- Зверев?
- Ирина Тихомирова, «Вечер цветущий» 1979 год, Ленинград
- Художник Uncognito
- Александр Сигов "Флорентийский мотив"
- Александр Сигов "Amadina"
- Эскизы тканей Ивановской фабрики, Борисов и Данилова?
- Дмитрий Титов - три натюрморта
- Художник с неспокойной душой?
- Александр Добровольский - 7 работ
- Автор
Самые удачные и самые провальные арт-инвестиции 2017 года в мире
ARTinvestment.RU 26 июня 2018
Аналитический портал Artprice составил микро-рейтинги поразительно успешных и удручающе убыточных вложений в произведения искусства. Речь только об аукционных сделках 2017 года с работами, чья предыдущая цена покупки нам известна
Ничто так хорошо не объясняет потенциал вложений в искусство, как конкретные примеры удач и провалов коллекционеров. То, что «искусство всегда растет в цене» – это фигура речи. А в жизни бывает по-разному. Одни покупатели пьют шампанское, другие получают ушат холодной воды на голову. Но вообще, это не истории про провидцев и каких-то олухов. Все гораздо сложнее. Кроме фундаментальных факторов важно еще, как карты лягут. Нет никаких гарантий того, что участники рейтинга удач через какое-то время не перемесятся в рейтинг провалов. Чтобы убедиться в этом, далеко ходить не надо. Помните Джейкоба Кессея – ультрасовременную звезду и самого дорогого художника поколения 30-летних? Несколько лет назад он ставил рекорд за рекордом. А теперь — посмотрите на список фамилий в «антирейтинге» арт-инвестиций: Джейкоб Кессей на 4-м месте. И не один, а в компании Джеффа Кунса. Вот то-то и оно.
Посмотрим, какие еще примеры на этот раз собрал Artprice.
Топ-6 самых удачных перепродаж произведений искусства в 2017 году
Да, все вышеприведенные примеры инвестиций – на зависть. Есть, конечно, бросающийся в глаза методологический нюанс – ранжирование артпрайс ведет в процентах годовых, а не по номинальному доходу в деньгах. А для нормального коллекционера как раз не так. Заработать $2 494 375 за 17 лет (Ричард Принс, 3 место) - это явно лучше, чем получить $439 300 за 16 лет (Ци Байши, 2 место). Хотя тоже неплохо. И еще второй момент, про который многие забывают. Продавец получит на руки гораздо меньше, чем публикуемая цена продажи. Из неё вычтется комиссия аукционного дома Buyer’s Premium плюс дополнительный сбор за услуги аукциона (за то, что они вообще на торги работу взяли, сфотографировали, опубликовали в каталоге и т.д.). То есть, если картина продана за 100 000, то реально на руки владельцу достанутся скорее 70 000. Это если грубо. У всех аукционов разные условия, но порядок примерно такой.
Топ-6 самых провальных инвестиций по итогам аукционных сделок с искусством в 2017 году
«Вери гуд бизьнес». Впрочем, я бы воздержался от преждевременных выводов в стиле – «ну тут же сразу все было понятно». Вовсе нет. Тут нет каких-то совсем плохих работ. Что, Кессей разве плохой? Или Кунс какой-то неудачный? Да в его металлическом вагоне одного бурбона залито поди литров десять! И аукционы – тоже сплошь топовые, ерунду не предлагающие. Так что этот «антирейтинг» – не более, чем список зафиксированных неудач, о которых всем стало известно. А уже как и почему – второй вопрос. Каждый случай требует отдельного анализа – что это: тренд или случайность? Часто бывает, что коллекционер слишком увлекся, многократно переплатил, а потом спешно решил избавиться от вещи за любые деньги. Средства потребовались или резко разонравилась работа – неважно. Плюс галерист не заметил вещи своего художника или решил не страховать, не выкупать. А тут кто-то сделал минимальную ставку и выиграл. За такие удачные варианты покупатели и любят аукционы. Куда хуже, если резкое падение цен – это результат топорной и провальной «раскрутки» художника. Вот это может быть надолго, а то и навсегда.
Эти примеры неудач даже полезнее, чем случаи инвестиционных успехов. Особенно для наиболее уязвимой аудитории — начинающих коллекционеров. Для них это поучительные истории того, куда ведут безоглядные траты на фоне нехватки собственных знаний, доверчивости и чрезмерно восторженного отношения к искусству. Это первый урок. А второй состоит в том, что не нужно бояться делать минимальную ставку, даже если она ниже эстимейта, который, как вам кажется, вам не по зубам. Аукцион – лотерея. Иногда лоты соглашаются отдать значительно ниже предварительной оценки. Некоторые вещи выставляются вообще без резервной цены. И порой тот, кто ставит 1000, выигрывает лот, за который владельцы хотели от 10 000.
Таблица 1. Средняя доходность инвестиций в искусство по ценовым сегментам. Поведение потребителей
Ценовой диапазон при покупке |
Средний |
Среднее количество лет до |
$10 000 – 50 000 |
5,5% |
11,3 |
$50 000 – 200 000 |
7,1% |
10,1 |
$200 000 – 1 000 000 |
8,3% |
9,4 |
Дороже $1 000 000 |
6,6% |
8,6 |
Источник: artprice.com
Напоследок еще одна интересная опубликованная статистика Артпрайса – сводка поведения коллекционеров по повторным продажам: за сколько покупают, как долго держат при себе и какой доход получают. Проанализированы были 1400 доподлинно известных перепродаж, состоявшихся в 2017 году. «В среднем по госпиталю» вышло, что наибольшую годовую доходность приносят произведения, купленные в ценовом диапазоне $200 000 – 1 000 000. Их перевыставляют на торги в среднем через 10 лет и зарабатывают 8,3% годовых. Шедевры, стоимостью свыше миллиона долларов приносят доходность в среднем 6,6% годовых, но в деньгах это выходит куда более внушительно. Вообще вложения в дорогие вещи наилучшего качества (шедевры) считаются наиболее эффективной инвестиционной стратегией на арт-рынке. Так, 100 долларов, вложенные в шедевры (индекс Artprice100) в 2000 году превратились примерно в 450 долларов к середине 2018 года. А вот с остальным искусством не так. Согласно Artprice Global Index 100 долларов 2000 года превратились в 2018 году примерно в 125 долларов. Это хуже, чем вложения в акции индекса S&P500 (там 100 долларов за 17,5 лет превратились в 175).
Источник: artprice.com, artinvestment.ru
Что еще почитать по теме:
Неудачные инвестиции в искусство
https://artinvestment.ru/invest/rating/20180626_good_and_bad_art_investments_2017.html
https://artinvestment.ru/en/invest/rating/20180626_good_and_bad_art_investments_2017.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 18.03.2024 Искусственный интеллект подтвердил авторство спорной работы Дюрера Точность анализа составила 82 %
- 14.03.2024 Объявлены победители премии The Art Newspaper Russia «Музеем года» назван пермский Музей современного искусства PERMM
- 13.03.2024 Основные цифры нового отчета Art Basel и UBS Объем продаж на мировом арт-рынке по итогам 2023 года упал на 4 %
- 07.03.2024 Наконец-то решилась судьба фрески Диего Риверы Здание, на стене которого она расположена, купила вдова Стива Джобса
- 06.03.2024 Творчество женщин-художниц и вторичный рынок Согласно ArtTactic, в 2023 году объем аукционных продаж в сегменте произведений, созданных представительницами прекрасного пола, вырос на 7 %
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 12.03.2024 Редкая марка может быть продана на торгах за $5 млн Если сделка состоится, будет установлен новый аукционный рекорд
- 11.03.2024 Выручка лондонских торгов Christie’s составила £196,6 млн Топ-лотом вечера стала картина Рене Магритта
- 08.03.2024 Итоги AI Аукциона № 520 Общая выручка составила 6,6 млн рублей
- 07.03.2024 Посвященные модернизму и современному искусству торги Sotheby’s собрали £101,5 млн Топ-лотом вечера стала картина Пабло Пикассо
- 05.03.2024 Artnet Intelligence Report 2024: ностальгия по Полу Аллену и самый дорогой Ленин За шесть лет с момента первого выпуска отчет ведущей аналитической компании прошел путь от формата «не пришей кобыле хвост» до незаменимого спутника современного коллекционера
- 04.03.2024 Открыты 520-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 7 листов оригинальной и два — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 04.03.2024 Открыт 204-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Дмитрия Воронина, Алексея Дегтярука, Александра Захаренко, Владимира Ковальчука, Андрея Медведева, Юрия Петроченкова, Ираиды Покладовой, Сергея Потапова, Марии Сайко, Семёна Сёмина, Татьяны Файдыш, Эмзара Хабулиани, Натальи Ходюк
- 01.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 1 2023 год открыл нам портал в ИИ-десятилетие. И, как водится с каждой очередной технологической революцией, искусство приняло на себя функцию главного ее проводника. Или же… главный удар?
- 26.02.2024 Открыт аукцион «Русская икона» В каталоге собраны тринадцать икон XIX — начала XX века, близкие по времени создания, но разнообразные и подчас редкие по сюжетам и стилю
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
- 15.03.2024 Третьяковка готовит выставку Юрия Злотникова Основу экспозиции составят работы из собрания семьи художника
- 15.03.2024 В апреле в Петербурге пройдет второй выпуск ярмарки Port Art Fair В список участников вошли почти три десятка галерей и более 60 независимых художников
- 14.03.2024 В Эрмитаже начала работу выставка «От готики до Гойи» Некоторые работы воссоединились впервые за 200 лет
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Зверев?
- Ирина Тихомирова, «Вечер цветущий» 1979 год, Ленинград
- Художник Uncognito
- Александр Сигов "Флорентийский мотив"
- Александр Сигов "Amadina"
- Эскизы тканей Ивановской фабрики, Борисов и Данилова?
- Дмитрий Титов - три натюрморта
- Художник с неспокойной душой?
- Александр Добровольский - 7 работ
- Автор