Художник недели: Григорий Пожидаев
ARTinvestment.RU   12 декабря 2012

Даже имя художника пишут по-разному, а доэмиграционный период его биографии, к сожалению, источники снабдили целым рядом мнимых событий и обстоятельств. Между тем он оставил яркий, самобытный след в истории театра, кино и живописи

Даже имя художника пишут по-разному, а доэмиграционный период его биографии, к сожалению, источники снабдили целым рядом мнимых событий и обстоятельств. Между тем он оставил яркий, самобытный след в истории театра, кино и живописи.

Художник театра и кино, живописец и график Григорий Анатольевич Пожидаев родился 13 января 1894 года в г. Ялте Таврической губернии (метрическое свидетельство № 7845. РГАЛИ. Ф. 680, оп. 2, ед. хр. 2617, лист 7а об.). Назван в честь деда. В личном деле ученика Московского училища живописи, ваяния и зодчества (РГАЛИ. Ф. 680, оп. 2, ед. хр. 2617, лист 2) находится копия свидетельства о том, «что в метрической книге, хранящейся в архиве консистории, Иоанно-Златоустовской церкви города Ялты в 1 части за 1894 год под № 4 мужского пола значится следующий акт: “Тысяча восемьсот девяносто четвертого года тринадцатого дня родился, а 22 числа того же месяца крещен Григорий. Родители его: дворянин Анатолий Григориев Пожидаев и законная жена его Анна Васильевна, оба православные, восприемники были: отставной штабс-капитан Борис Ильич Зафиропуло и вдова поручика гвардии Клеопатра Петрова Пожидаева”».

Отец будущего художника, Анатолий Григорьевич Пожидаев, был потомственным дворянином. Род Пожидаевых был утвержден в потомственном дворянстве Указом Правительствующего Сената по Департаменту Герольдии от 4 августа 1853 года за № 5417 и «внесен в первую часть дворянской родословной книги Курской губернии»: лист 3, Свидетельство Курского Дворянского Депутатского собрания за № 9 1691 лист (РГАЛИ. Ф. 680, оп. 2, ед. хр. 2617, л. 7а об.).

В 1911 году Г. А. Пожидаев окончил Одесский кадетский корпус. Аттестат Одесского кадетского корпуса № 3417 приложен к документам. Приписан к призывному второму участку города Одессы. Свидетельство о приписке к призывному участку № 3396 (РГАЛИ. Ф. 680, оп. 2, ед. хр. 2617, л. 15).

В 1914 году Пожидаев подал прошение для поступления в фигурный класс живописного отделения МУВЖЗ. В 1914 году в Москве проживал: Владимиро-Долгоруковская ул., Кабанихин пер., д. 22, кв. 2. 18 ноября 1914 года принят в фигурный класс МУЖВЗ (РГАЛИ. Ф. 680, оп. 2, ед. хр. 2617, л. 9), учился у А. Е. Архипова и Н. А. Касаткина.

В июне 1915 года Пожидаев состоял учеником МУЖВЗ. Имел право на отсрочку по отбыванию воинской повинности для окончания образования до 24-летнего возраста (РГАЛИ. Ф. 680, оп. 2, ед. хр. 2617, л. 12), то есть до этого времени в боевых действиях участия не принимал.

30 января 1916 года Пожидаев состоял учеником МУВЖЗ (РГАЛИ. Ф. 680, оп. 2, ед. хр. 2617, л. 13). Имеющаяся в ряде источников информация о том, что «осенью 1916 перешел в С.-Петербургскую АХ, занимался под руководством Д. Н. Кардовского и Г. Р. Залемана», подтверждения в архивах не нашла. В РГИА, где находится фонд 789 ВХУ при АХ до 1917 года, личное дело Пожидаева отсутствует. Формулировка «перешел в С.-Петербургскую АХ» также не является правомочной. Ученики МУВЖЗ, закончив училище и сдав экзамены, допускались к конкурсу в ВХУ при АХ. Лучшие поступали. Перевод из среднего учебного заведения в высшее был невозможен.

О пребывании Пожидаева в Петербурге (Петрограде) на данный момент ничего не известно. «В 1917 году оставил учебу, поступил декоратором в Интимный театр и вместе с театром переехал в Москву», — сообщает нам справочник «Художники русского зарубежья» О. Л. Лейкинда, К. В. Махрова, Д. Я. Северюхина. Пожидаев действительно работал в Петроградском Интимном театре Б. С. Неволина, но в период пребывания театра в Москве (на афише 1916 года из архива семьи К. Я. Голейзовского указан московский адрес Интимного театра: Москва, Б. Дмитровка, угол Козицкого переулка).

13 августа 1916 года Пожидаев подал прошение в Совет императорского русского театрального общества о своем зачислении в действительные члены ИТО; в разделе «профессиональная деятельность» указал, что в сезон 1915–1916 он работал в двух театрах — Интимный театр, Народный дом, проживал в Москве (РГАЛИ. РТО Ф. 641, оп. 1, ед. хр. 886). В Интимном театре оформил спектакли «Человек», «Наказанный зверь», «Бригадирша» и «Музыкальная табакерка».

Сотрудничал с балетмейстером К. Я. Голейзовским с 1916 года. В 1916–1917 оформил в Интимном театре три его постановки: в 1916 — балет «Козлоногие» («Пляска нимф и козлоногих») на музыку И. А. Саца (балет был возобновлен в 1918 в оформлении Пожидаева), сразу после него — балет-пантомиму «Выбор невесты» на музыку М. А. Кузмина (Голейзовский и Пожидаев, кроме того, участвовали в этом спектакле как актеры), а в 1917 — «Три интермедии» (совместно с В. Вороновым). Самой значительной совместной работой Пожидаева и Голейзовского был балет Н. Н. Черепнина «Маска Красной смерти» (1919) в Большом театре (не осуществлен). В 1919 оформил в Первой показательной балетной студии ТЕО Наркомпроса в Москве две постановки Голейзовского: балет «Арлекинада» на музыку С. Шаминад (в оформление участвовал Голейзовский) и концертный номер «Дивертисмент» на музыку А. Гречанинова, А. Давиденко, Л. Половинкина, М. Блантера, В. Ребикова, Э. Грига, П. Чайковского, Р. Дриго, Л. Минкуса, К. (?) Лядова. В архиве семьи К. Я. Голейзовского имеется документ — заказ художнику Г. Пожидаеву на выполнение 24 рисунков к «Дивертисменту» от 7 августа 1919 года.

В 1919 году Голейзовский и Пожидаев написали сценарий «Гамелен, или Революция победит», собираясь поставить в сотрудничестве с Н. И. Сац спектакль для подростков (балет или пантомиму) на тему Французской революции; но эти планы не были осуществлены.

В 1921 году Голейзовский и Пожидаев разработали проект организации «самостоятельного балетного дела», который должен был быть осуществлен при Советском театре — бывшем театре С. И. Зимина. «…Проект художников Касьяна Голейзовского и Григория Пожидаева об организации специальной балетной труппы и балетных спектаклей в Советском театре (быв. Опера Зимина)» был подан в начале августа 1921. Предполагалось, что «…Касьян Голейзовский и Григорий Пожидаев предоставляют управлению театра либретто, музыку, эскизы декораций и костюмов… В репертуар первых балетных спектаклей войдут:

1) “Происшествие в Версале” в 5 кар. муз. Люлли, Моцарт, Рамо,Скарлатти

2) “Сеньор Формика” по Гофману в 7 карт. Муз. Е. Павлова

3) “Маска Красной смерти” по Э. По — в 2-х карт. муз. Черепнина

4) “Фавн” в 1 карт. муз. Дебюсси

5) “Маски” в 1 карт. муз. Дебюсси

6) “Белая месса” в 1 карт. муз. Скрябина

7) “Элегическая прелюдия” в 1 карт. муз. Метнера…»

Проект остался на бумаге.

В России участия в выставках Пожидаев, вероятнее всего, не принимал. Участие в выставках Григорию Анатольевичу приписывается благодаря другому художнику — Александру Александровичу Пожидаеву (1884–?), подразумевая опечатку в начальной букве имени. Немногие известные биографические сведения об А. А. Пожидаеве приводить здесь нет необходимости, нам важно лишь то, что выставлялся он (МОЛХ) с 1906 года (в 1906-м Григорию Пожидаеву было 12 лет), экспонировал пейзажи и портреты. Проживал до 1929 года: Москва, Зубовская площадь, Долгий пер., д. 10, кв. 4 (РГАЛИ. Ф. 660, оп. 1, № 1330, л. 148 — 1906 год; РГАЛИ. Ф. 660, оп. 1 д. 1388, л. 260 — 1907 год; РГАЛИ. Ф. 681, оп. 1 ед. хр. 1963, 1922–1929 годы). Этот адрес позволяет безошибочно разделить в выставочных каталогах двух художников.

Уехал Григорий Пожидаев из России не ранее 1921 года — об этом свидетельствуют документы из архива семьи К. Я. Голейзовского о совместной работе с Пожидаевым в Москве. Покинув Россию, сменил имя Григорий на более привычное европейскому слуху имя Георгий, или, как его еще называли, Жорж (Georges), стал подписываться латинскими буквами: Pozedaev, Georges A. de Pogedaïeff. Расхождения в написании фамилии, вероятнее всего, объясняются не псевдонимом, а некорректным переводом на русский язык. Недолго работал в Национальном театре в Бухаресте, затем в Праге, где исполнил декорации для труппы Анны Павловой.

В 1922 году в № 12–13 журнала «Театр», посвященном пропаганде русского сценического искусства за границей, в небольшой заметке о «нарождающемся в Берлине новом “Русском театре”» (речь идет о «Русском романтическом театре» Б. Г. Романова) мелькает фамилия Пожидаева. Вместе с Г. Лукомским и П. Челищевым Пожидаев приступил к работе над декорациями и эскизами для новых постановок театра. Декорации и костюмы к «Пиру Гудала» (на музыку А. Г. Рубинштейна из оперы «Демон») не остались незамеченными и вызвали резкую критику («Театр», 1922, № 15).

До 1924 года Пожидаев жил в Берлине, оформлял спектакли и концертные номера в кабаре «Синяя птица», «Русском романтическом театре» Б. Г. Романова. После «Пира Гудала» вместе с Г. Лукомским и П. Челищевым работал над оформлением других постановок этого театра. В 1922 в Берлине работал декоратором в театре-кабаре «Карусель»; в театре миниатюр «Маски», созданном режиссером Б. С. Неволиным по образцу Интимного театра. Сотрудничал с режиссером М. Рейнгардтом. В 1922 состоялась персональная выставка Пожидаева в галерее «Der Sturm». В 1924 работал декоратором русско-немецкого театра-кабаре «Бабочка» в Берлине.

В 1924 году он перебрался в Вену, руководил постановочной частью и был сценографом венского театра-кабаре «Москауер Кунст-Шпиле», провел персональную выставку декораций и костюмов в Neue Galerie.

В 1925 году художник обосновался в Париже. Работал для театра «Летучая мышь» Н. Ф. Балиева, оформлял спектакли русского репертуара в Мадриде и Барселоне. В 1927 создал эскизы костюмов и написал 62 портрета для съемочных интерьеров фильма «Страсти Жанны д’Арк» (режиссер К.-Т. Дрейер), часть этих живописных работ была выставлена на персональной выставке художника в галерее Шарпантье в Париже. «Чудесны его перевоплощения в переходах от рейнгардтовских эскизов к иезуитам и солдатам к Орлеанской Деве, и от них — к боярщине русского средневековья», — писала об этих портретах эмигрантская газета «Русское время» 16 ноября 1927 года. Сотрудничал с кинорежиссером Абелем Гансом — в частности, в 1928 году был художником его фильма «Конец мира».

В 1935 году состоялась персональная выставка в Каннах.

В 1937 году Пожидаев оставил сценографию. Занимался живописью и графикой, писал пейзажи, портреты и натюрморты. Создавал книжные иллюстрации, в частности выполнил иллюстрации к произведениям Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова. Выполнил иллюстрации к роману П. Клоделя «Sainte Agnes» («Святая Аньес», 1947) и цикл «Апокалипсис» (предисловие Луи Рео, 1949–1952). «Апокалипсис» был показан на выставке значительных книг года в Национальной библиотеке в Париже (1949). В 1952 году демонстрировал цикл «Апокалипсис» на персональной выставке.

Пожидаев провел несколько персональных выставок в парижских галереях: L. Reimann (1946), J. Allard (1948), Durand-Ruel (1952), Margaritt (1955), R. Creuse (1958).

Написал поэму «Четыре ветра» (журнал «Возрождение», 1954).

Жертвовал свои работы в пользу Объединения русских адвокатов во Франции (1927), в пользу русских военнопленных (1942), Особому комитету по сбору средств на ремонт Св. Александро-Невского собора в Париже (1955, 1958) и др.

Кавалер ордена Почетного легиона (1953) Григорий Анатольевич Пожидаев скончался 3 августа 1971 года в Менербе — небольшой деревне в Провансе. Похоронен на местном кладбище.

Послесловие. В настоящее время в искусствоведческой литературе существуют разночтения в написании фамилии и имени художника, приводятся биографические данные (в подавляющем большинстве относящиеся к доэмиграционному периоду жизни и творчества Г. А. Пожидаева), которые не соответствуют действительности. К таковым следует отнести все иные, не упомянутые в настоящем тексте, варианты имени, фамилии и даты рождения, сведения об учебе в Николаевском Кадетском корпусе, службе в Гусарском полку, участии в боевых действиях, переходе из МУВЖЗ в ВХУ при АХ, работе в Петербурге, дате отъезда, участии в выставках и т. д.

Увидеть театральную графику Г. А. Пожидаева до 27 декабря 2012 можно на выставке «Художники театра Касьяна Голейзовского. 1918–1932» в галерее «Элизиум».

Источники:

  1. «Художники театра Касьяна Голейзовского. 1918–1932». Каталог выставки. М.: Галерея «Элизиум». 2012. С. 186–209.
  2. artrz.ru
  3. dommuseum.ru
  4. Рашит Янгиров. Хроника кинематографической жизни русского зарубежья. М., 2010. Т. 1. С. 392.
  5. artinvestment.ru
  6. spbvedomosti.ru

Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/painters/20121212_pogedaeff.html
https://artinvestment.ru/en/invest/painters/20121212_pogedaeff.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх