Художник недели: Николай Рерих
ARTinvestment.RU   17 июня 2013

Прошедшая в Лондоне Русская неделя принесла нам сразу несколько персональных рекордов. Одной из самых громких сенсаций стала продажа картины Николай Рериха «Мадонна Лаборис (Труды Богоматери)»

Прошедшая в Лондоне Русская неделя принесла нам сразу несколько персональных рекордов. За самые высокие для своих авторов цены были проданы картины И. И. Шишкина, А. Д. Древина, И. И. Машкова, однако одной из самых громких сенсаций стала продажа картины Николая Рериха «Мадонна Лаборис (Труды Богоматери)». В ходе торгов аукционного дома Bonhams за нее было отдано 7 880 000 фунтов — более 12 миллионов долларов. Таким образом, «Мадонна Лаборис (Труды Богоматери)» сейчас занимает первые строчки в рейтинге самых дорогих работ Рериха и рейтинге самых дорогих работ, проданных в рамках специализированных русских торгов ведущих мировых аукционов, для русских художников вообще. А в рейтинге самых дорогих картин русских художников «Мадонна Лаборис (Труды Богоматери)» располагается на 7-м месте.

Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 года в Санкт-Петербурге. Отец будущего художника — известный нотариус Константин Фёдорович Рерих вращался в самых верхах тогдашнего столичного общества, среди его клиентов и гостей дома были Д. И. Менделеев, живописец и скульптор М. О. Микешин, многие другие известные деятели науки и искусства. И конечно, большое внимание в семье уделялось культурному воспитанию детей, приобщению их к миру искусства с самого раннего возраста. Дети (у Николая была еще сестра Лидия и два брата — Борис и Владимир) принимали самое активное участие в устройстве и оформлении домашних спектаклей, их брали на концерты, в театры, они слушали взрослые разговоры о культуре, о живописи; поэтому нет ничего удивительного в том, что рисованием Николай стал интересоваться довольно рано.

Второй страстью юного Николая Рериха была история: известно, что лето семья проводила в имении Извара, в 100 км от Петербурга. Усадьба эта, возникшая на месте старинного новгородского поселения XII — XV веков, стала для Рериха неиссякаемым источником образцов русской древности, здесь начались его занятия археологией, которые постоянно подпитывали его интерес к истории.

В 1883 году 9-летний Николай Рерих был определен в гимназию К. И. Мая. Любимым предметом в гимназии для него была история, он намеревался изучать ее и дальше, а заодно хотел получить и художественное образование. Вспоминают, что всерьез увлекся рисованием Рерих лет в 11-12, первые рисунки его были навеяны Изварой, в основном это были пейзажи, наброски растений и птиц. В одном из писем сам Николай Рерих называет датой начала серьезных занятий живописью 1891 год (к слову, именно этим годом датируется портрет Н. В. Гоголя) — когда он начал брать уроки у художника М. О. Микешина и мозаичиста И. И. Кудрина. Однако, несмотря на все видимое стремление сына к искусству, Рерих-старший настаивал на получении Николаем юридического образования: как первый сын в семье, он должен был продолжить семейное дело. В итоге в 1893 году Рерих поступил одновременно и на юридический факультет Санкт-Петербургского университета (студентом) и в Академию Художеств (вольнослушателем Высшего художественного училища), при этом он успевал посещать еще и лекции на историко-филологическом факультете университета. Вспоминают, что часто Рерих влетал в мастерские прямо в форме юридического факультета, не найдя времени переодеться. И это правда — он успевал везде. Его хвалили на юридическом факультете, и ему очень повезло в Академии художеств: он попал в мастерскую к А. И. Куинджи, чья манера преподавания и письма, а также общие художественные искания отвечали растущему таланту юного художника. Дипломная работа Рериха (он закончил Академию в 1897-м) — историческое полотно «Гонец. Восстал род на род» — вышла настолько удачной, что его для своей коллекции приобрел П. М. Третьяков. Любовь к истории, юриспруденция и искусство не шли параллельно или, того хуже, враждовали в душе Рериха, а, напротив, плодотворно сочетались. Спустя год после получения академического диплома он окончил университет, написав работу на тему «Правовое положение художников в Древней Руси».

По окончании учебы Рерих начал работать в журнале «Искусство и художественная промышленность», где писал искусствоведческие статьи. В 1899 году картины Рериха «Сходятся старцы» и «Поход» привлекли к себе внимание одного из самых известных ценителей искусства того времени — С. П. Дягилева, который пригласил Рериха участвовать в выставке «Мира искусства». В том же году Рерих познакомился с Еленой Ивановной Шапошниковой, своей будущей женой (они поженились в 1901 году) и матерью своих сыновей — Юрия (1902–1960, ученый-востоковед) и Святослава (1904–1993, художник).

Летом 1900 года умер отец художника К. Ф. Рерих, и осенью на свою долю наследства Николай отправился в Париж, посещая по дороге все крупные музеи и знакомясь с творчеством европейских художников. В Париже в 1900–1901 годах он брал уроки в студии Ф. Кормона, а также настолько увлекся творчеством Пюви де Шаванна, что называл его своим вторым учителем после Куинджи. На обратном пути из Франции в Россию он успел посетить среди других стран Италию, где изучал творчество старых мастеров.

Рерих вообще очень любил путешествовать. Новые впечатления, почерпнутые в пути, поддерживали его творческий тонус и позволяли все глубже погружаться в атмосферу истории и культуры других стран, народов, времен. С годами интерес его к русской истории и культуре не ослабел, заслоненный многими другими знаниями и впечатлениями, а, напротив, усилился. В 1903/1904 годах чета Рерихов совершила грандиозное путешествие, посетив около 40 древнерусских городов; впечатления от этой поездки вылились в серию исторических полотен, посвященных быту и культуре Древней Руси. (Сразу по возвращении и потом в течение многих лет Рерих, потрясенный увиденным, в своих статьях и выступлениях говорил о необходимости охраны памятников старины; впоследствии его идеи воплотились в Пакт Рериха — «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», принятый в 1935 году.) К этому же периоду относятся и работы художника на духовные темы, исполненные в виде фресок и эскизов мозаик для церквей и храмов. Кроме законченных вещей, из путешествия он привез множество этюдов храмов и крепостей, причем под его кистью эти архитектурные сооружения словно вырастают из земли, становясь такими же живыми и естественными участниками пейзажа, как и окрестные деревья. Рериха даже называют основоположником исторического пейзажа: в своих работах он воссоздавал не событие, но атмосферу времени. С течением времени на смену архитектуре в его пейзажах придут горы, но дух истории и вечности в них не просто сохранится, но окрепнет и станет визитной карточкой художника.

Интересны эксперименты Рериха с техникой. С 1901 года он чаще пишет гуашью, использует пастель, с 1906-го много работает темперой, а после 1919-го прекращает использовать масло совсем, считая его слишком темным и тяжелым, не подходящим для его целей, и отдает предпочтение ярким прозрачным краскам темперы и гуаши. Рерих предпочитает чистые контрастные цвета, которые он наносит послойно. Обращается он и к туши (до 1920-х), и к акварели (до 1930-х), выполняет эскизы для майоликовых фризов. С 1910 года он подписывает свои картины инициалами НК.

Рерих занимался станковой живописью, графикой и декоративно-прикладным искусством, работал и как театральный художник. В 1905 году он подготовил эскизы к постановке «Девассари Абунту» (не осуществлена), позднее отклонил заказ Дирекции Императорских театров на эскиз к «Ивану Грозному», а в 1907-м публика увидела первый спектакль в его оформлении — «Три волхва» («Три Мага»). Во время знаменитых «Русских сезонов» Дягилева в декорациях Рериха шла сцена «Половецкий стан» из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина, опера «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку И. Ф. Стравинского и др.

Еще один штрих к портрету Рериха — его общественная деятельность и многочисленные руководящие посты, которые он занимал в различных русских художественных организациях. Так, в 1906 году он возглавил Школу Общества поощрения художеств в Петербурге, где провел реорганизацию мастерских и привлек в качестве педагогов В. В. Матэ, И. Я. Билибина, Я. Ф. Ционглинского и других известных художников. В 1910-м был избран председателем возрожденного «Мира искусства», а позднее для поднятия уровня художественных аукционов в России создал и возглавил комиссию, одной из основных задач которой было не допускать к продаже подделки.

Революция 1917 года застала Рериха на территории Финляндии, поэтому он не испытал тех трудностей, что выпали на долю желающих уехать из России. Очередное путешествие по миру Рерих начал в 1919 году, отправившись с выставками по странам Скандинавии, затем был Лондон, где ненадолго возобновилось сотрудничество с Дягилевым. А в 1920-м поселился в США, отправив крупную выставку (более ста) своих работ в поездку по стране.

В Америке, однако, Рерих стал знаменит скорее своей культурно-просветительской деятельностью. По некоторым свидетельствам, интерес к его полотнам проявляли в основном приверженцы его философских идей. Так, Игорь Грабарь, в 1924 году побывавший в США, отмечает, что «ни в одном из американских музеев произведений Рериха не увидели» и что «по наведенным справкам, оказалось, что все картины Рериха были взяты одним “патроном”-богачом в залог за выданную ему ссуду».

Первая экспедиция в Индию Рериху удалась не сразу — не пускали трудности с деньгами и документами. Наконец, в 1923 году отъезд состоялся. В Индии он проводил обширные археологические и этнографические исследования, попутно черпая вдохновение для своих следующих работ. К слову, собственно Индией та поездка не ограничивалась, маршрут пролегал через территории Китая, России, Монголии, Тибета. По окончании экспедиции для работы с накопленным материалом в 1928 году в долине Кулу был организован Институт Гималайских исследований. В своих дальнейших путешествиях, а затем и жизни в странах Азии Рерих увлеченно изучал индийское, цейлонское, японское, тибетское и китайское искусство, перенимая даже некоторые композиционные особенности восточных пейзажей (в основном это выражается в постройке планов и работе со светотенью).

В 1920–40-х годах (с 1930-го до самой своей смерти в 1947 году Рерих жил в Индии) работал он много и плодотворно, создал несколько серий, каждая из которых объединяла до нескольких десятков картин — например, к циклу «Гималаи» относятся 39 работ. Творческое наследие Николая Рериха насчитывает до семи тысяч произведений — по большей части монументальных станковых картин, в основном пейзажей, выполненных темперой или в графических техниках, с редкими (преимущественно ранними) обращениями к историческому и духовному жанру. Изменение тематики носит у Рериха скорее циклический характер — например, в раннем его творчестве можно выделить языческие, затем мифологические и эпические циклы; в русский и доиндийский периоды героями его полотен духовного жанра были христианские святые, а уже в Индии их сменили нехристианские подвижники.

След в искусстве оставил не только Рерих-живописец, но и Рерих-собиратель: одним из его многочисленных увлечений было коллекционирование старинной европейской живописи (в основном — малых голландцев). В 1921 году его коллекция из 215 предметов попала в Эрмитаж, а затем была распределена по многим музеям. Помимо европейской живописи, чете Рерихов принадлежали обширные коллекции японских и китайских художественных произведений (тысячи оригиналов, около 20 тысяч репродуцированных изображений), ставшие впоследствии основой экспозиции Государственного музея Востока.

Большая часть творческого наследия Николая Рериха рассредоточена по музеям России и мира, но встречаются его работы и на аукционах — русских и международных. Интерес арт-рынка к его творчеству в последние годы неуклонно растет, пиковыми были октябрь и ноябрь 2008 года, а в 2013 году, согласно индексу ARTMX на 03.06.2013, доходность художника показывала непрерывный рост на 79,83 %.

В базе artinvestment.ru зафиксировано более 300 его работ, 213 из которых — живопись. Верхние цены на них еще неделю назад располагались в диапазоне 1–1,7 миллиона фунтов, но с учетом последней рекордной цены, которая оказалась в разы выше этого диапазона (возможно, что это первый шаг к новому ценовому уровню), тройка самых дорогих работ Рериха выглядит так:

  1. «Мадонна Лаборис (Труды Богоматери)». 7 881 250  фунтов. 5 июня 2013 года. Bonhams.
  2. Историческое полотно «Он пришел» (1920). 1 756 500 фунтов. 26 ноября 2007 года. Sotheby’s.
  3. «Лао-Цзы». 1 950 000 долларов. 26 апреля 2006 года. Sotheby’s.

К слову, один из пейзажей Рериха 1920-х годов из серии «Ладога» представлен в каталоге завтрашних, 18 июня, торгов аукционного дома «Кабинетъ», так что у всех заинтересованных есть возможность приобрести в свою коллекцию работу этого мастера.

Источники:

  1. И. Грабарь. Моя Жизнь. Этюды о художниках. М., изд-во «Республика», 2001.
  2. roerih.ru
  3. roerich-encyclopedia.facets.ru
  4. icr.su
  5. roerich-izvara.ru
  6. artinvestment.ru

Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20130617_Roerich.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20130617_Roerich.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх