Самые удачные и самые провальные арт-инвестиции 2017 года в мире
ARTinvestment.RU   26 июня 2018

Аналитический портал Artprice составил микро-рейтинги поразительно успешных и удручающе убыточных вложений в произведения искусства. Речь только об аукционных сделках 2017 года с работами, чья предыдущая цена покупки нам известна

Ничто так хорошо не объясняет потенциал вложений в искусство, как конкретные примеры удач и провалов коллекционеров. То, что «искусство всегда растет в цене» – это фигура речи. А в жизни бывает по-разному. Одни покупатели пьют шампанское, другие получают ушат холодной воды на голову. Но вообще, это не истории про провидцев и каких-то олухов. Все гораздо сложнее. Кроме фундаментальных факторов важно еще, как карты лягут. Нет никаких гарантий того, что участники рейтинга удач через какое-то время не перемесятся в рейтинг провалов. Чтобы убедиться в этом, далеко ходить не надо. Помните Джейкоба Кессея – ультрасовременную звезду и самого дорогого художника поколения 30-летних? Несколько лет назад он ставил рекорд за рекордом. А теперь — посмотрите на список фамилий в «антирейтинге» арт-инвестиций: Джейкоб Кессей на 4-м месте. И не один, а в компании Джеффа Кунса. Вот то-то и оно.

Посмотрим, какие еще примеры на этот раз собрал Artprice.

Топ-6 самых удачных перепродаж произведений искусства в 2017 году

Да, все вышеприведенные примеры инвестиций – на зависть. Есть, конечно, бросающийся в глаза методологический нюанс – ранжирование артпрайс ведет в процентах годовых, а не по номинальному доходу в деньгах. А для нормального коллекционера как раз не так. Заработать $2 494 375 за 17 лет (Ричард Принс, 3 место) - это явно лучше, чем получить $439 300 за 16 лет (Ци Байши, 2 место). Хотя тоже неплохо. И еще второй момент, про который многие забывают. Продавец получит на руки гораздо меньше, чем публикуемая цена продажи. Из неё вычтется комиссия аукционного дома Buyer’s Premium плюс дополнительный сбор за услуги аукциона (за то, что они вообще на торги работу взяли, сфотографировали, опубликовали в каталоге и т.д.). То есть, если картина продана за 100 000, то реально на руки владельцу достанутся скорее 70 000. Это если грубо. У всех аукционов разные условия, но порядок примерно такой.   

Топ-6 самых провальных инвестиций по итогам аукционных сделок с искусством в 2017 году

 

«Вери гуд бизьнес». Впрочем, я бы воздержался от преждевременных выводов в стиле – «ну тут же сразу все было понятно». Вовсе нет. Тут нет каких-то совсем плохих работ. Что, Кессей разве плохой? Или Кунс какой-то неудачный? Да в его металлическом вагоне одного бурбона залито поди литров десять! И аукционы – тоже сплошь топовые, ерунду не предлагающие. Так что этот «антирейтинг» – не более, чем список зафиксированных неудач, о которых всем стало известно. А уже как и почему – второй вопрос. Каждый случай требует отдельного анализа – что это: тренд или случайность? Часто бывает, что коллекционер слишком увлекся, многократно переплатил, а потом спешно решил избавиться от вещи за любые деньги. Средства потребовались или резко разонравилась работа – неважно. Плюс галерист не заметил вещи своего художника или решил не страховать, не выкупать. А тут кто-то сделал минимальную ставку и выиграл. За такие удачные варианты покупатели и любят аукционы. Куда хуже, если резкое падение цен – это результат топорной и провальной «раскрутки» художника. Вот это может быть надолго, а то и навсегда.

Эти примеры неудач даже полезнее, чем случаи инвестиционных успехов. Особенно для наиболее уязвимой аудитории — начинающих коллекционеров. Для них это поучительные истории того, куда ведут безоглядные траты на фоне нехватки собственных знаний, доверчивости и чрезмерно восторженного отношения к искусству. Это первый урок. А второй состоит в том, что не нужно бояться делать минимальную ставку, даже если она ниже эстимейта, который, как вам кажется, вам не по зубам. Аукцион – лотерея. Иногда лоты соглашаются отдать значительно ниже предварительной оценки. Некоторые вещи выставляются вообще без резервной цены. И порой тот, кто ставит 1000, выигрывает лот, за который владельцы хотели от 10 000.

Таблица 1. Средняя доходность инвестиций в искусство по ценовым сегментам. Поведение потребителей

Ценовой диапазон при покупке

Средний
ежегодный доход

Среднее количество лет до
выставления на повторную продажу

$10 000 – 50 000

5,5%

11,3

$50 000 – 200 000

7,1%

10,1

$200 000 – 1 000 000

8,3%

9,4

Дороже  $1 000 000

6,6%

8,6

Источник: artprice.com

Напоследок еще одна интересная опубликованная статистика Артпрайса – сводка поведения коллекционеров по повторным продажам: за сколько покупают, как долго держат при себе и какой доход получают. Проанализированы были 1400 доподлинно известных перепродаж, состоявшихся в 2017 году. «В среднем по госпиталю» вышло, что наибольшую годовую доходность приносят произведения, купленные в ценовом диапазоне  $200 000 – 1 000 000. Их перевыставляют на торги в среднем через 10 лет и зарабатывают 8,3% годовых. Шедевры, стоимостью свыше миллиона долларов приносят доходность в среднем 6,6% годовых, но в деньгах это выходит куда более внушительно. Вообще вложения в дорогие вещи наилучшего качества (шедевры) считаются наиболее эффективной инвестиционной стратегией на арт-рынке. Так, 100 долларов, вложенные в шедевры (индекс Artprice100) в 2000 году превратились примерно в 450 долларов к середине 2018 года. А вот с остальным искусством не так. Согласно Artprice Global Index 100 долларов 2000 года превратились в 2018 году примерно в 125 долларов. Это хуже, чем вложения в акции индекса S&P500 (там 100 долларов за 17,5 лет превратились в 175).

Источник: artprice.com, artinvestment.ru

Что еще почитать по теме:
Неудачные инвестиции в искусство



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх