«Русская живопись и графика XVIII — XX веков» в аукционном доме «Кабинетъ»: краткий обзор
ARTinvestment.RU   18 ноября 2011

Вчера, 17 ноября, в аукционном доме «Кабинетъ» состоялся аукцион № 10 (35) «Русская живопись и графика XVIII — XX веков». Почти без взлетов, но оптимистично и очень показательно

Вчера, 17 ноября, в аукционном доме «Кабинетъ» состоялся аукцион № 10 (35) «Русская живопись и графика XVIII — XX веков».

Попробуем в кратком рассказе на примере этих торгов отметить некоторые реалии и тенденции российского открытого арт-рынка. (Поставим их в скобки, чтобы не смешивать с основным рассказом об аукционе, тем более тут есть что рассказывать.)

Присутствовало человек тридцать — не много, может быть, потому, что одновременно в Гостином дворе проходил ВИП-показ предаукционной выставки Российского аукционного дома. (В этом сезоне торги и показы на разных площадках уже не впервые совпадают по времени. Случайность, но от этого страдают и продавцы, и аукционы, и покупатели.) А может быть, потому, что не все лоты были интересны.

Организаторы в рамках одного места и времени провели сразу два аукциона: «Русская живопись и графика XVIII — XX веков» и «Декоративно-прикладное искусство XVIII — XX веков и предметы Фаберже». Однако с точки зрения анализа результатов торгов правильнее было бы все лоты условно распределить не по двум, а по трем категориям:

  1. Живопись и рисунок XVIII — начала ХХ века;
  2. Живопись и рисунок советского периода;
  3. ДПИ.

Так вот из условно первого раздела было продано около 45 % лотов с хорошим торгом по некоторым из них. Из условно второго раздела, советского периода, продано 18 % и из раздела ДПИ продано около 40 %.

Тут мы можем выйти из аналитических скобок. Даже из этой математики просматриваются неизменные уже долгое время приоритеты покупательских настроений, а если учесть, что в условно втором разделе каталога торговались только за два рисунка Зверева, а остальные покупки были сделаны либо по заочным ставкам, либо по телефону без торга, то картина становится совсем понятной: советский период сегодня в целом пока мало кого интересует.

Итак, за что торговались, а за что нет.

Неожиданно для меня хорошо покупались портреты XIX века неизвестных художников; торговались, правда, только за один — лот № 2, портрет Г. И. Беттихера работы неизвестного русского художника (подробнее о лоте 2). Начав с 70 тысяч рублей, участники подняли цену до 100 тысяч: лот ушел в пределах эстимейта, но с хорошей борьбой.

А вот за пейзаж Сильвестра Щедрина (подробнее о лоте 12), на который имелась заочная ставка, развернулась серьёзная борьба, причем именно среди присутствующих в зале. Со старта 2,3 миллиона рублей и при шаге 100 тысяч три человека разогнали цену до 2,8 миллиона — на один шаг обошли верхний эстимейт и на этом успокоились.

Отчаянная борьба развернулась за этюд Василия Поленова к картине «Христос и грешница» (подробнее о лоте 14). За поленовский этюд в зале упорно и вдохновенно — с шагом 20 тысяч рублей — торговалось 45 человек, и в результате со старта 300 тысяч этюд был продан за 650 тысяч. Отметим, что рекордом этот результат не стал: в зависимости от качества работы графика Поленова продается в среднем в диапазоне от двух тысяч до 20 тысяч долларов.

Чем можно объяснить такой интерес к этому этюду? Наверное, тем, что как раз на днях на Bonhams будет продаваться сама картина «Христос и грешница» (эстимейт 1,2–1,8 миллиона долларов), предаукционный показ которой был не где-нибудь, а в Третьяковской галерее. (По традиции выставка, пресса, разговоры вокруг работы сыграли в плюс для ее этюда.)

Интерес участников и, как следствие, серьезную борьбу вызвала зарисовка мужской головы Валентина Серова (подробнее о лоте 15).

На этот рисунок Серова существовала заочная ставка, но основная торговля развернулась между тремя участниками в зале: со старта 260 тысяч рублей претенденты подняли цену с шагом в 20 тысяч до 460 тысяч рублей. И вот этот результат выше средних цен на графику Серова — наверное, тут сыграли вместе имена автора и его модели.

Не вызвала интереса присутствующих графика Александра Бенуа, Зинаиды Серебряковой, Сергея Судейкина и Наталии Гончаровой — потому что эстимейты превышали рыночный диапазон цен иногда в два раза. (И это уже, к сожалению, не удивляет. Только что закончившийся XXXI Салон обвиняли в немыслимых, ни с чем не сообразно завышенных ценах, но то был все-таки Салон (хотя тоже непонятно)... Остается надеяться, что неоправданные эстимейты все-таки не перерастут в устойчивую тенденцию: отсутствие спроса для этого наилучший регулятор, что мы в очередной раз и увидели.)

Итак, аукцион закончился со средним по нынешним временам результатом: 40 процентов проданных лотов — это неплохо. Сегодня организаторы с энтузиазмом в голосе сообщили об активных послеаукционных продажах, так что считать окончательные проценты еще рано.

Прошедший аукцион показывает, что за интересные вещи идет борьба, и это значит, что жизнь продолжается. В этом месяце нас с вами ждет еще несколько аукционов, так что самое интересное еще впереди.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20111118___kabinet.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20111118___kabinet.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх