Мировой аукционный рынок искусства. Итоги 2013 года
ARTinvestment.RU   14 марта 2014

Французский информационный ресурс Artprice опубликовал обзор рынка искусства в 2013 году. Предлагаем познакомиться с самыми важными его цифрами и выводами

Французский информационный ресурс Artprice опубликовал обзор рынка искусства в 2013 году. Предлагаем познакомиться с самыми важными его цифрами и выводами.

По подсчетам Artprice, 2013 год стал лучшим за всю историю мирового арт-рынка по выручке (свыше 12 миллиардов долларов) и лучшим для отдельно взятого аукционного дома: за всю 247-летнюю историю Christie’s такого успешного года у него не было. Кроме того, был установлен новый абсолютный рекорд аукционной цены на произведение искусства — 127 миллионов долларов (за «Триптих с Лусиеном Фрейдом» кисти Френсиса Бэкона). Отчет Artprice составлялся на основании данных, полученных от 4 500 аукционных домов по всему миру. Все приведенные данные не учитывают комиссию покупателя Buyer’s Premium и поэтому могут отличаться от других данных в материалах ARTinvestment.RU.

Годовой аукционный оборот всего мирового рынка искусства достиг в 2013 году рекордного показателя 12,005 миллиарда долларов. Это на 13 % больше, чем в 2012 году (10,6 миллиарда долларов), и на 2,3 % больше, чем в 2011 году (11,78 миллиарда долларов). Тех, кто регулярно следит за рейтингами Artprice, может смутить расхождение в итоговых цифрах по 2012 году. В обзоре прошлого года была опубликована цифра 12,269 миллиарда долларов, что явно больше, чем приведенные выше 10,6 миллиарда. Для особенно дотошных читателей дается разъяснение этой нестыковки. Собирая статистику 2012 года, Artprice пользовался услугами китайского информационного агентства Art Market Monitor of Artron (AMMA). В отличие от Artprice, АММА брало в расчет аукционные результаты не только установленных авторов, но и работы неизвестных художников. Отсюда и увеличение итогового показателя. Если же пользоваться только аукционной статистикой Artprice, учитывающей исключительно авторские произведения, то годовой оборот 2012 года будет составлять те самые 10,6 миллиарда долларов.

Китайский арт-рынок в 2013 году вновь занял первое место в мире по объемам продаж. Да, на арт-рынке Поднебесной по-прежнему имеют место спекуляция и взвинчивание цен. Но даже несмотря на то, что некоторые современные художники, в свое время взлетевшие слишком высоко, в итоге сильно упали в цене, многие их современники продолжили медленно, но верно дорожать. И уж за кого не стоит беспокоиться, так это за общепризнанных китайских мастеров ХIX — XX веков: обесценивание им точно не грозит. Годовой оборот арт-рынка Поднебесной вырос на 21 % и составил 4,1 миллиарда долларов. Совсем немного уступают США — 4 миллиарда долларов оборота и 20%-ный годовой прирост. Замыкает тройку лидеров арт-рынок Британии — 2,1 миллиарда долларов. Далее идут Франция, Германия, Швейцария и Италия.

Доли рынков отдельных стран в общемировом рынке искусства

Страна

Доля рынка, %

Объем рынка,

миллионов долларов

Китай

34,6

4 100

США

33

4 000

Великобритания

17,3

2 100

Франция

4,5

549

Германия

1,7

207

Швейцария

1,3

159

Италия

0,9

110

Остальные страны

6,6

776

Весь мир

100

12 001

Виды искусства

За последние 10 лет ценовой индекс произведений искусства в целом вырос на 80 %. А если брать каждый вид искусства в отдельности, то цены на фотографию за 10 лет выросли на 25 %; 27 % прибавили живописные полотна; на 28 % подорожала скульптура; тиражная графика прибавила 38 %; и аж 185 % составил рост ценового индекса оригинальной графики.

Такое удорожание рисунков вызвано прежде всего спросом со стороны коллекционеров Китая, где традиционно процветают именно графические техники. Доля рисунков на мировом арт-рынке за 10 лет выросла с 13 % до 33 %, т.е., по сути, треть выставляемых по всему миру лотов сегодня — это оригинальная графика. Работы на бумаге таких авторов, как Ци Байши, Чжан Дацянь, Хуан Чжоу и др., продаются за миллионы долларов. Если в 2003 году только 15 рисунков смогли перешагнуть ценовой порог в миллион долларов, то в 2013 году таких лотов было уже 483.

Хотя самым прибыльным видом искусства по-прежнему остается живопись. В этом сегменте в 2013 году зафиксировано 878 продаж дороже миллиона долларов (в 2003 их было 205). Доля живописных лотов в 2013 году составила 37 %, и эти картины ответственны за 54 % глобальной аукционной выручки (6,619 миллиарда долларов).

Рост цен на живопись и оригинальную графику влияет и на удорожание тиражной графики. Здесь цена зависит прежде всего от редкости и сохранности эстампа или серии эстампов. О самых дорогих тиражных произведениях 2013 года можно почитать здесь.

Скульптура в 2013 году заработала 913 миллионов долларов, или 8 % от глобальной аукционной выручки. Количество трехмерных лотов превысило 22,5 тысячи (5,8 % от общего количества лотов). При этом 128 скульптур ушли с молотка за суммы, превышающие миллион долларов (таких скульптур в 2003 году было всего лишь 19). В первой сотне лотов 2013 года лишь шесть скульптур — трехмерные работы Джеффа Кунса (52 миллиона долларов за «Оранжевую собаку из воздушных шаров»), Альберто Джакометти («Большая тонкая голова» — 44,5 миллиона долларов), Ива Кляйна (скульптура из синих губок за 19,5 миллиона), Огюста Родена (скульптура за 13,5 миллиона), Дональда Джадда («Без названия (DSS 42)» — 12,5 миллиона) и Пабло Пикассо («Сильветта» — 12 миллионов).

ДЖЕФФ КУНС Собака из воздушных шаров (Оранжевая). 1994–2000
ДЖЕФФ КУНС Собака из воздушных шаров (Оранжевая). 1994–2000 Christie’s. 12.11.2013
Оценка аукциона (эстимейт): 35–55 миллионов долларов
Цена: 58,4 миллиона долларов
Источник: christies.com
АЛЬБЕРТО ДЖАКОМЕТТИ Большая тонкая голова (Большая голова Диего). 1954–1955
АЛЬБЕРТО ДЖАКОМЕТТИ Большая тонкая голова (Большая голова Диего). 1954–1955
Sotheby’s. 6.11.2013. Лот 15
Оценка аукциона (эстимейт): 30–50 миллионов долларов
Цена: 50 миллионов долларов
Источник: sothebys.com

Ну и, наконец, на фотографиях удалось за год выручить 153,3 миллиона долларов (1,2 % от глобальной выручки). Этот рынок пока еще сравнительно новый для коллекционеров, особенно китайских, однако на западе популярность фотоискусства быстро растет. На западных аукционах продаются фотографии уже более 14 тысяч авторов. За 2013 год 12 фотографий были проданы дороже миллиона долларов, и 33 — дороже 500 тысяч долларов. Есть одна интересная особенность на рынке фотографий: работы ныне живущих художников здесь могут продаваться даже лучше, чем снимки умерших классиков. Объясняется это уменьшением общего количества исторических снимков на рынке и грамотной раскруткой современных фотографов.

Сегменты рынка

В 2013 году 35 % глобальной аукционной выручки обеспечило послевоенное и современное искусство (примерно 4,2 миллиарда долларов). Модернисты принесли 47 % глобальной аукционной выручки (5,7 миллиарда долларов). Произведения Старых Мастеров заработали суммарно 1,012 миллиарда долларов (8,4 % глобального арт-рынка).

За последние десять лет современное искусство выросло в цене на 102 %; ценовой индекс послевоенного искусства прибавил 76,7 %; на 18 % подорожали модернисты. И только ценовые индексы искусства XIX века и старых мастеров из-за сужения качественного предложения в этих сегментах за десять лет снизились (на 20 % и 16 % соответственно).

Всего семь работ старых мастеров попали в список 100 самых дорогих лотов 2013 года. Самая дорогая из них — картина Жана Оноре Фрагонара, проданная на Bonhams за 17,1 миллиона фунтов. Поскольку в этом сегменте ощущается острая нехватка живописных работ, коллекционеры переключились на графику. В 2013 году на рисунках старых мастеров удалось заработать даже больше, чем на картинах (583 миллиона за графику против 405 миллионов за живопись). Неплохо поживает и тиражная графика: годовая выручка — 24 миллиона долларов.

ЖАН ОНОРЕ ФРАГОНАР Портрет Франсуа Анри, герцога Д’Аркур. 1769
ЖАН ОНОРЕ ФРАГОНАР
Портрет Франсуа Анри, герцога Д’Аркур. 1769
Холст, масло. 81 × 65
Bonhams. 5.12.2013. Лот 85
Оценка аукциона (эстимейт): от 15 миллионов фунтов
Цена: 17,1 миллиона фунтов
Источник: artdaily.com
ТРЕЙСИ ЭМИН Встретиться с моим прошлым. 2002
ТРЕЙСИ ЭМИН Встретиться с моим прошлым. 2002
Christie’s. 17.10.2013. Лот 13
Цена: 481,9 тысячи фунтов (770 тысяч долларов)
Источник: christies.com

Сегмент модернистского искусства остался по-прежнему самым прибыльным с годовой выручкой 5,7 миллиарда долларов. Из них 2,84 миллиарда — это живописные работы, 2,3 миллиарда (почти 40 %) — рисунки, и еще 387 миллионов — скульптура. Из 178 тысяч предложенных по всему миру работ модернистов достигли цены свыше миллиона долларов 707 лотов.

В 2013 году хорошо продавались работы ныне живущих художников. На сегодняшний день коллекционеры в среднем готовы потратить свыше 5 тысяч долларов на работу молодого художника, впервые выступающего на аукционе (в 2003 году такой «психологический порог» составлял 1 355 долларов). Лучше всего на аукционах раскручивают молодых китайских художников. Работы ныне живущих авторов за 2013 год заработали на китайском арт-рынке почти миллиард долларов, или 24 % от суммарной аукционной выручки Поднебесной. Но и на Западе бывают удачные рекламные кампании — например, аукцион работ из галереи Саатчи без резервных цен и эстимейтов, на котором было установлено 23 персональных аукционных рекорда. Арт-рынок за эти годы в целом помолодел: ныне живущие художники в 2013 году принесли 14 % от глобальной выручки в сегменте графики, 15 % от выручки за тиражную графику, 21 % от живописных продаж (1,4 миллиарда долларов), 30 % от выручки за скульптуру и 60 % выручки от продажи фотографий.

Ведущие аукционные дома мирового арт-рынка в 2013 году

Аукционный дом

Доля в общей

аукционной

выручке, %

Выручка,

миллионов

долларов

1

Christie’s

29,5

3 558

2

Sotheby’s

25,8

3 108

3

China Guardian

4,8

582

4

Poly International

4,8

580

5

Beijing Council International Auctions

3,2

390

6

Phillips

2,1

257

7

Bonhams

1,6

192

8

Shanghai DuoYunXuan auction

1,1

136

9

Xiling Yinshe Auction

1,1

127

10

Другие

26

3 071

В 2013 году больше половины глобального аукционного оборота (55 %) обеспечили продажи в аукционных домах Christie’s и Sotheby’s. При этом эти два титана арт-рынка продали только 9 % от общего количества лотов по всему миру (более 34 000 лотов). Зато в это число вошли почти все работы в топ-сегменте рынка. Из 100 самых дорогих лотов 2013 года 89 лотов нашли новых владельцев на торгах Christie’s либо Sotheby’s (с рейтингом 10 самых дорогих лотов 2013 года можно ознакомиться здесь).

Каждый из этих аукционных домов выручил на продаже искусства свыше 3 миллиардов долларов. Один только аукцион послевоенного и современного искусства Christie’s 12 ноября 2013 года принес 609 миллионов долларов — рекордная выручка отдельного аукциона не только за всю 247-летнюю историю Christie’s, но и для всего мирового арт-рынка. На этом же историческом аукционе «Триптих с Лусиеном Фрейдом» кисти Френсиса Бэкона стал самым дорогим в мире произведением искусства, проданным на открытых торгах, — за него заплатили 127 миллионов долларов. Но почивать на лаврах Christie’s и Sotheby’s явно не стоит — год от года им составляют все более жесткую конкуренцию китайские аукционные дома. Шесть из них в 2013 году вошли в первую девятку аукционных домов мира.

ФРЕНСИС БЭКОН Три эскиза с Лусиеном Фрейдом. 1969
ФРЕНСИС БЭКОН Три эскиза с Лусиеном
Фрейдом. 1969
Christie’s. 12.11.2013
Эстимейт по запросу (от 85 миллионов долларов)
Цена: 142,4 миллиона долларов
Источник: christies.com
ВЛАДИМИР ТРЕТЧИКОВ Китайская девушка (Зеленая леди). Начало 1950-х
ВЛАДИМИР ТРЕТЧИКОВ Китайская девушка (Зеленая леди). Начало 1950-х
Bonhams. 20.03.2013
Оценка аукциона (эстимейт): 300–500 тысяч фунтов
Цена: 1 миллион фунтов
Источник: bonhams.com

Рейтинг мировых художников по аукционному обороту в деньгах (из топ-500)

Место

Автор

Аукционный
оборот,

миллионов
долларов

Продано
лотов,
штук

Лучшая цена
молотка,
миллионов
долларов

1

Энди Уорхол

367,41

1459

94

2

Пабло Пикассо

361,395

2776

40

3

Чжан Дацянь

291,667

873

10

4

Жан-Мишель Баския

250,406

91

43,5

5

Ци Байши

230

716

11,32

6

Френсис Бэкон

195,711

129

127

7

Герхард Рихтер

165,885

231

33

8

Рой Лихтенштейн

140,59

425

50

9

Цзао Ву-Ки

139,56

487

12,41

10

Клод Моне

137,6

28

27,4

<…>

26

Марк Шагал

74,537

1040

11,5

28

Марк Ротко

71,69

4

41

34

Василий Кандинский

64,44

114

18,8

64

Хаим Сутин

25,773

10

16

87

Николя де Сталь

20,272

23

5,2

111

Николай Рерих

16,798

21

10,74

148

Илья Машков

12,472

5

6,38

186

Алексей Явленский

10,5

28

3,146

230

Иван Айвазовский

8

29

1

244

Сергей Поляков

7,536

152

0,651

309

Николай Фешин

5,3

10

1,9

396

Константин Коровин

3,972

46

0,949

423

Моисей Кислинг

3,738

72

0,3

429

Иван Шишкин

3,65

26

2,8

481

Наталия Гончарова

3,2

66

0,836

484

Владимир Третчиков

3,166

33

1,268

Источники: artprice.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/rating/20140314_artprice.html
https://artinvestment.ru/en/invest/rating/20140314_artprice.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх