Топ-20 молодых русских художников
Искусство самых дорогих молодых русских художников (даже тех, чьи имена давно на слуху) по-прежнему довольно доступно. «Входной билет» в топ-20 обойдется дешевле 5000 долларов
Источником вдохновения для нашего нового рейтинга послужил недавний курьезный мировой топ-10 самых дорогих работ художников моложе 33 лет, который получился из двух фамилий. Не желая подобной участи своим авторам, мы использовали наше традиционное правило «один художник — одна картина».
Кроме того, возрастную границу для молодого художника решено поднять с 33 до 35 лет. Потому что именно этот возраст берется в качестве формального критерия «молодого художника» в русских конкурсах, премиях и биеннале. В частности, 35 лет — это отсечка для номинации «Новая генерация» премии «Инновация», для номинации «Молодой художник» в Премии Кандинского, для участия в Московской Международной биеннале молодого искусства Youngart.ru, для поощрительных стипендий ЦСК «Гараж» и многих других проектов для молодых художников. Так что, скрепя сердце, нам пришлось исключить из рейтинга всех, кто родился раньше 1979 года.
Следующий критерий отбора: место рождения — СССР. Поэтому в рейтинг попали не только наши сегодняшние соотечественники, но и другие художники орбиты русского искусства из ближнего или дальнего зарубежья — будь то Украина, Франция или Великобритания. Так что пусть вас не смущают отдельные имена — так все и было задумано.
Ну и конечно, наш рейтинг, как всегда, базируется исключительно на публичных аукционных продажах. Галерейные сделки в расчет не принимаются, так как дело это больно темное. Цены не учитывают премию покупателя и традиционно приводятся в валюте сделки и в долларах по курсу на дату продажи. Итак, вот, что у нас получилось.
1. ОЛЕГ ДОУ (1983) Nun 2. 2006
Цифровая печать lambda print. 100 х 100
Kieselbach Gallery. Будапешт. 14.12.2007. Лот 229
Оценка аукциона (эстимейт): 350 000 форинтов
Цена: 7 500 000 форинтов (43 516 долларов)2. ВЕРОНИКА СМИРНОВА
(1979) Внимание на мосту. 2008
Доска, яичная темпера. 80 х 360
PhillipsDePury. Лондон. 23.04.2010. Лот 327
Оценка аукциона (эстимейт): 15 000–20 000 фунтов
Цена: 15 000 фунтов (23 095 долларов)
Источник: phillips.com
3. МИХАИЛ ЛЕВИН (1986) Доска почета. 2011
Картон, масло. 13 частей. Каждая ок. 48,3 х 35,6
Phillips. Нью-Йорк. 08.03.2013. Лот 370
Оценка аукциона (эстимейт): 8 000–12 000 долларов
Цена: 22 000 долларов
Источник: phillips.com4. АРТЁМ ВОЛОКИТИН (1981)
Прикосновение № 16. 2008
Холст, стекловолокно, масло. 174 х 147
Золотое сечение. Киев. 27.11.2010. Лот 81
Оценка аукциона (эстимейт): 10 000–15 000 долларов
Цена: 14 300 долларов
Источник: gs-art.com
5. СОКОЛОВА КАТЯ (1985)
Туфли «Кукушка». 2004
Холст, масло. 99,1 х 99,1
PhillipsDePury. Нью-Йорк. 31.03.2008. Лот 96
Оценка аукциона (эстимейт): 10 000–15 000 долларов
Цена: 10 000 долларов
Источник: phillips.com6. ВИТАЛИЙ РУСАКОВ (1985)
Нам нужна настоящая свобода. № 4. 2010
Холст, пошуар, акрил, аэрозоль. 130,5 х 96,5
Cornette de Saint Cyr. Париж. 28.03.2011. Лот 370
Оценка аукциона (эстимейт): 5 000–6 000 евро
Цена: 6 500 евро (9 149 долларов)
7. ТАТЬЯНА АХМЕТГАЛИЕВА (1983)
Море дождей. Из серии «Моя комната». 2013
Ткань, вышивка, нити, клубки. 100 х 100
Vladey. Москва. 23.05.2013. Лот 50
Оценка аукциона (эстимейт): 7 000–8 000 евро
Цена: 7 000 евро (9 035 долларов)8. ВАЛЕРИЙ ЧТАК (1981) Рождение. 2010
Холст, акрил. 150 х 200
PhillipsDePury. Лондон. 15.04.2011. Лот 81
Оценка аукциона (эстимейт): 5 000–7 000 фунтов
Цена: 5 500 фунтов (8 974 доллара)
Источник: phillips.com
9. ТАИСИЯ КОРОТКОВА (1980)
№ 1. Из серии «Технология». 2008
Доска, левкас, темпера. 49,5 х 62
Vladey. Москва. 23.05.2013. Лот 51
Оценка аукциона (эстимейт): 4 000–6 000 евро
Цена: 6 500 евро (8 390 долларов)10. ТИМ ПАРЩИКОВ (1983) Две работы
1) Камарг. 2006; 2) Камарг. 2009
2 цветных отпечатка. Диасек. 120 х 180
(каждый отпечаток)
PhillipsDePury. Лондон. 15.04.2011. Лот 102
Оценка аукциона (эстимейт): 4 000–6 000 фунтов
Цена: 4 800 фунтов (7 832 доллара)
Источник: phillips.com
11. ЮЛИЯ ЛЕБЕДЕВА (1989)
Pepsi or Coke II. 2012
Цифровой фотоотпечаток. 80 х 120
Phillips. Лондон. 8.05.2013. Лот 123
Оценка аукциона (эстимейт): 5 000–7 000 фунтов
Цена: 5 000 фунтов (7 760 долларов)
Источник: phillips.com12. БЕАТА КОРН (1980)
Дмитрию разбили сердце. 2008
Стекло, керамика. 196 х 92 х 42
Золотое сечение. Киев. 27.11.2010. Лот 74
Оценка аукциона (эстимейт): 10 000–15 000 долларов
Цена: 7 000 долларов
13. КСЕНИЯ ГНИЛИЦКАЯ (1984) Без названия
Проект «Под открытым небом». 2008
Холст, масло. 136 х 202
PhillipsDePury. Лондон. 17.10.2009. Лот 271
Оценка аукциона (эстимейт): 4 000–6 000 фунтов
Цена: 4 000 фунтов (6 531 доллар)
Источник: phillips.com14. СЕМЁН КОЖИН (1979)
Бегство Наполеона. 2005
Холст, масло. 110 х 70
Русская галерея искусств. Москва. 22.05.2008. Лот 81
Оценка аукциона (эстимейт): 8 500–9 000 долларов
Цена: 6 500 долларов
15. МАКСИМ ЖУРОВ (1981) Пришельцы. 2001
Холст, масло. 100 х 180
Русская галерея искусств. Москва. 13.10.2007. Лот 103
Оценка аукциона (эстимейт): 5 200 долларов
Цена: 6 500 долларов16. МИХАИЛ ДЕЯК (1984) Табуреты. 2011
Холст, масло, акрил, деревянные табуреты. 140 х 180
Phillips. Лондон. 11.04.2013. Лот 130
Оценка аукциона (эстимейт): 4 000–6 000 фунтов
Цена: 4 000 фунтов (6 128 долларов)
Источник: phillips.com
17. МАРИНА ФЁДОРОВА (1981)
На дороге. 3. 2008
Холст, масло. 180 х 180
Pierre Berge & Associes. Брюссель. 6.12.2009
Оценка аукциона (эстимейт): 4 000–6 000 евро
Цена: 4 000 евро (5 940 долларов)18. НИКИТА КАДАН (1982)
Без названия. Проект «Место действия». 2009
Холст, масло. 145 х 145
PhillipsDePury. Лондон. 17.10.2009. Лот 275
Оценка аукциона (эстимейт): 4 000–6 000 фунтов
Цена: 3 500 фунтов (5 715 долларов)
Источник: phillips.com
19. АНДРЕЙ ГАЛАШИН (1979)
Лучший друг. 2010
Холст, масло. 148 х 119
PhillipsDePury. Лондон. 18.02.2011. Лот 344
Оценка аукциона (эстимейт): 4 000–6 000 фунтов
Цена: 3 500 фунтов (5 643 доллара)
Источник: phillips.com20. ИЛЬЯ ДЕВИН (1981)
Туман в Вероне. № 4. 2008
Желатино-серебряная печать. 40 х 60
PhillipsDePury. Лондон. 15.04.2011. Лот 101
Оценка аукциона (эстимейт): 3 000–5 000 фунтов
Цена: 3 000 фунтов (4 895 долларов)
Источник: phillips.com
Что можно отметить по итогам?
Искусство молодых русских художников (даже тех, чьи имена давно на слуху) по-прежнему стоит относительно недорого. «Входной билет» в топ-20 обойдется дешевле 5000 долларов. А уже за 8 000–10 000 долларов коллекционерам удавалось покупать лучшие вещи хорошо известных нам Татьяны Ахметгалиевой, Валерия Чтака или менее известного нам «русского француза» Виталия Русакова. Граффити последнего французская галерея привозила недавно в Москву на Салон изящных искусств — там, как они рассказали, художник довольно популярен. Всего же, вы удивитесь, для того чтобы скупить весь топ-20 русского молодого искусства, гипотетическому коллекционеру или инвестору хватило бы 218 903 долларов (с поправкой на условие «один художник — одна картина»).
Искатели универсальной «формулы успеха» в искусстве будут и на сей раз разочарованы. Одного доминирующего стиля и направления в работах группы рекордсменов не прослеживается. Наоборот, представлен широкий диапазон жанров и направлений. От постмодернизма до реализма. По технике тоже полное разнообразие. Есть и графика, и фотография, и ткани, и керамика. Но, всё же 11 из 20 работ — это живопись (холст, масло или акрил). Это привет тем, кто давно уже предрекает смерть живописи вообще и в современном искусстве в частности.
Итак, вид искусства и жанр произведения определяющего значения не имеют. Вместе с тем понятно, что для того, чтобы быть успешным, надо «быть в тренде» — причем не в российском, а в общемировом. Это пытаются сделать молодые русские художники: их работы предельно актуализированы.
Для этого в ряде случаев они используют острую социальную проблематику, актуальные изобразительные мотивы и художественные приемы, смешивая виды и жанры искусства в постмодернистском духе. Вроде трафаретного нанесения рисунка на поверхность холста, как в граффити, или приемов диджитал-арта в живописи. Однако, несмотря на весь свой постмодернизм и остросоциальную направленность, авторы явно не забывают о том, что работы эти также должны приятны глазу и вписываться в дизайн современных интерьеров. Отсюда — сглаженность и налет глянца, реверансы в сторону реализма (фотореализма). И конечно, зачтем покупателям в огромный плюс то обстоятельство, что нашему рейтингу молодых художников все-таки удалось обойтись без романтически-слащавых ню, которые массово продают на аукционах (к счастью, в основном на интерьерных торгах) и еще больше восторженно постят в блогах.
Еще одна вещь, которая бросается в глаза — большой разрыв между первым и вторым результатами. Рекордный новаторский цифровой арт Олега Доу отделяет от второго места — живописи Вероники Смирновой — целых 20 тысяч долларов. К слову, стоило нам нарушить правило «один художник — одна картина» — и русский посол программы Adobe Photoshop (в апреле 2012-го работа Олега Доу украсила обложку программы Photoshop версии CS6) занял бы своими работами дополнительно еще семь мест нашего рейтинга. Ну чем не Лю Чуньси? А ведь наш Доу даже на два года моложе.
На удивление, почти половина рекордов в нашем топ-20 приходится на период 2011–2013 годов. То есть это не какие-то докризисные «дела минувших дней», а вполне себе живой коммерческий процесс.
Обращает на себя внимание и то, что только шесть работ из рейтинга топ-20 получили свои высокие оценки на наших национальных аукционах — на киевском «Золотом сечении» и на московских VLADEY и аукционе «Русской галереи искусств». Все остальные собрали кассу на зарубежных аукционах, чаще всего на Phillips, который, правда, тоже принадлежит русским владельцам. И дело тут не только в том, что нет пророка в своем отечестве. И не только в том, что в России покупка работ молодых художников до сих пор воспринимается чуть ли не как чудачество. А еще и в том, что национальная аукционная инфраструктура, работающая с современным искусством, лишь начинает формироваться. Тот же аукцион VLADEY недавно провел лишь первые свои торги, а старожилы московского аукционного рынка с современным искусством (особенно искусством XXI века) не работают: и аудитория покупателей невелика, и хороших комиссионных на недорогих предметах не заработать. Но в скором будущем эту нишу доступного современного искусства будут атаковать другие торговые форматы — новые электронный площадки, у которых за спиной есть крепкая оффлайновая репутация. В частности, на днях структура Сергея Гридчина (владельца арт-резиденции Gridchinhall) объявила о запуске в сентябре новой электронной площадки Artlet.com — сразу с тысячей произведений почти 200 современных художников. В наш рейтинг они не попадут (там не аукционный принцип), но нам же всем нужно ехать, а не шашечки.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/rating/20130806_russians.html
https://artinvestment.ru/en/invest/rating/20130806_russians.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.