Информационные решения ARTinvestment.RU в помощь арт-банкингу. Технологии для анализа русского рынка искусства
ARTinvestment.RU   03 марта 2015

Что делать, если интуитивные инвестиционные предложения для клиента требуется подкрепить формальными индикаторами рыночной конъюнктуры? Выход есть

Да уж, момент для разговора про арт-банкинг в России сегодня не самый подходящий, но всё проходит — и это пройдет. Тем более что речь пойдет о вещах совсем не сиюминутных.

Процесс консультационного и финансового сопровождения инвестиций в искусство с каждым годом претерпевает всё новые качественные изменения. Простая формула «Верь мне, я твой финансовый консультант!» сегодня уже практически не работает1 . Обеспеченные клиенты требуют от консультанта если и не все карты выложить на стол, то подробно обосновать свои рекомендации, то есть объяснить не только что делать, но и почему надо делать именно это. Тенденция эта — общемировая. Эксперты связывают повышенное любопытство клиентов с их тягой к развитию собственных компетенций: люди предпочитают не просто получить доход, но и больше узнать о предмете инвестирования. И с этим запросом придется все чаще считаться.

Консультанту наверняка придется объяснять недоверчивым клиентам, растут или падают цены на конкретного художника, а если растут, то быстрее или медленнее рынка. Какова динамика для других художников его круга. Насколько оправданна предложенная цена. И вообще в целом в какой фазе рынка мы находимся. Интуиция, опыт, чутье консультанта и его вовлеченность в практический рынок — эти ценные вещи никто не отменял. Но будет гораздо лучше, если свои конкретные инвестиционные предложения консультант сможет аргументировать, используя формальные индикаторы рыночной конъюнктуры, то есть цифры.

Вот как раз для инвестиций в искусство, в том числе и для защиты позиции консультанта арт-банкинга по инвестиционному потенциалу того или иного произведения, у нас в ARTinvestment.RU разработаны собственные инструменты и технологии. О некоторых из них и расскажу в данной статье.

Наиболее достоверный на сегодняшний день источник информации о рыночных ценах на произведения искусства и их динамике — это аукционные результаты. В отличие от галерейных и закрытых частных сделок, эти цены достигнуты публично, на состязательной основе, обычно в борьбе между хорошо информированными участниками. То есть, несмотря на ряд тонкостей, именно аукционные цены в наибольшей степени соответствуют критериям рыночности. Напомню, что крупнейшей в мире базой данных аукционных результатов по русскому искусству располагает сегодня именно ARTinvestment.RU. Если по мировому искусству есть гораздо более крупные базы (тот же самый известный artprice.com), то конкретно по русскому наша база наиболее подробна и информативна. На конец февраля 2015 года в ней числятся более 10 400 художников из орбиты русского искусства и более 180 000 аукционных результатов.

Итак, на какие вопросы клиентов арт-банкинга могут помочь ответить информационные сервисы ARTinvestment.RU?

Как выбрать художника для инвестиций и обосновать эту рекомендацию клиенту?

Помимо знаний и интуиции, консультанту арт-банкинга можно попробовать ориентироваться на инвестиционные рейтинги ARTinvestment.RU. А именно рейтинги художников по доходности в деньгах и рейтинги по темпам роста в процентах. Они отражают в целом конъюнктуру для вовлеченных в аукционный оборот произведений художников и их позиционирование среди «конкурентов» по уровням доходности. С определенными оговорками рейтинг темпов роста цен на живопись за год показывает, картины каких авторов дорожали уверенными темпами, а каких, наоборот, показывали отрицательную динамику. Важно, что наша методика расчета всех рейтингов исключает из анализа работы, которым присвоены «красные» индикаторы инвестиционного риска (чаще всего это означает, что работа несет явные признаки фальшивки), а также неадекватно высокие или неправдоподобно низкие результаты. При этом важно все равно предупредить, что в искусстве любая «математика» имеет лишь вспомогательную роль. Все математические выводы нужно проверять, глядя непосредственно на изображения, технические параметры и аукционные цены конкретных работ. Но в качестве инструментов первичного отбора доходных художников инвестиционные рейтинги ARTinvestment.RU вполне годятся. Подробнее рекомендованный порядок действий описан в статье «Как выбирать произведение для инвестиций с помощью ARTinvestment.RU».

Как помочь клиенту проверить цену на произведение, приобретаемое для инвестиций?

Доступ к актуальной базе аукционных результатов при наличии минимальных навыков позволяет самостоятельно и очень аргументированно определить рыночную цену произведения искусства сравнительным методом. Грубо говоря, сравнить картину с недавно проданными «аналогами» и посмотреть уровень цен. Практически для самостоятельной оценки картины или рисунка нужно составить ряд ценовых результатов для работ выбранного художника сопоставимого качества (по периоду создания, по сюжету, по технике, по размеру и пр.). В общей аукционной статистике по конкретному автору нужно ориентироваться преимущественно на результаты последних трех лет. Более старая информация для оценки уже не подходит. Цены на русских художников в прежние годы быстро менялись. На пик они вышли в 2008–2009 годах, а потом последовал резкий спад. Тогда цены на многих художников, покупаемых преимущественно русскими коллекционерами, упали примерно на 40 % и полностью так и не восстановились. Поэтому сегодня нужно принимать во внимание: высокие цены периода 2007–2009 годов в 2015-м совсем не показательны.

Что делать дальше для определения цены? В базе ARTinvestment.RU нужно выбрать работы того же периода. Бывает, что год создания близок, но результат «не продано». В этом случае обращаем внимание на эстимейты. Если эстимейт (предварительная оценка) присваивался экспертами ведущих аукционных домов, то для пользователя базы это тоже информация к размышлению. В получившемся списке нужно ориентироваться на средние цены, игнорируя нетипично высокие или аномально низкие результаты торгов. Такой метод оценки дает достаточно реалистичную картину по цене конкретного произведения — ее достаточно, чтобы торговаться. К слову, похожая методика используется для составления аукционных прогнозов ARTinvestment.RU, которые в целом неплохо сбываются. В методике оценки работы по базе ARTinvestment.RU есть множество несложных, но все-таки важных тонкостей, о которых лучше всего прочитать в отдельной статье «Как самостоятельно оценить произведение с помощью ARTinvestment.RU».

Работу по составлению сравнительного ряда произведений консультанту или клиенту пока приходится производить вручную — смотреть на фото, на параметры и отбирать. Но в принципе мы стоим на пороге появления полуавтоматизированных систем оценки произведений искусства. Компьютерной программе вполне по силам выполнить рутинную работу по выборке из базы данных сравнительного ряда произведений (по определенным параметрам) и составления формулы цены. Человеку же останется подать ей на вход исходные параметры оцениваемой картины (автор, год, техника, размер и пр.), а потом исключить из выборки визуально неподходящие и сомнительные результаты. Появление таких софтовых «помощников оценщика» в будущем станет серьезным подспорьем для консультантов, коллекционеров, да и самих инвесторов.

Как узнать, стоит ли рекомендовать клиенту в конкретный момент выходить на рынок? Как определить, каково текущее состояние рынка искусства в целом и конъюнктура для работ конкретного художника в частности?

Иногда «математика» требуется не для принятия решения, а скорее для подкрепления уже сделанного интуитивного выбора в пользу покупки конкретного автора. Так тоже бывает: консультант видит и чувствует хорошую инвестиционную возможность, но для того, чтобы ее «продать» клиенту, требуется дополнительная внешняя аргументация. Как раз в такой ситуации, когда художник уже выбран и динамика изменения цен на его произведения интересна, на помощь приходят индексы семейства ARTIMX. Для конкретного художника это будет ценовой индекс Artist’s ARTIMX, изменение которого показывает изменение среднего уровня цен на работы художника. А вообще индексов этого семейства есть несколько. Есть, например, ARTIMXba — один из самых ключевых для оценки рынка: он показывает изменение покупательской активности. В частности, если все больший процент лотов на аукционах остается непроданным, то это предвестник того, что примерно через полгода цены на аукционном рынке искусства начнут снижаться. И наоборот. К слову, общие индикаторы ARTIMX для рынка искусства публикуются в открытом доступе, доступны не только для подписчиков.

Анализ графиков движения ценового индекса конкретного художника, а также покупательской активности на рынке и, например, ценового индекса рынка русского искусства в ряде случаев позволяет понять, стоит ли сейчас входить на рынок или лучше повременить.

В завершение считаю необходимым повторно подчеркнуть: любая «математика» в искусстве требует очень аккуратного обращения. Она довольно эффективна на больших массивах данных, например, когда в год продается несколько десятков картин одного автора. Но в частных случаях «математика» запросто может ошибаться. Например, аукционные цены на две картины одного и того же художника, созданные в одно и то же время и одинаковые по размеру, могут отличаться в несколько раз. И это нормально. Почему? Ну, например, если одна картина бытовала в известной коллекции (допустим, Костаки), а об истории другой ничего не известно. Или одна — живописный шедевр в творчестве художника, а вторая просто крепкая вещь, но не более того. Математикой, увы или к счастью, нельзя измерить то, что легко доступно человеческому глазу. Более того, аукционной «математике» в общем-то все равно, фальшивая вещь или нет. Если работе не присвоен «красный» индикатор инвестиционного риска, то она попадет в формулу расчета цены на общих основаниях (то есть как подлинная). Вывод: любые решения, основанные на анализе ценовых индексов, требуется проверять в ручном режиме, тщательно отсматривая выбранные для инвестиций произведения. Все перечисленные выше инструменты — это лишь программные помощники консультанта, а окончательное решение в сфере искусства по-прежнему остается за человеком.

1 Как верно было подмечено в статье Николая Чумака в сборнике «Private Banking по-русски?!» (Николай Чумак. Изменение в жизненных ценностях и предпочтениях состоятельных людей: что влияет на выбор финансовых продуктов? // Private banking по-русски?!: сборник / коллектив авторов; под ред. А.И.Гусева. – М.: КНОРУС, 2013. С. 228).

Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20150303_art_banking.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20150303_art_banking.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Наверх