. Ну и, наверное, самый «вопиющий случай» — это когда полутораметровый холст Б. Кельберера «Новая лодка. Карелия», очень такой «стожаровский» по теме и эстетике, с эстимейта 250–300 тысяч рублей чуть было не продали за 22 тысячи и лишь в последний момент спохватились довести до 55 тысяч. И Шишкин отдал. Все понятно? Ну и закончим на этом.
К слову, правило «все от 5000» все же было один раз нарушено: мальчику с мамой достался рисунок Суханова за 4 тысячи рублей — было сделано «исключение для молодого покупателя». По минимуму в 5000 было продано около 10 работ. Как говорил хозяин-аукционист: «Хоть и небольшая деньга, а сто фунтов пригодятся» (Шишкин сейчас подолгу живет в Лондоне).
Итого, какие по итогам можно сделать выводы. То, что тема соцреализма крепко «подзатухла», давно не секрет. Но и не вывод. Потому что тут и не было прям уж такого густого соцреализма. То, что люди охотно покупают живопись с оформлением по цене услуг багетной мастерской? Тут тоже кто бы удивлялся. Мне показалось, что с первых «пятитысячников» народ немножко ошалел: люди явно не были готовы к такому порогу доступности. Косвенно это подтверждается тем, что несколько человек торговались и выигрывали без карточек. Им в процессе уже подносили листы для регистрации. То есть люди явно шли только посмотреть, а в процессе «разогнались». А сколько таких «бескарточных» просто не догадалось вступить в торги? Мне кажется, что если бы была возможность повторить ту субботу, то народ бы подключился активнее. Но в том-то и прелесть эксперимента, что он уникален.
Кто-то назовет это демпингом. Будут рассуждать, выиграл Шишкин или проиграл в этой ситуации? И не помешают ли эти ценовые итоги всему рынку? Мне кажется, Шишкин в большей степени выиграл, чем проиграл. Обещание сдержал. Рекорд по проценту продаж поставил. От запасов избавился. За ценой не гнался — так вещи свои, интересы сдатчиков защищать было не нужно. Да, низкие цены в будущем могут отпугнуть потенциальных сдатчиков. Но с другой стороны, это и для владельцев работ сигнал: не нужно строить иллюзий, не нужно завышать резервы, если не хотите, чтобы вещи остались непроданными. Кроме того, история с этим аукционом может способствовать расширению аукционной аудитории. Эксперимент от 19 ноября формирует понимание, что аукцион — это не место, где все покупается невыгодно, с переплатой, а, наоборот, это азартная игра, в которой можно сделать и сверхвыгодные покупки, по ценам порой заметно ниже галерейных. Шанс такой есть. Ну, а ARTinvestment.RU не устает повторять свою рекомендацию: не ленитесь оставлять минимальные заочные ставки. Иногда они очень здорово срабатывают.
https://artinvestment.ru/invest/russia/20111121___shishkin.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20111121___shishkin.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей