Question of the week. What can you believe in the ratings of artists?
ARTinvestment.RU   16 апреля 2018

The application of mathematics, statistics, and formulas in matters of trade, art requires not only special delicacy, but also a developed sense of humor

Rank artists, various "top-5–10–100" with each passing day it becomes more and more. It is mass media genre. Other ratings are more serious, others just too ridiculous. But in fact any "top what-то" find its reader. In the era of information "snacking on the run", the consumers choose something, zaum, where the findings served immediately on a silver platter. So to open the website — and immediately understood: the artist A. much better than artists B. V., and especially better than the artist.

Is a bet on whether objectivity? Not always. Criteria lists are often so vague that reaches the point of absurdity. Already happened and that got to the top one of ratings well-known artist, appeared strongly dissatisfied their presence there.

it is one thing if the rating is read only for entertainment and participation in the debate and more — if a@list ndashто perceive as an imperative for making investment purchases. But this goal by the drafters implicitly always pursued. If you think about it, the task of any rating — "sell" the name. The meaning of it is to convince top — is the best, and the bottom — worse. Is embedded the idea that at the top are only the best and most reliable goods-бренды-имена, investing in that, if not rich, definitely not burned.

Ah, if only! In fact, in the details of separate ratings is not one devil, but simply a thousand devils.

And how can that be? How not to fall for "divorce"?

Imagine that you (a novice collector, potential purchaser, investor) see before you a ranking of artists. On that first note? And as to his General attitude?

1. to Understand and forgive. Entirely objective rankings does not happen: neither a mathematical formula nor the completeness or quality of the source data. Compilers (and our AI is no exception) is always forced to go to terrible compromises. Note that sales data for galleries and dealers to anyone is not known for certain, but themselves. The only data that today more-менее you can rely on (and even then not completely), — is open statistics of auction sales. But this is an important limitation: there is no single database of auction results, in which the write about selling fakes is securely separated from the records on the sale of original works. So, in the calculations of prices of original works will be considered mixed in with bargain prices fakes. Yes, in my database we are trying to separate: put indicators of investment risk, we remove from the calculation the data about sale of works with red and yellow indicators. But even here the indicators have not 100 % of the work in the database. In the result there is a risk of serious distortions, when in a heap in the mix, such as real Zvereva for $4 000-10 000, and "seleuchi", sold for $300. Conclusion: the competent reader of any rating need to make allowances for the quality of the source data, to assess the severity of confounding factors, it is possible to crosscheck the results and to keep common sense.

2. Note that the normal compiler of the rating is not hidden, it suggests the shadow of the fence. Except that quite a bit. First look at whether the drafters of the "top" of the clear ranking criteria.Formula and full technique from them do not wait: usually no one publishes — is normal. But the General approach to hide is not accepted. If you understand that in the prelude to the rating instead of clear explanations and criteria compilers let loose the fog, — means you are not even "reading", and most likely complete fiction.

3. Decide for yourself how much you trust the original data, which are based on the compilers. A subjective question. But I can tell you how we ARTinvestment.RU. decide it for yourself. Any surveys of market participants about the volume of sales in money and things we have for many years treated as stories of the fishermen. At face value don't accept. No, we do not claim that everything is a fiction. Just understand that people have different trading strategies. Some people prefer to talk about the phenomenal success of their authors: the sale of the "rod" buyers are in the queue, and the prices are "so high". Others, on the contrary, tend to understate or even conceal the figures are wary of publicity: they say that money loves silence, it is not necessary to attract attention, to tease the geese and everything. Accordingly, most of the ratings, is built on surveys, the risk of becoming meaningless from-за of the inherent distortion. On large samples in sociology, this approach works, but in the field of art-рынка no. About the same trust issues arise if the rating is based on the results of the Internet-голосований. What can he say? Only that one artist got more likes, and the other less. A thousand different reasons. The demand for these writers in the market such ratings will not say anything at all.

4. to Evaluate the set of artists in the ranking, in terms of their own common sense. As soon as you sunk to the analysis of the rating of artists, it is likely that in art you are not exactly new. Then, if 20 names of you four is not heard at all, but about two I heard that-то vaguely, it should already be alerted. And most likely, the feeling is not deceiving you and target compilers are far away from the stated topic. However, there is one important exception.

5. Exception — curatorial ratings. It's a genre or format in which authoritative versed in the art of man, a specialist with name is your "intuitive" list of artists. In this case, he can afford not to sort out, not "chew", not to report all their criteria. The resulting curators lists can be thought of as the "maturating", position, advice, expert opinion, which is formed by the neural network of a person, for many years located deep in the subject. I understand that for the outsider it all sounds a bit unscientific. Nevertheless I myself personally relate to the author's curatorial ratings with interest, respect and increased attention. For example, watch how it makes Kirill Alekseev , then, etc. Or to recall another recent rating, one of the authors of which were made by the curator Mikhail Sidlin. It becomes much less vulnerable to criticism if we consider it as curatorial. Yes what far to go: we in AI are also found more ratings. A typical example — "how to start a newthe collector? Idea first — sixties". If you perceive them not as "math", but as the list of prospective artists based on the intuition of the compiler, it is quite good. Otherwise I would not have done.

We assume that the sources understood.

And what is useful about the market of an artist can be extracted from the ratings? Perhaps, in the first place, collectors should pay attention to the following facts:

1. whether the artist from the ranking of auction sales, in principle. Here's a funny, and some compilers sometimes do not mind to include in the market rankings of authors generally no auction history. If the sale of the-таки there (is a big plus), pay attention to the auction. When artist sell and sell major brands auction business — is a story, and if only local Russian or foreign trading platform — something a little different.

2. the Presence of the artist in the list top-100 or the top of their directions. For example, his participation in top-100 unofficial art, if we are talking about the sixties, or in top-100 of modern art for aktualschikov. This is the most effective rating — dust in the eyes, tails disbanded. It would seem that you auction records, and that's it. Alas. He is far from exhaustive and not comprehensive. Important it may indicate only that the artist is in the auction cage and it when-то was outstanding sale. That's about it. How these sales were systemic in nature and what are the prices now — that a rating will not show. Take the first name — the most expensive living artist and the most expensive of the sixties Ilya Kabakov. In the first place —, his painting, "beetle," sold for almost $5 840 000. Almost six million. Is it possible from this to conclude that "at least" three-четыре million dollars for his works have now become commonplace? No, this is just the illusion, which generate ratings. In fact, for the entire auction history, except "Beetle", only five works of Kabakov has overcome the million mark. And the last time was five years ago. Now a more realistic range for the auction of large-format painting comparable class $500 000-700 000. Ten times less. But this is impossible to know. Only database records auction results.

3. the Turnover of money and things, especially over the past 3 years or 1 year. It is also free and you can see in the rankings. Sales volume in dollars will not give important details. But it is possible to judge the size of the market for works by a particular author. And about money, and about sales. If one for the year50-100 exhibited works and a large portion sold and the other one-две pieces, then make your own conclusions.

4. Liquidity. In the current market environment is perhaps the most important indicator. It shows the speed (ease) with which the work finds a buyer within a reasonable time at a reasonable price. the ratings of liquidity, composed according to original techniques. But you can roughly to estimate and so — for current ratings. For example, if the year on the auctions is exposed 30-50-70 of work and more than half is sold, then it is good. With this artist in the collection will be calmer. At least this means that not only you are ready to buy it, you have a pool of collectors and for a reasonable price on your work quickly found buyers.

Complicated? Then let's look at an example. What can you tell us the publicly available ratings on the market works by the artist-шестидесятника Vladimir Nemukhin? Try this:

1. Open top of the unofficial art. The name of this there. That's good. The highest price since 2000 — $240 000 for the painting "Unfinished solitaire". You can hover the name of the cursor and see some pictures. But the details (time and place of sale) only by paid subscription. Take note that the artist of the first row, is the auction holder, but other findings so far do not hurry. Especially avoid to try on the record to current price levels. He and the record.

2. Open the link to podracing "the Turnover for 12 months". Wow! Of the 81 exhibited works by Nemukhin sold as many as 53. A very good indicator. Offer a lot and sell often. That is, the market is active and demand good. Then out of curiosity...

3. ...open the tab "the Most expensive sale in the last 12 months" and find $61 000 for the "Card table". You can guess that this is the most popular topic and valuable period. So.

4. Looking suddenly Nemukhin is in the conditional "curatorial" rating. Do is. Again take note, agree or not — it's up.

in short, exactly what I would have done if I had not had subscription database of auction results. Well, with a subscription market condition of work of any artist is determined much more precisely, in the ratings you don't even have to look. Nasmotrenny people according to the statistics of lots sold quickly deal with the price of concrete work, with liquidity and valuable periods. Like what — written here. But it is quite another story.

Time to finish. Turn to the conclusions.

so, how I feel about ratings, foreign and ours? Yes, normally include with a healthy curiosity. In which-то moments they can be trusted. And in the Russian art market now, except the obituary, any publication — is advertising.

But it must be aware that the ratings of artists in the massmy — is more of an entertainment genre. It serves to grow traffic and attract attention. It's about how many "10 movies you won't be able to sleep" or "the 10 rules that will change your life". View them can be fun sometimes, but I do not take them as the guide to action! Ratings of artists, not based on solid criteria, should be treated the same way. Nothing much wrong with them no, what-то thoughts come across, and any new information is useful. Especially someone with critical thinking.

But the rush to buy art without knowing at whom-то published the list of names — stupid. Think about it, what will you do when the time comes to sell previously purchased? Will tell the buyer or the auction about what-то dense? I do not advise. Experienced people will grin and will not listen, or decide that they absolutely dilettante "and do with it what you want".

What else to read on:
Ratings AI;
49art.ru;
forbes.ru;
in-art.ru;
ria.ru;
AI: How to assess the situation.



Attention! All materials of the site and database of auction results ARTinvestment.RU, including illustrated reference information about the works sold at auctions, are intended for use exclusively for informational, scientific, educational and cultural purposes in accordance with Art. 1274 of the Civil Code. Use for commercial purposes or in violation of the rules established by the Civil Code of the Russian Federation is not allowed. ARTinvestment.RU is not responsible for the content of materials submitted by third parties. In case of violation of the rights of third parties, the site administration reserves the right to remove them from the site and from the database on the basis of an application from an authorized body.


  • 08.10.2019 In Paris, she opened a sculpture tulips by Jeff Koons Suffering the fate of the project hung in the balance for several years. Finally it all behind. Opposite PTI-Пале a monument with the hand gripping 11 tulips
  • 03.10.2019 "Criminal history of Russian art" arrived in bookstores The author of the book — Sofya Bagdasarova, who wrote "sickening art". This time the critic has built a timeline of high-profile crimes in art-мире Russia. Gathered texture and stories. And led to the idea that boobies pictures better not mess
  • 03.10.2019 "Savior of the world" may not show at the jubilee exhibition in the Louvre Retrospective, dedicated to the 500-летию since the death of Leonardo da Vinci opened in Paris on 24 October 2019. The Louvre is willing to wait for the "Savior of the world" to the last, but the chances of the arrival of the painting less
  • 02.10.2019 Banksy urgently needed aid to GDP The mysterious artist has opened in a London store, which will showcase the products under its new brand GDP (Gross Domestic Product), that is, GDP at the-нашему. And it's not a good life
  • 01.10.2019 Art and fashion: bag Mansur Gavriel with the "mobiles" by Alexander Calder Capsule collection for American brand created in collaboration with the Calder Foundation and the gallery Hauser & Wirth, will go on sale October 2, 2019. Fashion handbag designers have decorated with images of famous kolarovski dynamic sculptures
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Show:

Top 32

This site uses cookies, it can collect data about IP addresses and users. N 152-FZ «On Personal Data» and continue working with this site, you confirm your consent to the processing of personal data in accordance with the law N 152-FZ «On Personal Data» and «The policy of LTD «ArtIn» with regard to the processing of personal data».
Back to Top

Вопрос недели. Чему можно верить в рейтингах художников?
ARTinvestment.RU   16 апреля 2018

Применение математики, статистики и формул в вопросах торговли искусством требует не только особой деликатности, но и развитого чувства юмора

Рейтингов художников, различных «топ-5–10–100» с каждым днем становится все больше. Это уже массовый медийный жанр. Иные рейтинги бывают посерьезнее, другие совсем уж курам на смех. Но по факту любые «топ чего-то» находят своего заинтересованного читателя. В эпоху информационных «перекусов на бегу» потребители выбирают то, что без зауми, где выводы подаются сразу на блюдечке. Так, чтобы открыл сайт — и сразу все понял: художник A. гораздо лучше, чем художники Б. и В., а уж тем более лучше, чем художник Г.

Делается ли ставка на объективность? Не всегда. Критерии составления списков зачастую бывают настолько размыты, что доходит до абсурда. Бывало уже и такое, что попавший на вершину одного из рейтингов известный художник, оказался сильно недоволен своим там присутствием.

Но одно дело, если рейтинг читают лишь для развлечения и участия в спорах, а другое — если какой-то список воспринимают как императив для совершения инвестиционных покупок. А ведь такая цель составителями подспудно всегда преследуется. Если вдуматься, то задача любого рейтинга — «продать» имя. Смысл его в том, чтобы убедить, что сверху — это лучшее, а снизу — похуже. Вкладывается мысль, что в топ попадают только самые лучшие и надежные товары-бренды-имена, вложившись в которые если и не разбогатеешь, то точно не прогоришь.

Ах, если бы! На самом деле в деталях отдельных рейтингов кроется не один дьявол, а просто тысяча чертей.

И как же быть? Как не попасться на «развод»?

Представим, что вы (начинающий коллекционер, потенциальный покупатель, инвестор) видите перед собой некий рейтинг художников. На что в первую очередь обращать внимание? И как к нему в целом относиться?

1. Понять и простить. Совсем объективных рейтингов не бывает: ни по математической формуле, ни по полноте, ни по качеству исходных данных. Составители (и наш AI не исключение) всегда вынуждены идти на чудовищные компромиссы. Учтите, что данные о продажах галерей и дилеров никому доподлинно не известны, кроме них самих. Единственные данные, на которые сегодня более-менее можно опереться (и то не целиком), — это открытая статистика аукционных продаж. Но при этом есть важное ограничение: в мире нет ни одной базы данных аукционных результатов, в которых записи о продаже фальшивок надежно отделены от записей о продаже подлинных работ. А значит, в расчетах цены подлинных произведений будут учитываться вперемешку с бросовыми ценами фальшивок. Да, у себя в базе мы стараемся отделять: ставим индикаторы инвестиционного риска, убираем из расчетов данные о продаже работ с красными и желтыми индикаторами. Но даже у нас индикаторами обладают далеко не 100 % работ в базе. В результате есть риск серьезных искажений, когда в одну кучу смешиваются, например, настоящие работы Зверева за $4 000–10 000 и «залипухи», проданные за $300. Вывод: для грамотного чтения любого рейтинга нужно делать поправку на качество исходных данных, оценивать тяжесть искажающих факторов, по возможности перепроверять результаты и держать включенным здравый смысл.

2. Учитывать, что нормальный составитель рейтинга не скрывается, не наводит тень на плетень. Разве что совсем немного. Для начала посмотрите, сообщают ли составители «топа» понятные критерии ранжирования. Формулу и полную методику от них не ждите: их обычно никто не публикует — это нормально. Но общий подход скрывать не принято. Если же вы понимаете, что в прелюдии к рейтингу вместо внятных объяснений и критериев составители напустили туману, — значит, перед вами даже не «научпоп», а скорее всего полнейшая беллетристика.

3. Решить для себя, насколько вы доверяете первоначальных данным, на которые опираются составители. Вопрос субъективный. Но могу рассказать, как мы, в ARTinvestment.RU. решаем его для себя. К любым опросам участников рынка об объемах продаж в деньгах и штуках мы уже много лет относимся как к рассказам рыбаков. За чистую монету не принимаем. Нет, мы не утверждаем, что кругом одни выдумки. Просто понимаем, что у людей разные торговые стратегии. Одни предпочитают рассказывать о феноменальном успехе своих авторов: продажи «прут», покупатели стоят в очереди, а цены «да, действительно такие высокие». Другие, наоборот, склонны занижать или вовсе скрывать цифры, с опаской относятся к публичности: дескать, деньги любят тишину, не нужно привлекать внимания, дразнить гусей и все такое. Соответственно, большинство рейтингов, построенных на опросах, рискуют превратиться в бессмыслицу из-за заложенных в них искажений. На большой выборке в социологии такой подход работает, но в сфере арт-рынка нет. Примерно те же самые проблемы с доверием возникают, если рейтинг составлен по результатам интернет-голосований. О чем он может сказать? Только о том, что одному художнику досталось больше лайков, а другому меньше. По тысяче разных причин. О востребованности этих авторов на рынке такие рейтинги не скажут вообще ничего. 

4. Оценить набор художников в рейтинге с точки зрения собственного здравого смысла. Коль скоро вы докатились до анализа рейтинга художников, то, вероятно, в искусстве вы не совсем новичок. Тогда, если из 20 фамилий вы четыре не слышали вообще, а про две слышали что-то смутно, то это должно уже насторожить. И скорее всего, предчувствие вас не обманывает и цели составителей лежат далеко в стороне от заявленной темы. Правда, тут бывает одно важное исключение.

5. Исключение — кураторские рейтинги. Это жанр или формат, в рамках которого авторитетный, разбирающийся в искусстве человек, специалист с именем, составляет свой «интуитивный» список художников. В этом случае он может позволить себе не раскладывать все по полочкам, не «разжевывать», не докладывать о всех своих критериях. В результате получившиеся у кураторов списки можно воспринимать как «метарейтинг», позицию, совет, экспертное мнение, которое сформировано нейросетью человека, много лет находящегося глубоко в теме. Понимаю, что для стороннего человека это все звучит несколько антинаучно. Тем не менее сам я лично отношусь к авторским кураторским рейтингам как раз с интересом, уважением и повышенным вниманием. Например, слежу, как это делает Кирилл Алексеев тут, тут и пр. Или вспомнить другой недавний рейтинг, одними из составителей которого выступил куратор Михаил Сидлин. Он становится намного менее уязвимым для критики, если рассматривать его именно как кураторский. Да что далеко ходить: у нас в AI тоже встречаются авторские рейтинги. Характерный пример — «С чего начать новому коллекционеру? Идея первая — шестидесятники». Если воспринимать их не как «математику», а как список перспективных художников, основанный на интуиции составителя, то вполне годится. Иначе бы и не делали.

Будем считать, что с источниками разобрались.

А что полезного о рынке художника можно извлечь из рейтингов? Пожалуй, в первую очередь, коллекционерам стоить обращать внимание на следующие факты:

1. Есть ли у художника из рейтинга аукционные продажи в принципе. Вот вам смешно, а отдельные составители порой не прочь включить в рыночные рейтинги авторов вообще без аукционной истории. Если продажи все-таки есть (уже большой плюс), то обратите внимание на класс аукциона. Когда художника продавали и продают мировые гранды аукционного бизнеса — это одна история, а если только местные русские или зарубежные торговые площадки — то немного другая.

2. Наличие художника в списке топ-100 вообще или в топе своего направления. Например, его участие в топ-100 неофициального искусства, если речь идет о шестидесятнике, или в топ-100 современного искусства для актуальщиков. Это самый эффектный рейтинг — пыль в глаза, хвосты распущены. Казалось бы, вот вам аукционные рекорды, и этим всё сказано. Увы. Он далеко не исчерпывающий и не всеобъемлющий. Из важного он может свидетельствовать только о том, что художник находится в аукционной обойме и у него когда-то были выдающиеся продажи. На этом всё. Насколько эти продажи носили системный характер и какие цены сейчас — этого рейтинг не покажет. Взять первую фамилию — самого дорогого из ныне живущих художников и самого дорогого шестидесятника Илью Кабакова. На первом месте — его работа «Жук», проданная почти за $5 840 000. Почти шесть миллионов. Можно ли из этого сделать вывод, что «хотя бы» три-четыре миллиона долларов для его работ стали сейчас обычным делом? Нет, это как раз та иллюзия, которую порождают рейтинги. На самом деле за всю аукционную историю, кроме «Жука», всего пять работ Кабакова преодолели миллионную отметку. И последний раз это было пять лет назад. Сейчас же более реалистичный аукционный диапазон для крупноформатной живописи сопоставимого класса $500 000–700 000. В десять раз меньше. Но из рейтинга этого узнать невозможно. Только из записей баз данных аукционных результатов.

3. Оборот в деньгах и штуках, особенно за последние 3 года или 1 год. Его тоже бесплатно можно увидеть в рейтингах. Объем продаж в долларах не даст важных подробностей. Но по нему можно судить о размере рынка произведений конкретного автора. И о деньгах, и о продажах в штуках. Если у одного за год выставляется 50–100 работ и большая часть продается, а у другого одна-две штуки, то делайте выводы сами.

4. Ликвидность. В текущей рыночной ситуации это едва ли не важнейший показатель. Он показывает скорость (легкость), с которой произведение находит покупателя в разумный срок по адекватной цене. Есть рейтинги ликвидности, составленные по фирменным методикам. Но можно грубо прикинуть и так — по оборотным рейтингам. Например, если за год на аукционах выставляется 30–50–70 работ и больше половины продается, то это хорошо. С таким художником в собрании будет спокойнее. По крайней мере это значит, что не одни вы готовы его покупать, есть пул коллекционеров и за разумные деньги на вашу работу быстро сыщутся покупатели.

Сложновато? Тогда давайте разберем на примере. Что могут нам сказать общедоступные рейтинги о рынке работ художника-шестидесятника Владимира Немухина? Попробуем так:

1. Открываем топ неофициального искусства. Фамилия такая там есть. Уже хорошо. Самая высокая цена с 2000 года — $240 000 за картину «Неоконченный пасьянс». Можно навести на название курсор и посмотреть фото. Но детали (время и место продажи) только по платной подписке. Принимаем к сведению, что художник первого ряда, находится в аукционной обойме, но других выводов пока делать не торопимся. Особенно избегаем примерять рекорд к текущим уровням цен. На то он и рекорд.

2. Открываем ссылку на подрейтинг «Оборот за 12 месяцев». Ого! Из 81 выставленной работы Немухина продано аж 53. Очень хороший показатель. Предлагают много и продают часто. То есть рынок активен и спрос хороший. Дальше из любопытства…

3. …открываем вкладку «Самая дорогая продажа за последние 12 месяцев» и обнаруживаем $61 000 за «Карточный стол». Можно догадаться, что это самая востребованная тема и ценный период. Так и есть.

4. Ищем, вдруг Немухин есть в условно «кураторском» рейтинге. Действительно есть. Опять принимаем к сведению, соглашаться или нет — дело хозяйское.

Словом, именно так я бы и поступил, если бы у меня не было подписки на базу аукционных результатов. Ну а с подпиской состояние рынка работ любого художника определяется гораздо точнее, в рейтинги можно даже не заглядывать. Насмотренный человек по статистике проданных лотов быстро разберется с ценой на конкретную работу, с ликвидностью и ценными периодами. Как и что — написано здесь. Впрочем это уже совсем другая история.

Время заканчивать. Перехожу к выводам.

Итак, как я отношусь к рейтингам, чужим и нашим? Да нормально отношусь, со здоровым любопытством. В каких-то моментах им можно доверять. И в целом для рынка русского искусства сейчас, кроме некролога, любая публикация — это реклама.

Но при этом нужно отдавать себе отчет в том, что рейтинги художников в массе своей — это скорее развлекательный жанр. Он служит для роста трафика и привлечения внимания. Это примерно как многочисленные «10 фильмов, от которых вы не сможете заснуть» или «10 правил, которые изменят всю твою жизнь». Просмотреть их бывает забавно, но не принимать же их в качестве руководства к действию! К рейтингам художников, не основанным на убедительных критериях, стоит относиться примерно так же. Сильно плохого ничего в них нет, на какие-то мысли натолкнет, а любая новая информация полезна. Особенно для человека с критическим мышлением.

А вот бросаться покупать картины без собственного понимания, по кем-то опубликованному списку фамилий — глупо. Сами подумайте, что вы будете делать, когда настанет время продавать ранее приобретённое? Станете рассказывать покупателю или аукциону про какой-то дремучий рейтинг? Не советую. Опытные люди ухмыльнутся и слушать не станут, либо решат, что перед ними совсем уж дилетант «и делай с ним что хошь».

Что еще почитать по теме:
Рейтинги AI;
49art.ru;
forbes.ru;
in-art.ru;
ria.ru;
AI: Как самому оценить картину.



Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх